Аналитика: Выступление Президента АРБ Г.А.Тосуняна на XVI Съезде АРБ

05.04.2005   \  Аналитика АРБ

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим XVI съезд Ассоциации российских банков. Это является значительным событием не только для банковского сообщества нашей страны.

Возьму на себя смелость сказать от имени Совета АРБ, что вопросы, которые мы выносим на обсуждение делегатов и гостей съезда, имеют принципиальное значение для развития экономики России, ее социальной сферы. Более того, они принципиально важны для экономической безопасности и государственного суверенитета страны.

С учетом потребностей нашей экономики, а также процессов интеграции России в мировое экономическое сообщество, с учетом раскрытия нашего внутреннего финансового и банковского рынков для внешнего капитала мы должны дать ясный ответ на один фундаментальный вопрос.

Намерены ли мы сохранить, а в дальнейшем укреплять национальную банковскую систему, сделать ее способной обеспечивать страну необходимыми финансово-кредитными ресурсами?

Масштабы и параметры, которые сегодня характеризуют наш финансовый рынок, никак не могут отвечать потребностям экономики и политическим амбициям нашей страны. Но решать эту проблему можно разными путями.

Первый вариант - это укреплять собственную экономическую мощь.

Другой вариант - пойти по пути ряда восточноевропейских стран, лишившихся собственных банковских систем, и в последующем неизбежно потерять экономический суверенитет и не только его.

Наивно уповать исключительно на иностранный капитал, и надеяться, что придут иностранные банки и раздадут всем дешевые кредиты?

Поэтому, надеюсь, большинство присутствующих на съезде являются сторонниками первого варианта.

Теперь давайте посмотрим как обстоят дела с экономической мощью!

Обратимся к некоторым сравнительным таблицам, которые многим хорошо известны, и на которые мы уже третий год на съездах акцентируем внимание. На слайдах 1-5 представлены некоторые макрохарактеристики нашей экономики и нашего банковского рынка.

Здесь явно бросается в глаза огромный разрыв по ВВП.

Преодолеть этот разрыв невозможно, если мы при этом имеем аналогичный разрыв и по характеристикам банковского рынка.

Есть прописные истины, которые, к сожалению, приходится вновь и вновь повторять.

Не может быть на международном политическом поле мощной державы без развитой экономики!

В равной степени не может быть развитой экономики без мощной национальной банковской системы!

Чтобы наша страна была достойно в современных условиях представлена на международной арене и пользовалась авторитетом, основанном не только на силе оружия, необходимо сократить имеющийся недопустимый уровень отставания по важнейшим макропоказателям.

Надо изменить отношение к банкам!

Но для этого необходимо в срочном порядке в корне изменить отношение к национальной банковской системе, пока благодаря рекордным ценам на нефть сохраняется благоприятная для нас внешнеэкономическая конъюнктура рынка!

Приоритетом номер один должна стать задача обеспечения экономики России необходимыми объемами финансовых ресурсов, в первую очередь долгосрочными кредитами.

Для этого надо вернуть в банковский оборот средства пенсионных и социальных фондов. Для этого нужно также привлечь средства из неофициального, наличного и офшорного оборота в банковскую сферу. Кроме того, требуется стимулировать развитие фондового рынка и рынка производных финансовых инструментов.

Первоочередное внимание надо уделить расширению инфраструктуры банковского рынка, развивая в равной мере крупные, средние и малые банки. Может быть, следует даже особый упор сделать на региональные банки, стимулируя, в том числе, развитие филиальной сети банков из других регионов.

О «Стратегии…»

На Совете АРБ в декабре 2004 года было решено подготовить силами банковского сообщества с привлечением коллег из регулирующих органов, экспертов и ученых документ, который мы назвали «Стратегией повышения конкурентоспособности национальной банковской системы России».

Слайд 6

Разработчики документа постарались предложить комплекс мер, который необходимо реализовать, чтобы качественно изменить ситуацию с ресурсообеспечением в стране, повысить капитализацию банковской системы, снизить стоимость кредитных ресурсов, сделать их доступными для всех, в том числе для крупных предприятий, для среднего и малого бизнеса, для широких масс российских граждан.

Отдельный акцент сделан на проблему судебной защиты интересов кредиторов. Ни для кого не секрет, что судебная и правоохранительная система построены у нас таким образом, что кредитор фактически беззащитен перед недобросовестным заемщиком, тем более перед мошенниками.

