Бизнес и кризис, надежда и отчаяние

21.07.2016   \  Прямая речь

Российский государственный деятель, член Президиума Арбитражного третейского суда Андрей Нечаев

Российский государственный деятель
член Президиума Арбитражного третейского суда
Андрей Нечаев

Часто, когда говорят о кризисе, то вспоминают китайские иероглифы, которые обозначают кризис. Бизнес и Кризис Надежда и Отчаяние. Там два иероглифа, второй из которых переводится как «надежда». Ну, насколько вообще китайские иероглифы можно перевести на европейские языки адекватно. Поэтому, с одной стороны, кризис – это всегда шанс, потому что какие-то компании уходят с рынка. Значит, это возможность занять свою нишу на рынке, это возможность предложив какие-то или новые технологии, или систему управления, или конкретные товары и услуги, или все это в совокупности, достаточно быстро завоевать рынок, что редко удается, скажем, когда экономика на подъеме. Но беда российской экономики состоит в том, что в ней, конечно, не созданы благоприятные условия для развития бизнеса. Вот вся та совокупность требований, норм, правил, законов, которые называются «благоприятный предпринимательский климат».

Начиная от защищенности собственности, когда практически никакой бизнесмен любого уровня: и мелкий, и крупный, не может быть уверен в том, что, если его бизнес успешно развивается, то завтра не придут (не бандиты уже – это не девяностые годы) чиновники, или, что еще страшнее, правоохранительные органы с той или иной вариацией выражений «делиться надо». И вот эта вот незащищенная собственность – это главное препятствие, конечно, для развития бизнеса в виде инвестиций вообще в Россию, в том числе и отечественных предпринимателей.

Второй момент – это отсутствие, конечно, нормальной судебной системы. Почему вообще вот реформирование институтов, о чем мы часто говорим, начинается с реформирования судебной системы. Чтобы она была независимой, профессиональной, компетентной, подчиняющейся только закону, и там и гражданин любой, и предприниматель, если мы говорим о бизнесе, мог реально найти серьезную судебную защиту. И защиту собственности, и защиту в рамках контрактного права, и корпоративного права, то есть по всем направлениям своего бизнеса. Ну и, наконец, последний момент – это, конечно, должно быть устранено… Гигантское вот.. Ее победить полностью не удалось никому в мире. Но уровень коррупционного и бюрократического давления на бизнес, который существует в России, он, конечно, находится просто за гранью добра и зла. Нам, конечно, надо резко снижать уровень огосударствления экономики.

Если мы говорим о развитии частного бизнеса и не просто там некоторые мантры, которые произносятся с самых высоких трибун о заинтересованности в поддержке малого и среднего бизнеса, - все это пока «вербальные инвестиции», как я их называю, не подкрепленные реальными. Понятно, что, если в госкомпании в совете директоров сидят крупные государственные чиновники и они честно выполняют свои обязанности, тогда они должны делать все для того, чтобы эта компания процветала. Может с такой компанией конкурировать частный бизнес, даже крупный? Ну конечно всерьез нет! О прямых просто вливаниях бюджетных средств, как вот сейчас, например, происходит с Внешэкономбанком – он оказался просто банкротом фактически, то есть полное-полное фиаско. Первый крупнейший государственный институт развития оказался на грани исчезновения, и сейчас в него вливают многомиллиардные суммы бесплатно. Вот какой-то частный бизнес может на это рассчитывать? Конечно же нет! Или какой-нибудь частный инвестиционный банк? То есть доступ к госзаказу, доступ к дешевым бюджетным и иным государственным деньгам… Смотрите, кто получил, в основном, средства из Фонда Национального Благосостояния? Госкомпании. Равноправие налогоплательщика и налоговых органов. Должна быть презумпция невиновности налогоплательщика. А вот арест без решения суда, огромные штрафы, - все это, конечно, зачастую парализует и уничтожает в целом вполне нормальный и хороший бизнес, тем более с учетом того, что у нас налоговая отчетность крайне усложнена. Мы, наверно, единственная страна в мире, где бухгалтерский учет и налоговый учет вообще разорваны между собой. Можно по бухгалтерскому учету иметь убытки. И в рамках традиций делового оборота: да, у вас убытки. А по налоговому учету вы должны заплатить налог на прибыль. Это абсурдно, это наша тем не менее повседневная реальность. Это, конечно, ситуация абсолютно ненормальная.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.