Аналитика: Пресс-конференция в ИТАР-ТАСС, посвященная предстоящему XXII съезду АРБ

29.03.2011   \  Аналитика АРБ


В Москве cостоится XXII Съезд Ассоциации российских банков

29 марта 2011г. в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему ХХII съезду Ассоциации российских банков, который пройдет 5 апреля 2011 г. в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Тема Съезда - "Вызов десятилетия: качество и доступность банковских услуг".

В пресс-конференции приняли участие президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев, финансовый омбудсмен, депутат Государственной думы Павел Медведев, председатель правления Райффайзенбанка Павел Гурин, президент Юниаструм банка Гагик Закарян, председатель совета директоров национального банка «Траст» Илья Юров и председатель правления «Абсолют-банка» Николай Сидоров.

ТОСУНЯН: Для нас съезд – это самое главное событие года, а этот год – юбилейный, и поэтому съезд Ассоциации российских банков приобретает особый окрас. Мы ждем вас пятого числа, как обычно, в Колонном зале Дома союзов.

Что можно сказать по вопросам, которые выдвигаются на съезд. Сегодня одна из актуальных тем - это доступность банковских услуг, их качество. Мы выдвинули это в наименование съезда и собираемся довольно подробно оценить тот путь, который пройден не только за последний год, но и, в определенной мере, за двадцатилетие нашего существования.

Мы хотим особо отметить те преобразования, которые происходят в банковской системе в связи с довольно существенными техническими изменениями в обществе, потому что, конечно, очень много сейчас в банкинге связано с современными технологиями, и в этом смысле сам законодатель тоже активно работает в этом направлении. Вы знаете, что Центральный банк с нашим участием, с законодателями очень активно трудится над законопроектом о национальной платежной системе, в котором мы хотим систематизировать все регламенты и все процедуры, связанные с платежами и со всей этой сложной и важнейшей для экономики инфраструктурой.

Мы в этом плане очень серьезно работаем со всеми и в Правительстве, и в Министерстве финансов, но в первую очередь это наш тандем с Центральным банком. Огромную поддержку нам оказывает Совет Федерации, потому что, к сожалению, по ряду вопросов, связанных с платежами физических лиц, с некоторыми вопросами мобильных платежей мы не всегда находим понимание у профильного комитета Госдумы, и в случае таких проблем мы бываем вынуждены обращаться к другим, более понимающим специфику, нашим коллегам, и я на съезде обязательно отмечу, что профильный комитете Совета Федерации и сам Совет Федерации нам в прошлом году оказал огромную поддержку по ряду позиций.

Но это довольно сложный процесс, потому что в нашем обществе некоторые технические достижения воспринимаются как возможность уйти от банковского регулирования и, условно говоря, в некоторых случаях получить себе «метр государственной границы», используя, допустим, операторов связи как один из каналов осуществления банковских операций. Мы в этом смысле довольно принципиально стоим на позиции, что во всем мире банкинг - особо надзираемая и особо регулируемая сфера деятельности, и поэтому внутри банковской системы нужно использовать современные технические средства, а не, наоборот, выносить банкинг за пределы банковской системы. Я имею в виду и нашу двух-трехлетнюю дискуссию относительно терминалов, и прошлогоднюю дискуссию относительно операторов связи.

Так что это тоже вопрос качества, вопрос доступности. Мы, безусловно, стремимся к обеспечению максимальной доступности банкинга, максимальному повышению его качества, но считаем, что все должно быть в рамках разумной системы. И поэтому, когда говорим о таких ключевых позициях как качество и эффективность и доступность, то мы должны особенно тщательно работать над этим в рамках законодательства.

