Аналитика: Российская пенсионная система: необходим комплекс решений

27.02.2007   \  Аналитика АРБ

В.А. Гамза
Председатель Совета директоров ОАО «Агрохимбанк»,
Председатель Комитета по безопасности и Комитета по управлению рисками
и член Совета Ассоциации российских банков,
кандидат экономических и юридических наук


Российская пенсионная система: необходим комплекс решений

Задача совершенствования пенсионной системы России в настоящий момент неразрывно связана с общей программой реформирования системы социальной защиты уязвимых слоев населения. Относительная независимость этих систем возможна и желательна лишь в долгосрочной (15-20 лет) перспективе. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. Например, в США этот процесс разделения идет еще со времен Великой депрессии, когда были заложены основы современной пенсионной системы этой страны, и не завершен до настоящего времени. С различными политическими задачами, числовыми характеристиками и социальными акцентами аналогичный процесс идет и в таких странах, как Канада, Швеция, Великобритания, Австралия.

Все системы обеспечения достойной жизни престарелых людей в мире базируются на «модели трёх столпов»: социальном обеспечении, рабочей пенсии и личных накоплениях граждан. Денежное обеспечение пенсионеров представляет собой довольно сложный финансовый объект. Участники пенсионной системы имеют содержательно и формально разные интересы и возможности, которые должны быть согласованно и целенаправленно использованы в процессе движения к цивилизованной и своевременно адаптирующейся к изменяющимся условиям пенсионной системе. Представляется, что такая система должна состоять из следующих элементов:

1. Обязательное государственное пенсионное страхование работников частного сектора, государственных служащих, предпринимателей, лиц, занятых творческим трудом, и других граждан, получающих системный легальный доход, а также лиц, страхуемых государством за счет бюджета.

Все уплаченные определенным лицом страховые взносы учитываются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете в Пенсионном фонде, ежегодно индексируются на уровень инфляции и служат основой для расчета трудовой пенсии по достижении этим лицом пенсионного возраста.

Размер обязательных страховых взносов должен обеспечить получение работником трудовой пенсии в размере около 40% от его средней заработной платы при условии уплаты взносов мужчинами в течение 35 лет и женщинами – 25 лет (право на минимальную пенсию возникает при трудовом стаже у мужчин – 20 лет, у женщин – 15 лет). Установленная трудовая пенсия ежегодно индексируется на уровень инфляции.

2. Добровольное участие в государственном пенсионном страховании неработающих или нетрудоспособных лиц на описанных выше условиях.

Все поступающие в Пенсионный фонд страховые взносы государство использует по своему усмотрению, но неукоснительно исполняет свои обязательства по пенсионному обеспечению граждан.

3. Добровольная государственная накопительная пенсионная система.

Взносы уплачивают работники и/или их работодатели в пределах установленных размеров, не облагаемых налогом (относимых на себестоимость). В данном случае государство выступает как управляющая компания и распоряжается средствами в соответствии с законодательно установленными правилами.

Нынешняя обязательная накопительная система должна быть в кратчайшие сроки преобразована в добровольную, т.к. она сегодня финансово абсурдна: государство принудительно изымает средства граждан, но ими не управляет и ответственности за доходность не несет.

4. Добровольная государственная система жизнеобеспечения пенсионеров.

Позволяет обеспечить пенсионеров жильем, питанием и медицинским обслуживанием за счет трудовой пенсии и социальных пособий. Экономически это возможно в случае строительства государственных специализированных поселков для проживания в них только пенсионеров на арендной основе.

5. Добровольная негосударственная накопительная пенсионная система, основу которой составляют специализированные пенсионные счета (депозиты) работников и/или их работодателей, взносы на которые в законодательно установленных допустимых пределах освобождаются от налогов (относятся на себестоимость). Такие счета могут открываться исключительно в лицензированных финансовых организациях (банки, пенсионные фонды, управляющие компании и т.п.). Средний срок взноса на такой счет должен быть не менее 10 лет, а воспользоваться счетом можно не ранее достижения пенсионного возраста - в противном случае уплачивается повышенный налог.

6. Добровольная негосударственная система пенсионного страхования, включающая собственно индивидуальное пенсионное страхование и страхование жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды аннуитетов – ежегодной ренты.

В развитых странах в добровольных накопительных пенсионных системах аккумулируются колоссальные инвестиционные ресурсы, используемые кредитными организациями и инвестиционными компаниями в финансовом обеспечении стабильного экономического роста.


(Полный текст статьи см. в журнале Вестник АРБ №5-2007)



Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    20.04.2018 16:50

Инвесторы не будут предпринимать активных действий перед выходными

Андрей Кочетков, аналитик «Открытие Брокер».

Аналитика    20.04.2018 13:26

Инфляция в 2018 году не превысит цели

Информационно-аналитический материал Банка России. Динамика потребительских цен №4 (Апрель 2018)

Интервью    20.04.2018 13:13

Константин Угрюмов: «Других средств, кроме государственных, на рынке нет»

О перспективах огосударствления пенсионной индустрии, в чем его причины и стоит ли препятствовать процессу, “Ъ” рассказал президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов.