Аналитика: Интервью Президента АРБ Тосуняна Г.А. журналу «Банковское обозрение» (№ 2, 2012)

02.03.2012   \  Аналитика АРБ


Как обуздать ставки по корпоративным кредитам

Рост ставок по корпоративным кредитам тормозит развитие экономики, что вызывает недовольство в российском правительстве. О субъективных и объективных причинах этого явления в интервью «БО» рассказал президент АРБ Гарегин Тосунян

- Каковы причины значительного повышения ставок по корпоративным кредитам в последнее время?

- Привлекать вклады по более высоким ставкам банки вынуждает проблема ликвидности. В первую очередь, конечно, играет роль тот факт, что корпоративные кредиты характеризуются более длительным сроком заимствования. А длинные ресурсы сейчас в большем дефиците, чем короткие. С другой стороны, это связано с надзорной политикой, которая ужесточается после антикризисного послабления. Довольно серьезно возрастают объемы резервирования, требования к корпоративным заемщикам. Этот фактор, может, даже больше влияет на повышение ставок. Еще один косвенный фактор. В свое время крупные банки, особенно те, которые имели доступ к госресурсам в ответ на призыв руководства о необходимости развивать экономику чуть-чуть подемпинговали, чтобы привлечь к себе клиентов. А потом, когда ситуация начала выправляться, стали вытягивать ставки на тот уровень, который определял рыночный спрос.

Этот фактор можно оспорить, можно по-разному интерпретировать, но первые два фактора - дороговизна ресурсов, в которых нуждаются корпоративные клиенты и влияние надзорных требований - это объективная реальность.

- Текущий уровень ставок по корпоративным кредитам можно расценить как необоснованно высокий?

- Я могу сказать, что высокие ставки усложняют процесс развития бизнеса, да и для экономики в целом они сложные. Но если говорить о необоснованности, то стоит задаться вопросом: а по каким квалифицирующим признакам мы собираемся обосновывать ставки по кредитам? Если делать это не по признакам рынка, а, допустим, по признакам расчета себестоимости или какого-то административного целеполагания - «нужно чтобы ставки были такими», то это уже вызывает массу других вопросов. А если исходить из формулы - есть спрос и есть предложение - они обоснованы.

- Минфин и ЦБ могут как-то повлиять на ситуацию, учитывая, что высокие ставки негативно сказываются на развитии экономики страны?

- Беда в том, что Минфин и ЦБ не видят себя напрямую причастными к развитию экономики. Они больше нацелены на снижение инфляции. Причем, у нас довольно давно идет дискуссия по поводу того, что снижение инфляции как самоцель вряд ли оправдано. Оно оправдано как инструмент обеспечения развития экономики в сочетании с низкими ставками. А финансовые власти, в основном, рассматривают меры по снижению инфляции в отрыве от развития кредитования и снижения кредитных ставок. Поэтому ни в одном документе, включая регламентирующие денежно-кредитную политику, вы не увидите абзаца или, тем более, страницы, посвященной мерам по снижению процентных ставок по кредитам. Есть меры по повышению капитализации банков, весьма изощренным и странным способом, за счет повышения планки минимального капитала, но специального раздела по поводу снижения процентной ставки нет ни в одном официальном финансовом документе.

Конечно предпринять какие-либо меры для снижения ставок по корпоративным кредитам есть у регулятора, а также у Минфина с Минэкономразвития как у косвенных регуляторов, у правительства в целом. Нерешаемых задач не существует. Но решать ее надо в комплексе.

- С помощью каких мер можно было бы добиться решения данного вопроса?

- Их очень много. Например, не ставить требования надзора в таком ключе как стабильность ради стабильности, а добиваться стабильности ради развития финансового рынка, и, в частности кредитного. Но тогда будет нужна совсем другая кредитно-денежная политика.

«Банковское обозрение», № 2, 2012.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.