В документе предложены варианты решений и необходимые изменения в законодательной и нормативно-правовой базах, регулирующих как этот вопрос, так и другие проблемы банковского и финансового рынков.

По многим направлениям АРБ уже длительное время ведет самую интенсивную работу с законодателями, с ЦБ и другими ведомствами.

Примеры

В частности, с 2002 года в работе находятся проекты по внесению изменений в гражданское законодательство.

Предлагаются, в частности, изменения в ГК:

  • с целью расширения спектра вкладных операций (ст. 837 ГК);

  • для закрытия неработающих счетов (ст.859ГК).

    С прошлого года готовятся поправки в залоговое законодательство:

  • чтобы создать механизм внесудебной реализации заложенного имущества;

  • чтобы в случае начала процедуры банкротства - исключить залог из конкурсной массы;

  • чтобы разрешить использовать в виде залога денежные средства на счетах и т.д.

    В работе находятся многие другие аккумулированные в АРБ инициативы банковского сообщества.

    Практическая реализация института гражданского общества

    У вас, уважаемые коллеги есть проект «Стратегии», Если мы примем этот документ на нашем съезде, который проходит с участием представителей законодательной, исполнительной власти, с участием руководителей наших регулирующих органов, это будет серьезный шаг вперед.

    Это будет означать, что мы реализуем на практике то, что называется институтом гражданского общества, в котором участники рынка предлагают пути эффективного развития важнейших сегментов рынка и совместно с представителями власти согласовывают траекторию движения в этом направлении.

    Далее, будем надеяться, властные структуры при подготовке официальных и директивных документов, будь то денежно-кредитная политика, или среднесрочная социально-экономическая политика, или политика развития финансового рынка, или программа по развитию ипотеки или малого и среднего бизнеса и т.д., возьмут за основу аргументированное мнение и предложения банковского сообщества при разработке соответствующих разделов.

    Итоги прошедшего года

    На каждом съезде, следуя сложившейся традиции, мы даем краткую оценку текущему состоянию банковской системы и подводим некоторые итоги прошедшего года.

    Если обратиться к слайду (нужен слайд), можно увидеть довольно приличную динамику развития банковской системы по основным ее показателям, как за 2004 год, так и за предшествующие три года. Конечно, в прошлом году показатели оказались несколько скромнее.

    Слайды 7,8

    Если мы сравним эту динамику по банковской системе с динамикой роста ВВП, можно сделать однозначный вывод.

    Чтобы преодолеть многократный разрыв по ВВП, надо обеспечить опережающий, ускоренный прирост по активам, капиталу и другим параметрам банковской системы. Это можно сделать, только при условии того, что у нас будет специальная государственная программа.

    Необходимо, чтобы банковский бизнес стал привлекательным с точки зрения рентабельности и был достаточно стабильным, чтобы он не подвергался постоянным публичным упрекам и нападкам.

    Высокая рентабельность его должна обеспечиваться за счет легальных операций, а не за счет осуществления сомнительных финансовых схем.

    За прошедший год произошло много событий, которые наглядно показали, насколько опасно раскачивать банковский рынок неосторожными действиями и даже высказываниями.

    Одновременно из событий летнего периода общество наше сделало также выводы о том, что не надо поддаваться искусственно раздуваемой панике по каждому поводу или верить множеству липовых «черных» списков, распространяемых недобросовестными участниками рынка.

    В целом, можно с уверенностью сказать, что иммунитет банковской системы существенно окреп, хотя расслабляться пока рановато.

    Особо хочется отметить, что ситуация прошлого года вновь подтвердила тезис, что региональные банки и в особенности средние и малые в условиях нестабильности проявляют наибольшую устойчивость.

    Система страхования и лишение лицензии

    На сегодняшний день продолжается процедура вступления в систему страхования вкладов. Хотя уже принято более 800 банков, процесс этот далеко не завершен и будет продолжаться до конца сентября.

    Вместе с тем нельзя также не упомянуть, что за прошлый год 30 банков были лишены лицензии.

    С одной стороны, лишение любого банка лицензии наносит серьезный ущерб по репутации всей нашей банковской системы, поэтому мы не можем испытывать от этого никакой радости.

    С другой стороны, нельзя также закрывать глаза на тот факт, что хоть и в редких единичных случаях, но под прикрытием банковской лицензии бывает, что работает «отмывочное» предприятие, которое занимается исключительно несколькими противозаконными операциями, нанося тем самым ущерб всей банковской системе.

    Конечно, в таких случаях банковское сообщество, как никто другой, заинтересовано в очищении системы от таких «финансовых бомжей».

    В этом вопросе мы являемся союзниками с ЦБ и его стремлением по повышению надзорных требований.

    Но очень важно, чтобы этот подход не зашкаливал в сторону презумпции виновности всех банков и не смахивал на ставшую притчу во языцех борьбу госавтоинспекторов с рядовыми, среднестатистическими участниками дорожного движения.

    Такой перекос всегда работает в ущерб главной цели надзора – минимизировать риски и обеспечить борьбу с грубыми нарушителями, несущими в себе самые серьезные риски для безопасности движения, в том числе финансовых потоков.

    Острие государственного надзора, в первую очередь должно быть направлено на самых одиозных участников рынка, которые создают системные риски крупного масштаба. И меры здесь должны быть самыми жесткими.

    Вместе с тем, надзор не должен подавлять деловую активность остальных участников рынка, создавая атмосферу нервозности и постоянного ощущения страха и взаимного недоверия.

    Экономическое стимулирование к развитию и капитализации банков должно выражаться не в общих призывах, а в каждодневном сокращении во многом неоправданных затрат и множества ненужных функций, которыми обременены банки.

    Если в психологии регулятора и в его надзорной политике превалирует презумпция виновности банков, тогда мы будем иметь и огромный объем отчетности, и большой спектр нормативных требований.

    Если центр тяжести переносится на создание условий для увеличения объема финансового оборота и повышения скорости этого оборота, для увеличения активов банков, «в долгую» работающих на развитие производства, тогда логика управления будет направлена в нужную сторону, на то, чтобы создать стимулы для инвесторов в финансовый рынок, избавить от лишних обременений, защитить от нахальных мошенников.

    Институты саморегулирования и призваны способствовать движению регуляторов в сторону решения именно этих задач.

    Развитие института саморегулирования

    За прошедший год произошло существенное продвижение по пути развития механизмов саморегулирования, хотя юридическая сторона вопроса пока остается открытой. Тема эта одна из самых актуальных не только для банковской системы.

    Здесь, объективности ради, надо отметить, в частности, что уровень отношений между АРБ и ЦБ, безусловно, приобретает все более четкие контуры делового, конструктивного, достаточно плодотворного партнерства и сотрудничества.

    Свидетельством тому являются не только совместные действия в прошлом году по преодолению возникшего на рынке напряжения, не только совместная работа по вхождению банков в систему страхования.

    В первую очередь – это работа над совместными приоритетами ЦБ и АРБ, утвержденными в марте 2003 года.

    В частности, ни для кого не секрет, что именно в соответствии с этими приоритетами в прошлом году была достигнута договоренность о снижении ФОРа с 10 до 3%.

    В соответствии с этими же приоритетами шла и продолжает идти работа по развитию инструментов рефинансирования, по выработке мер обеспечения стабильности банков и многому другому.

    Кстати, эти приоритеты размещены на сайте АРБ, и каждый может в любое время посмотреть, в каком состоянии находятся дела в настоящий момент по каждому из 25 приоритетов.

    Поэтому я хочу выразить особые слова благодарности от всего нашего сообщества и от Совета АРБ всем нашим коллегам из ЦБ, и в первую очередь С.М.Игнатьеву.

    АРБ очень тесно взаимодействует также с обеими палатами Федерального Собрания и с Правительством РФ, и эта работа также весьма плодотворна.

    К примеру, в течение прошлого года под председательством С.М.Миронова эффективно работал Межрегиональный банковский Совет при Совете Федерации.

    Каждое из пяти прошедших заседаний было посвящено крупным блокам банковских проблем и соответствующим им законодательным инициативам банковского сообщества.

    Совместную работу АРБ с Государственной Думой просто трудно переоценить, поскольку здесь плотная работа идет каждый день.

    Конечно, хочется каждому коллеге из каждого ведомства отдельно сказать спасибо за огромную работу и конструктивный подход!

    Вместе с тем на этом пути нам еще многое предстоит сделать.

    К примеру, в настоящее время Банком России, Минфином РФ, ФСФР м Минэкономразвития РФ сформирована так называемая «группа четырех», в рамках которой предполагается провод ить предварительное рассмотрение законопроектов по финансовой тематике.

    АРБ считает проведение подобных предварительных консультаций чрезвычайно важным. Однако эффективность таких обсуждений можно и нужно повысить, если подключить к такому переговорному процессу банковское сообщество в лице АРБ.

    Формат работы «4+1» позволит учитывать мнения субъектов рынка, даст возможность соблюсти баланс интересов рынка, интересов общества и госрегуляторов.

    Так, двигаясь навстречу друг другу, мы сумеем вырабатывать оптимальные способы решения проблем, стоящих пред банковской системой страны.

    Уважаемые участники съезда!

    Я уже говорил, что предложенный вам документ – это результат коллективного труда. Поэтому и отдельные его положения в своих выступлениях более подробно раскроют наши коллеги, принимавшие наиболее активное участие в его подготовке.

    Я лишь позволю себе в дополнение к сказанному привести несколько примеров, наглядно демонстрирующих, что нам не столько нужны какие-то преференции, сколько надо в системе управления финансовым рынком и в головах регуляторов перевернуть на 180 градусов «переключатель» в сторону развития, а не торможения.

    В нашей стране, в которой 3,2 банковских отделения приходится на 100 тыс. человек для открытия филиала банка, нужно потратить не менее 100 000 долларов и около года времени, чтобы получить разрешения всех регулирующих и контролирующих органов.

    Для сравнения, в Канаде, где на те же 100 тыс. человек приходится в 20 раз больше банковских отделений, когда вы открываете филиал или дополнительный офис, можно регистрировать его в явочном порядке. Но если вы решите закрыть филиал, то должны получить разрешение регулирующего органа.

    Зеркально противоположная ситуация, и она логична, поскольку при закрытии вы лишаете ваших клиентов удобства в получении услуги. А система там работает на развитие и на расширение спектра услуг для потребителей.

    Кстати, надзорный орган там организован и финансируется самими кредитными организациями, а не регулятором и не из средств бюджета. Поскольку с учетом принципа добросовестности кредитных организаций, подразумевается, что они в большей, чем кто-либо мере, заинтересованы в очистке рынка от сомнительных участников!

    Уважаемые коллеги!

    Теперь позвольте сказать несколько слов об АРБ

    АРБ изначально была образована как общефедеральная ассоциация, в которую входят универсальные и специализированные, московские и региональные, крупные, средние и малые банки, кредитные организации с иностранным капиталом.

    Слайд 9

    Ассоциация всегда строго следовала вектору развития, заданному ей банковским сообществом, не меняла профиля своей деятельности, не допускала шараханий из стороны в сторону. С 1997 года АРБ представляет Россию в Европейской банковской федерации, а в этой влиятельной международной организации каждая страна имеет только один голос.

    Ассоциация напрямую объединяет сегодня 625 членов, а с учетом ассоциированного членства в ее деятельности участвуют около 900 кредитных и других организаций, представляющих практически все субъекты РФ. На банки члены – АРБ приходится более 90% банковского рынка страны по капиталу, активам, вкладам населения, размерам филиальной сети и другим важнейшим экономическим показателям.

    Нас, всех членов АРБ и все банковское сообщество, объединяет главная цель – поднять национальную банковскую систему на должный уровень, на котором наши банки будут способны обеспечивать экономику нашей страны в необходимых объемах финансовыми ресурсами.

    АРБ всегда отстаивала идею объединения банков для защиты не только корпоративных банковских интересов, но и интересов нашего общества и государства. Это подтверждается конкретными действиями.

    Для развития банковского ассоциативного движения и консолидации интересов банков всех регионов в 2002 по инициативе АРБ и 18 региональных ассоциаций был создан Всероссийский Совет региональных банковских объединений, который успешно работает уже 2,5 года и число участников которого возросло уже до 43 ассоциаций. Другой пример из последних прикладных шагов.

    Могу доложить съезду, что 30 марта АРБ, ВТБ, мировые лидеры в организации кредитных бюро Трансюнион и Криф совместно 12 банками – членами АРБ учредили А/О Национальное бюро кредитных историй, которое к сентябрю заработает в соответствии с требованиями закона.

    Мы призываем все банки, которые разделяют наши идеи, активно участвовать в работе АРБ.

    Мы убеждены, что у нас общие цели, к которым нужно двигаться сообща.

    Так добьемся успеха!


  • Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.