Гарегин Тосунян ответил на вопросы студентов и преподавателей вузов, не освещенные в ходе открытой дискуссии

Гарегин Тосунян ответил на вопросы студентов и преподавателей вузов, не освещенные в ходе открытой дискуссии

В рамках открытой дискуссии на тему: «Риски стагнации финансового рынка. Роль мегарегулятора в его развитии и повышении стабильности», которая прошла
9 октября, в адрес участников: Президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, Президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса и генерального директора Национального бюро кредитных историй Александра Викулина, поступило несколько десятков вопросов от студентов и преподавателей 28 вузов из разных регионов страны. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, которые не удалось за отведенное время озвучить в ходе мероприятия. Отметим, что схожие вопросы были скомпонованы со ссылкой на несколько вузов.

- Сможет ли мегарегулятор обеспечивать рост инвестиционной привлекательности РФ в целом? (Институт экономики и управления Бурятского государственного университета, Сочинский государственный университет)

- К сожалению, вопрос инвестиционной привлекательности зависит не только и не столько от мегарегулятора, сколько от множества других факторов, в том числе от судебной и правоохранительной систем, а также от организационно-бюрократических факторов.Конечно, регулятор может, идолжен внести свою лепту в повышение привлекательности инвестиционного климата в стране, но его удельный вес в решении этих вопросов не столь значителен, как могло бы показаться.

- В соответствии с новым законом о Негосударственных пенсионных фондах все НПФ будут преобразованы в акционерные общества. Как это скажется на финансовом секторе, ведь произойдет смена гарантий некоммерческой организации на гарантии АО? Будет ли это иметь положительный эффект для рынка финансовых услуг или все закончится формальным изменением? (Саратовский государственный социально-экономический университет)

- С формальной точки зрения смена организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов нужна для более качественного регулирования их деятельности. В соответствии с законодательством, у некоммерческой организации нет владельцев, поэтому отсутствует персональная мотивация и в ряде случаев затруднено определение персональной ответственности должностных лиц. Стремление регулятора изменить форму существования таких финансовых институтоввозможнологично и рационально, время покажет.

- Расскажите о ключевой ставке, введенной ЦБ РФ. Чем она принципиально отличается от ставки рефинансирования? (Воронежский государственный университет)

- Ставка рефинансирования не является, так исторически повелось, показателем стоимости денег по той причине, что по ней ЦБ не кредитует коммерческие банки.

Основной инструмент рефинансирования – недельного РЕПО (кредитование банков под залог ценных бумаг из Ломбардного списка на срок одна неделя с последующим выкупом залога по цене, выше стоимости в момент выдачи кредита на величину ставки РЕПО). Так, получив кредит от ЦБ на 1 миллион рублей по ставке 6,5%, банк должен будет вернуть 1000000*(1+0,065*7/360) = 1001246,6 руб.

РЕПО – основной, но не единственный инструмент рефинансирования. Таких инструментов достаточно много и уже давно существует потребность в оптимизации их номенклатуры, а также снижения спрэда между их ставками. Для этих целей ЦБ ввёл ключевую ставку.

«Ключевая ставка – 1 процентный пункт» - это доходность операций по абсорбированию ликвидности.

«Ключевая ставка + 1 процентный пункт» - это доходность операций по предоставлению ликвидности.

- Одним из факторов, ограничивающих рост ВВП Российской Федерации, является острая нехватка капитала. Какие способы ограничения оттока капитала из России, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными? (Петрозаводский государственный университет)

- Я не являюсь сторонником ограничений оттока капитала.Я считаю, что никакие завесы и ограничения не способствуют капитализации нашей экономики, банковской системы или росту ВВП. Этот вопрос зависит от инвестиционного и бизнес-климата, и он заключается не в том, чтобы ограничить отток капитала, а в том, чтобы сальдо оттока и притока было бы положительным, поскольку мы нуждаемся в капитальных вложениях.

И только через создание благоприятных инвестиционных условий, а не какими-то иными способами, мы сможем обеспечить приток капитала.

- Что необходимо предпринять, чтобы активы страховых компаний и пенсионных фондов стали пассивами банков? Стоит ли обязательные виды страхования, которые существуют в России, оставить в этой категории или необходимо сделать их добровольными? (Петрозаводский государственный университет)

- Чтобы активы страховых компаний и пенсионных фондов стали пассивами банков необходимо минимизировать существующие ограничения, которые не допускают сегодня некоторые средние и малые банки к обслуживанию пенсионных фондов. Также требуется создать условия, при которых эти рынки будут взаимодополнять и развивать друг друга, то есть необходимо увеличивать масштабы страховой деятельности. Тогда страховые компании смогут подпитывать банки, а кредитные организации, в свою очередь, смогут подпитывать этими средствами бизнес, который впоследствии будет страховать свои риски.