На съезде, вы знаете, будут представлены более 600 банков и 700 членов АРБ. Мы пригласили на съезд не только руководителя Совета Федерации, но и председателя ЦБ. Обычно в работе съезда принимает участие Министр финансов, Министр экономики. Так что съезд должен быть содержательным, интересным. Это не будут какие-то победные реляции к двадцатилетию, будет обсуждение проблем и постановка задач на будущее. Так что приглашаем и вас, и я полагаю, что мы обсудим множество аспектов, которые волнуют сегодня всех нас как потребителей банковских услуг.

Вы знаете, что в прошлые, кризисные годы со стороны Роспотребнадзора, со стороны высшего арбитражного суда перед банковской системой было поставлено много проблем и с вопросами комиссионных, и с вопросами, связанными с санкциями. Это все требует диалога, и мы готовы к такому открытому обсуждению. Наши позиции всегда максимально сформулированны. Так что я думаю, что всем кто интересуется этой сферой это будет интересно.

АНАНЬЕВ: Я хотел бы еще раз подчеркнуть важность следующего этапа развития деятельности Ассоциации российских банков, которая является частью банковского сообщества и является, может быть, наиболее четким выразителем мыслей, настроений, идей и планов, которые царят в среде банкиров, и является в том числе тем инструментом, который позволяет принимать наиболее сбалансированные и правильные решения для того чтобы финансовые рынки становились более эффективными, конкурентоспособными, а отрасль была бы более инвестиционно привлекательной.

В этой части роль и деятельность Ассоциации российских банков незаменима, потому что именно в процессе нахождения правильного баланса интересов между законодателями, между профессиональными участниками, между клиентами и потребителями, должен быть найден здоровый баланс в законодательстве, который позволял бы правильно развиваться и банковской отрасли, и финансовым рынкам, и развиваться так, чтобы польза была и для экономики всей страны, и для каждого конкретного потребителя.

Двадцатилетие – это своеобразный этап. Руководство нашей страны ставит перед нами амбициозные задачи, в первую очередь мы должны построить Международный финансовый центр, мы должны постараться сделать наши финансовые рынки еще более привлекательными для инвесторов, даже несмотря на все кризисные и посткризисные явления.

Задач правильных ставится много, в реальной жизни мы можем воплотить в жизни не все. Это проблема и ручного управления, и не до конца эффективной работы, в том числе законодателей. И в этой части то сотрудничество и та работа, которую ведет Ассоциация российских банков, незаменима и, конечно, нет сомнений, что многие вопросы нам нужно еще совершенствовать и оттачивать в своей деятельности.

Я считаю, что трибуна съезда – это очень удачная возможность для того, чтобы отметить тот позитивный вклад, который внесла Ассоциация российских банков в преодоление кризисных явлений; на этой трибуне можно в очередной раз проговорить наиболее острые моменты, которые необходимо решать, высказать свои позиции по наиболее острым вопросам, и попытаться и нашему регулятору – Центральному банку, и исполнительной власти, и законодателям услышать те задачи, те решения, которые нужно будет находить, принимать, которыми нужно будет руководствоваться в ближайшее время. Я надеюсь и знаю, что, несмотря на достаточно большое количество участников съезда, нам удастся построить работу наиболее эффективным образом.

МЕДВЕДЕВ: Съезд в год двадцатилетия заставляет оглянуться назад, к тому моменту, когда создавалась Ассоциация. Она всегда была нацелена на долгосрочные общественные интересы.

Сам факт создания Ассоциации – это квазибезнадежное дело. Потом, когда уже ассоциация становилась более или менее твердо на ноги, надо мной подтрунивал Сергей Ефимович Егоров, говоря, что в момент ее создания я не верил в то, что это предприятие возможно. Грешным делом не помню, чтобы я публично заявлял о своем неверии, но, должен признаться, что не очень верил, что то сообщество, которое тогда называлось банковским, по-моему, несправедливо, можно было попытаться цивилизовать. Это, слава богу, удалось сделать.