В целом, надо сделать очень многое с точки зрения повышения доверия россиян к страхованию. Необходимо, чтобы люди начали понимать, что страхование является неотъемлемой частью жизнедеятельности и бизнес-деятельности, которая дает возможность людям минимизировать различные риски и быть уверенными, что в случае возникновения каких-то обстоятельств, они получат страховые выплаты.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития банковской отрасли и какие реформы необходимы для роста эффективности ее деятельности? (Тольяттинский государственный университет)

- Сегодня наблюдается явный дефицит банковских услуг и острейшая потребность в финансировании, а других источников финансирования соизмеримых с банковским кредитованием человечество пока не придумало. Рассчитывать на государственные ресурсы сильно не приходится, особенно с учетом уровня коррупции. Поэтому перспективы развития у нас очень большие.

В отношении вопроса о необходимых реформах хочу отметить, что здесь речь идетне столько о новых законах, сколько о системности подхода, обеспечении нормального климата и правоприменительной практики.

- Какие могут быть достойные альтернативы мегарегулятору? (Иркутский государственный университет)

- Мегарегулятор уже есть. И искать ему очередные альтернативы не нужно. Вопрос в том, как обеспечитьсистемный подход мегарегулятора ко всем сегментам рынка, которые он должен в соответствии с новым законом регулировать. Рисков у нас существует множество, но искать альтернативы, чтобы минимизировать их – не самый лучший способ.

- Как будут регулироваться микрофинансовые организации и ставки по их кредитам? (Институт банковского дела АРБ, Вятский государственный университет)

- Это очень серьезный вопрос к Центральному Банку, потому что на сегодняшний день внятной политики и понимания того, как это организоватьв целом, пока нет.

- В какой форме будет представлен единый мегарегулятор: государственный орган,саморегулируемая или независимая организация? (Kазанский государственный энергетический университет)

- Мегарегулятор уже представлен в виде государственной структуры на базе Центрального Банка. При этом государственный орган – это не совсем точное определение, потому что сам ЦБ РФ согласно Статье 75 Конституции РФ имеет особый статус, он осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти: исполнительной, законодательной и судебной. Поэтому регулятор – это госорган с особым конституционным статусом.

- Сегодня в России, по существу, функции регулирования рынков возложены на три ведомства — Министерство финансов, ЦБ России и ФСФР. Такая форма регулирования имеет устоявшуюся историю. Замечу, что практикуют ее во многих странах, в том числе и в стране с крупнейшей экономикой — США. Не думаю, что страны, выбравшие систему, в которой отведено место нескольким регуляторам, сделали необдуманный выбор и идут по этому пути десятилетиями. Если мы решили повторить опыт Великобритании, где скоро будет один регулятор, мы должны понимать не только все особенности такого регулирования, но и возможную специфику такой формы в России. Почему бы нам не выбрать свой особенный путь, не становясь при этом Великобританией-2? Скопировать систему в точности все равно не получится. А нюансы и мелочи, не учтенные при адаптации, могут очень негативно отразиться на рынке в целом. (Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского)

- Это, на мой взгляд, не вопрос, а скорее комментарий, по которому мне остается только уточнить, что ФСФР уже является неотъемлемой частью ЦБ.

- На Ваш взгляд, сколько времени потребуется России, чтобы достичь высокого уровня развития экономики и финансовых рынков как в зарубежных странах? (Оренбургский государственный университет)

- Гораздо меньше, чем потребуется времени, чтобы достичь соответствующей инфраструктуры, адекватной зарубежным странам, речь идето дорогах, транспорте, связи и т.д.

Финансовый рынок развивается с некоторым опережением, но очень многое связано с общей инфраструктурой рынка и экономики в целом. Если не обеспечить необходимой инфраструктуройпроизводства, то достичь высокого уровня развития экономики будет очень непросто.

- Как повлияет на деятельность мегарегулятора объединение территориальных учреждений Банка России? (Тюменский государственный университет)

- Как повлияет– это нам покажет только время. Здесь важно не переусердствовать, но в тоже время излишнее дробление также неоправданно.

- Как ЦБ РФ собирается снизить процентные ставки, ведь в стране большие неподъемные кредиты? Как Вы считаете, что необходимо предпринять для решения данной проблемы? (Институт финансового и банковского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина)

- Снижение процентных ставок – это очень глобальная и непростая задача. И без государственного фондирования, без соответствующего подключения государственных инструментов, снижающих стоимость ресурсов, проблему не решить. Поэтому АРБ и ставила в свое время вопрос о необходимости включения в денежно-кредитную политику хотя бы строки, в которой будут определены меры, направленные на снижение процентных ставок, а лучше отдельного раздела.Также требуется, чтобы государство расширило объемы рефинансирования, через которые процентные ставки и будут идти вниз.

- Каковы, на Ваш взгляд, сегодня ключевые факторы инфляции в России? (Московский государственный институт международных отношений (У) МИД РФ)

- Основные факторы инфляции, на мой взгляд, заключаются сегодня в тарифной политике, которая очень сильно толкает инфляцию вверх, в коррупционной добавленной стоимости и высокой себестоимости всего производимого из-за недоразвитости нашей инфраструктуры.

- Не лучше ли уделить больше внимания качеству кредитов и системе риск-менеджмента, чем искусственно сдерживать рынок, боясь невозвратов? (Орловский государственный институт экономики и торговли)

- Согласен. В этом вопросе действительно лучше уделять внимание качеству кредитов и системе риск-менеджмента, здесь трудно не согласиться.

- Идея о создании мегарегулятора обсуждалась почти 10 лет назад. И ведь с внедрением такого мощного регулятора финансового рынка грядут значительные изменения. А каково будет положение рубля? Не обесценятся ли деньги в одночасье? Лучше их тратить или вкладывать сейчас? (Кристина Семкина)

- Введение мегарегулятора на положении рубля не может сказаться негативным образом, равно как и очень позитивным. В одночасье ничего не обесценится. А вкладывать и тратить стоит в соответствующих пропорциях, и никоим образом не исходя из того, что «раз создан мегарегулятор, то надо взять и сразу все потратить».

- Какая сумма из государственного бюджета была выделена на создание мегарегулятора? И оправдаются ли эти затраты? Почему иностранные инвесторы против создания мегарегулятора в РФ(Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет)

Почему иностранные инвесторы против создания мегарегулятора в РФ, я не знаю, также как и не знаю – действительно ли они против. А по вопросу размера суммы, выделенной из госбюджета, могу отметить, что в некотором смысле мегарегулятор и был создан, чтобы минимизировать бюджетные затраты, так как сам ЦБ имеет достаточно собственных ресурсов, чтобы не привлекать дополнительные бюджетные деньги.

Может быть какая-то строка в бюджете и была предусмотрена на создание мегарегулятора, я на этот вопрос не отвечу. Но мне кажется, что, скорее всего, мы как раз сэкономили бюджетные средства, потому что Центробанк не нуждается в дополнительном финансировании своего мегарегулятивного статуса.

- Что делается для увеличения объемов кредитования реального сектора российской экономики? (Самарский государственный университет)

- К сожалению, практически ничего не делается. Для объективности отмечу, что может быть институты развития, такие как ВЭБ, АИЖК, более или менее способствуют увеличению объемов кредитования. Но это не такие большие объемы по сравнению с масштабами существующей сегодня потребности.

- Позволит ли мегарегулятор создать более последовательную и простую нормативную базу? (Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского)

- Здесь могутолько сказать: поживем-увидим.

- Как Вы оцениваете возможности достижения результатов программы развития финансового рынка до 2020 года, особенно в части увеличения количества розничных инвесторов с 0,8 до 20 млн. человек? Высокая это планка или низкая, на Ваш взгляд? (Институт экономики и управления Удмуртского государственного университета)

- На сегодняшний день – высокая. И, дай Бог, чтобы мы достигли такого уровня активности розничных клиентов. Хотя при численности населения в России в размере 140 миллионов человек эта планка должна быть намного выше, потому что чем выше диверсификация, тем выше конкурентоспособность и устойчивость экономики.

- Изменится ли в будущем стратегия банков в области кредитования физических лиц на фоне высокой закредитованности населения и ухудшающихся экономических показателях в стране? (Ольга Донецкова)

- У нас невысокий уровень закредитованности населения. Да, есть отдельные слои населения, которые действительно имеют высокую долю долговой нагрузки, но общий фон закредитованности у нас невысокий. Так, по данным НБКИ, на 1 июля2013 года количество заемщиков, у которых пять и более действующих кредитов, достигло 450 тысяч человек, это менее 1% от всех заемщиков. Текущая же долговая нагрузка российских домохозяйств (отношение суммарных выплат основного долга и процентов по банковским кредитам к денежным доходам населения за вычетом обязательных платежей) в настоящее время близка к 20%.

- Могут ли выпускники вузов рассчитывать на трудоустройство по специальности в банковской сфере, или перспектива работы сводится только к кредитным экспертам, на рынке основная тенденция – продажа банковских продуктов? (Ольга Донецкова)

- Банковская сфера постоянно развивается, поэтому, безусловно,выпускники вузов могут рассчитыватьна трудоустройство по специальности.