Я вспоминаю первые шаги Ассоциации российских банков, когда все банкиры, или те люди, которые тогда назывались банкирами, были против закона о страховании вкладов, потому что в краткосрочной перспективе этот закон антибанковский, а Ассоциация российских банков, объединявшая этих банкиров, была всегда твердо за. Слава Богу, этот закон удалось принять, и этот закон долгосрочной перспективы.

Очередное безнадежное дело, за которое взялась ассоциация, это создание института омбудсменов. Тоже старался не выдать свое неверие. Теперь, когда прошло уже несколько месяцев, должен признаться, что мой скептицизм был несправедлив. Разговоры о том, что банковская система может быть цивилизованной, не пустые. Я сотрудничаю с очень многими банками, и очень благодарен им за то, что они строят отношения со мной, имея в виду долгосрочную перспективу. Каждый положительный ответ на мою просьбу, в краткосрочной перспективе невыгодный, в долгосрочной – я надеюсь, приносит пользу не только гражданам, но и банковской системе в целом.

Гарегин Ашотович говорил об экспертной деятельности Ассоциации российских банков, он привел в пример закон о национальной платежной системе. Он был, на мой взгляд, излишне скромен.

Экспертная деятельность Ассоциации российских банков вынужденным образом делится на две части. Нужно бороться с абсурдом – вот тут текст закона о национальной платежной системе, который сейчас подготовлен ко второму чтению, и это опасный абсурд! И я благодарен журналистам, которые воспринимают то, что Ассоциация рассказывает и объясняет относительного существующего текста. Кажется, благодаря вашим усилиям, дело сдвигается с мертвой точки, кажется, формируется понимание того, куда нас может затянуть существующий текст. И наоборот, приходится готовить положительные тексты, так получается, что Ассоциация часто оказывается едва ли не единственной экспертной организацией, которая может это сделать.

ГУРИН: Хочется отметить, что этот съезд является не только съездом двадцатилетия, но и очередным съездом, на котором, как всегда, будут обсуждаться насущные вопросы банковского сообщества. По результатам обсуждений из года в год видны реальные шаги, реальные инициативы, который Ассоциация в течение последующего периода осуществляет. Данный съезд очень важен в том числе потому, что мы планируем обсуждать задачи, которые стоят перед банками в этот, фактически посткризисный год, когда банковская система качественно поменялась, и поменялись требования к банкам.

В первую очередь это произошло потому, что поменялись рыночные условия, нет тех темпов роста, которые был до кризиса, и появились более высокими требования со стороны клиентов к предоставляемому банками спектру услуг и их качеству. Это все заставляет банки адекватно реагировать и менять свои процессы, менять свой подход к работе с клиентами, все более и более концентрироваться на высокотехнологических продуктах, услугах, условиях осуществления своей деятельности.

Я думаю, что в рамках съезда мы все сможем уделить еще большее внимание тому, чтобы банковская система стала более адекватной тем новым условиями, в которых мы будем работать.

ЮРОВ: Очевидно, что этот двадцатилетний отрезок времени взывает к подведению некоторого резюме и подготовке своеобразного плана на последующие двадцать лет. Мне кажется очень важным отметить, что нынешняя Ассоциация российских банков в том виде, в котором она существует сейчас, это один из немногих примеров сохранившихся институтов гражданского общества. В наше время, когда конкуренция идеи достаточно ослаблена, Ассоциации удается, с одной стороны, быть очень презентативным рупором большого количества участников активных операторов банковской индустрии и при этом находить способ вырабатывать из мнения шестисот участников некоторый набор очень важных идеологем и последовательно их реализовывать зачастую в жесткой конфронтации и с законодателями, и с рядом конкурентных идей. Мне кажется, это одна из главных заслуг ассоциации, которая, несмотря на то, что гораздо проще было бы заключить некий пакт со всеми регуляторами, законодателями и другими важными участниками среды, в которой мы живем, тем не менее, последовательно проводит ту линию, которая является результатом многотрудной работы по реализации тех подходов, которые приемлемы для большинства.