- Прокомментируйте деятельность организации ООО «ДревПром», которая берет на себя обязательство по погашению кредита заемщиков в обмен на 25-30% отсумма кредита. (Ольга Донецкова)

- Деятельность этой компании, как и аналогичных ей, фактически направлена на создание финансовой пирамиды. Эти лица пытаются привлечь клиентов, которые заплатят им 25-30% от суммы кредита за переоформление своих обязательств на такого рода посредников. Однако на самом деле обязательства по отношению к кредитору юридически сохраняются за заемщиком. Поэтому деятельность этих финансовых агентов представляет собой мину замедленного действия, более изощренную форму финансовой пирамиды. Им категорически нельзя верить, даже в тех случаях, когда они реально первым слоям участников погашают кредиты, делается это только для того, чтобы привлечь второй, третий….и десятый слои.

- Не усугубит ли риски стагнации создание громоздкого мегарегулятора, которому придется унифицировать требования для различных по характеру секторов финансового риска? (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского)

- Создание слишком большой структуры в виде мегарегулятора действительно может иметь свои негативные последствия. Но все-таки мы надеемся, что системный подход мегарегулятора к финансовым рынкам будет иметь больше позитивный эффект, нежелинегативный.

- Может ли мегарегулятор обеспечить прозрачность тех финансовых рынков, которые будут ему подконтрольны? (Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Бурятский государственный университет)

- По крайней мере, желание и стремление обеспечить максимальную прозрачность у мегарегулятора есть. Сумеет он или нет реализовать это – покажет только время.

- Каковы будут механизмы взаимодействия СРО участников финансовых рынков с мегарегулятором? (Саратовский государственный социально-экономический университет)

- Закон о саморегулируемых организациях на финансовых рынках пока находится в стадии проработки. Я не сильно рассчитываю на то, что это будет очень эффективно в той интерпретации, в которой это сейчас обсуждается. Если говорить о механизмах взаимодействия, то они могут быть разными. АРБ, на наш взгляд, и сегодня достаточно эффективно работает с Центробанком, хотя формально статуса СРО мы не приобретали.

- Как Вы смотрите на введение сегрегированных счетов на срочном рынке Московской биржи? Как, по Вашему мнению, это может отразиться на привлечении крупных институциональных инвесторов на этот рынок? (Институт экономики и управления Удмуртского государственного университета)

- Разделенный учет средств клиента и средств участника клиринга означает, что если брокер объявит дефолт, то клиент от этого не пострадает, потому что сможет перевести свои средства другому брокеру. В конечном счете, это будет способствовать привлечению институциональных инвесторов на этот рынок.

- Предъявляемые к коммерческим банкам требования ЦБ РФявляются высокими, например, в отношении достаточности собственного капитала. Насколько выполнимы эти требования по отношению к другим сегментам финансового рынка?(Петрозаводскийгосударственный университет)

- Невыполнимы.Поэтому мы и хотим, чтобы требования были унифицированы, по крайней мере, чтобы соблюдались адекватные пропорции по отношению к другим участникам рынка.

- Сейчас много пишут о необходимости перехода к новой модели экономического роста (экономике предложения). Какой, на Ваш взгляд, должна быть процентная политика ЦБ РФ? Сегодня экономика России вошла в фазу стагнации, как в этих условиях банкам наращивать объемы кредитования? Какие услуги и продукты станут драйвером роста банковской системы на 2013 год в секторе корпоративного кредитования? (Санкт-Петербургский государственный университет)

- На сегодняшний день драйвером роста все-таки является не корпоративное, а потребительское кредитование. И излишнее сдерживание его может привести к еще большей стагнации. В отношении процентной политики хочу отметить, что именно она должна быть тем основным драйвером снижения стоимости кредитования в целом.

- Какие дополнительные действия можно предусмотреть со стороны АРБ, ЦБ, Министерства финансов, чтобы минимизировать возможность отзыва лицензии у коммерческих банков (5 страховых случаев за сентябрь 2013 г.), т.к. кроме коммерческих интересов, данная проблема носит и социальный характер? (Оренбургский государственный университет)

- Я согласен с тем, что эта проблема носит социальных характер. Но то, что сейчас за короткое время было такое большое количество случаев с отзывом лицензий не означает, что так будет происходить постоянно. Минимизировать эти риски можно, только соблюдая требования регулятора. Другое дело, что иногда банки могут просто оказаться жертвой чрезмерной надзорной политики. Эти случаи АРБ старается точечно рассматривать с Центробанком и решать их в режиме«ручной сборки». В значительной степени нам удается это сделать, хотя и не всегда.

Справочно: Общая численность онлайн-аудитории открытой дискуссии составила более одной тысячи человек. Посмотреть видеозапись мероприятия можно по ссылке: http://arb.ru/arb/press-on-arb/9707139/

АРБ благодарит Финансовый университет при Правительстве Российской за предоставленную площадку для проведения мероприятия, а также студентов и преподавателей вузов, принявших участие в онлайн-трансляции открытой дискуссии. 

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.