СИДОРОВ: Действительно, получается, что АРБ – тот самый форум, на который можно принести идею, сформулировать ее и донести до общества или до регулятора. То есть это действительно та площадка, с помощью которой можно достигать решения проблем, которые существуют перед банковским обществом.

С одной стороны, АРБ это мы, 600 банков, и многие вопросы решаются нашими трудами.

С другой стороны, АРБ – это коллектив, который собрал Гарегин Ашотович. Это небольшое количество людей, которое способно и синтезировать идеи, и агрегировать их, и доносить. Так что нельзя не отметить ту роль, которую играл Гарегин Ашотович в создании этого коллектива профессионалов.

Если говорить о том, что было сделано Ассоциацией за последние годы - когда наступил кризис, в течение одной недели было согласовано положение, по которому нам предоставили беззалоговые кредиты. В конце декабря 2008 года была огромная проблема с формированием резервов, и 31 декабря получилось утвердить в ЦБ документ и зарегистрировать в Минюсте положение, которое дало послабление по резервам. Так что думаю, что банковское сообщество нащупало ту форму, в которой наши идеи могут быть услышаны, донесены и решены.

ЗАКАРЯН: Я хотел бы добавить, что ассоциация не только плодотворна в законодательном плане, в работе с ЦБ, но и для банковского сообщества создает много интересных, новых проектов и инфраструктурных предприятий. В частности, было создано Национальное бюро кредитных историй, Национальный Банковский журнал, Банковский клуб. В ассоциации работает более 30 комитетов, в которых участвует более 1000 банкиров, и эта работа регулярна. И вся она идет на благо нашему обществу и нашим клиентам, а не только нашим банкам.

ВОПРОС: Насколько ваша ассоциация близко подошла к Федеральной резервной системе, и готовы ли вы следующие двадцать лет потратить на то, чтобы перенять существующий там положительный опыт?

ТОСУНЯН: ФРС – это уникальное образование, которое играет роль регулятора и при этом создано частными банками. У нас несколько другая конструкция, мы не замахивались на построение другой системы регуляции.

ВОПРОС: Этот год – не только двадцатилетие Ассоциации, но и 290-летия монетного кабинета, созданного Петром Первым. Насколько банковское сообщество готов к тому, чтобы в Москве, как Международном Финансовом центре создать Дворец денег как своеобразную «фишку».

ТОСУНЯН: Таких проектов у нас не было, сначала давайте подавим инфляцию, хотя бы в однозначные цифры перейдем, а потом уже подумаем о Дворце денег.

ВОПРОС: Как вы относитесь к позиции ЦБ, что пора кризисного послабления для банков закончена?

ТОСУНЯН: Я считаю, что те антикризисные меры, которые были очень оперативно приняты, эффективно сработали – это наше совместное с регулятором, с парламентариями и с правительством большое достижение. Но я считаю, что антикризисные меры в части смягчения требований к банкам должны исходить не из краткосрочного периода кризиса, а из того, что мы находимся в более длительной его стадии.

Существует проблема ресурсообеспечения, проблема стоимости кредитов, проблема долгосрочности, привлечения долгосрочных инвестиций остается, и я бы лично шел по пути не ужесточения надзора, а выработки тенденции к точечному надзору. Не надо задавливать всю систему, потому что таким образом будет сдерживаться развитие кредитования и соответственно, сдерживаться рост экономики.

Один из ярких примеров: депозитная ставка формируется сегодня по первым десяти банкам, а потом рекомендуется всем остальным, и при отклонении больше чем на полтора процента вызывает вопросы. Но из первой десятки половина не заинтересованы в привлечении, потому что имеет фондирование, они выдвигают практически запретительные депозитные ставки, как можно по ним определять ставку для всех девятисот банков? По ним ее даже для первой сотни определять нельзя.

ВОПРОС: Каково ваше отношение к единой электронной карте, введение которой планируется со следующего года?

ТОСУНЯН: Это вопрос из того пакета, который связан с национальной платежной системой. Здесь очень важно, чтобы все современные возможности были использованы. Эта электронная карта подразумевает сочетание банковских и социальных инструментов. Это, безусловно, позитивно, и тот опыт, который был реализован в ряде банков Башкортостана, конечно, внушает доверие и интерес.

Очень важно, чтобы это проводилось на конкурентных условиях, чтобы доступ не был ограничен. Для сообщества очень важно соблюдение принципов открытости, доступности, публичности, чтобы не было какие-то отклонений и претенциозности.

АНАНЬЕВ: Я хотел бы уточнить про те страшилки, которые ходят сейчас в обществе о запрете в связи с этой картой карт MasterCard или Visa. В России далеко не самая совершенная законодательная база, и сфера платежных систем регулировалась на уровне подзаконных актов. То есть мы не имели по такой тонкой и щепетильной теме ни понятий, ни правил регулирования, и так далее. На сегодняшний день с законом о национальной платежной системе мы даем законодательное определение и формируем правила игры. Это крайне важный фундаментальный закон, который в том числе будет регулировать и сферу электронных денег.

В последнее время в банковскую отрасль под предлогом удобства клиентов банковские услуги начинают предоставлять компании, которые никак не лицензируются. Для потребителей это вроде как хорошо, потому что они имеют возможность демпинговать, давать очень низкие тарифы, но это напоминает соревнование двух пловцов – один плывет с батареей в виде ограничений и всякого рода норм и обязательств, которые он вынужден соблюдать, чтобы обеспечить надежность, а другой без батареи. Кто будет победителем? Победителем всегда будет этот квазизаменитель, и банки очень остро реагируют на эту несправедливость. Дешево – не всегда хорошо, и закон о национальных платежных системах ставит очень четкие требования, фундаментальные основы.

МЕДВЕДЕВ: Я хотел бы сказать еще пару слов за упокой, так сказать. Когда Дмитрий Николаевич говорит о законе о национальной платежной системе, он имеет в виду то, что было принято в первом чтении. То, что подготовлено ко второму чтению, полностью губит банковское приложение по универсальной электронной карте. Я не буду сейчас все рассказывать, упомяну только один факт. 28 февраля на комиссии по модернизации президент резонно сказал, что универсальная электронная карта могла бы быть инструментом платежа в транспорте, так вот, закон, подготовленный во втором чтении, запрещает такого рода платежи.

ИТАР-ТАСС.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Новости АРБ    Вчера 11:49

Экспертный совет АРБ: законопроект Минфина «О цифровых финансовых активах» не содержит эффективных механизмов правового регулирования

Это интересно    Вчера 11:18

Богатейший человек мира заработал миллиард долларов за день

Глава онлайн-ретейлера Amazon Джефф Безос за день заработал 1,15 миллиарда долларов. Это произошло благодаря росту стоимости акций его компании — она впервые превысила полторы тысячи долларов за бумагу. Это следует из данных торгов и индекса Bloomberg Billionaires Index.

Это интересно    Вчера 09:09

Пользователь японской биржи Zaif попытался купить биткоины на $20 трлн

Из-за системного сбоя на японской криптовалютной бирже Zaif у трейдеров на протяжении короткого промежутка времени появилась возможность «бесплатно покупать» биткоины — деньги попросту не списывались со счетов пользователей. Об этом сообщает Reuters.

Точка зрения    Вчера 09:01

Рынок МФО: ужесточение мер по займам сильно взволновало инвесторов

Председатель совета директоров группы компаний "Русмикрофинанс" Евгений Аболонин. Банк России планирует ввести ряд новых ограничительных мер на рынке микрофинансирования. В первую очередь, это коснется PDL-займов, которые регулятор хочет свести к единым условиям. Ожидается, чт...