Аналитика: Интервью Г.Тосуняна журналу «Новая газета» №54 от 28.07.2008, приложение «Банкнота» №5, материал «Черный терминал» (Почему банковские операции нельзя доверять случайным «железным ящикам»)

28.07.2008   \  Аналитика АРБ

Новая газета №54 от 28.07., приложение «Банкнота» №5

 

 

Черный терминал

 

Почему банковские операции нельзя доверять случайным «железным ящикам»

 

Есть некоторые очевидные истины, которые, казалось бы, не требуют долгих доказательств. Так, основу любого государства составляют четыре важнейших элемента: государственная власть (исполнительная и законодательная), армия и полиция, судебная система, финансовая система.

Базис независимого государства не должен включать в себя параллельные, неконтролируемые самим государством контуры функционирования, ибо это будет способствовать его развалу. В частности, не может быть параллельной исполнительной власти или судебной системы.

В финансовой сфере также ни в коем случае нельзя создавать параллельных контуров обращения финансовых потоков, тем более никем не контролируемых и никому не поднадзорных. Поясню это суждение на актуальном для нас примере.

По всей стране распространилась сеть «железных ящиков» — терминалов, которые осуществляют прием коммунальных, «сотовых» и даже кредитных платежей в обход банков. Во всем же мире перевод денег из одного пункта в другой — функция исключительно банковская. Ведь банк несет полную ответственность за каждый принятый платеж, находится под пристальным надзором. Владельцы же небанковских терминалов, в отличие от банков, не попадают под регулирование и надзор, фискальный контроль и фактически действуют вне закона.

Недавно банки были неприятно удивлены известием о том, что готовится законопроект о легализации этих терминалов. К счастью, пока он отложен.

Некоторые чиновники говорят: подобная сеть удобна для населения. Пока, мол, банковский терминал найдешь, а «железный ящик» теперь у всех под рукой, даже несмотря, а, может быть, благодаря своей сомнительной легитимности. Интересно, задумывались ли они, почему банкам довольно накладно ставить свои терминалы на более доступном для клиентов расстоянии? Не благодаря ли их «упорной» деятельности, которая делает этот процесс жутко дорогостоящим?

Сейчас стали говорить, что эти терминалы — чуть ли не решение проблемы банкизации страны. Давайте тогда отменим банковское лицензирование и регулирование вообще — вся страна в мгновение ока будет банкизирована. Но какой ценой? Мы призываем к доступности банковских услуг, с РАЗУМНЫМ контролем и надзором.

Что понимать под разумным, должны подсказывать здравый смысл, профессиональный подход и интересы участников рынка. К примеру, недавно вступило в силу указание ЦБ о раскрытии полной стоимости кредита. Да, этот надзорный шаг усложняет работу банкам, но они при этом считают его вполне обоснованным. Наши граждане уже широко пользуются потребительскими кредитами, но культура их потребления в отличие от развитых стран у нас не впитана с молоком матери. Поэтому государство должно проявлять особую заботу о том, чтобы россияне были максимально защищены.

Подобное регулирование процесса необходимо не только потребителям, но и добросовестным банкам — участникам рынка. Допустим, я как банкир в своей работе руководствуюсь не только нормами закона, но и этическими нормами. Бережно отношусь к своей репутации и понимаю, что если некачественную услугу на рынок выставлю, то это рано или поздно «аукнется» на моем бизнесе или бизнесе моих потомков. Но рядом мой конкурент может руководствоваться другой философией — какие, дескать, внуки, какой бренд, главное — сегодня снять максимальную маржу.

В результате, когда я клиенту честно говорю, что он за кредит заплатит 16 или 25 процентов, в другом банке ему рассказывают байки про беспроцентный кредит или под втрое меньший процент. Человек слаб и, конечно, пойдет туда, где заманчивее и на первый взгляд дешевле. Потом он сто раз пожалеет, но это будет лишь потом. А сегодня может получиться так, что добросовестный банк окажется в неконкурентных и невыгодных условиях.

Государство должно учитывать эти нюансы. Очень важно, чтобы были защищены именно те производители услуг и товаров, которые руководствуется первой философией. Сама система общественных ценностей должна порождать добропорядочное поведение, ориентированное на стратегическое развитие, и бороться с сиюминутным рвачеством. А у нас сегодня пока в первую очередь культивируется объем прибыли без относительно того, каким образом она заработана. От такой ментальности нам надо быстрее избавляться!

 

Гарегин Тосунян,

президент Ассоциации российских банков

 

28.07.2008

Журнал «Новая газета» №54 от 28.07.2008, приложение «Банкнота» №5.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Точка зрения    Вчера 16:53

Василий Олейник: Китай дал четкий сигнал

Василий Олейник, эксперт ГК "ФИНАМ". Народный Банк Китая сегодня дал чёткий сигнал на готовность к резкой девальвации юаня. Как только это случится, тряханёт и все фондовые рынки, особенно американский, и, возможно, рынок долга, и, конечно, валютный рынок. Индекс доллара (DXY...

Интервью    Вчера 16:43

Татьяна Жаркова: Система быстрых платежей: от прототипа до практического решения

В начале 2019 года в России заработает Система быстрых платежей (СБП). СПБ позволит мгновенно переводить денежные средства на счета клиентов разных банков по простому идентификатору – номеру телефона. В третьем квартале 2019 года, используя данную систему, можно будет расплачи...

Точка зрения    Вчера 14:50

Михаил Емельянов: Как повлияет на крымчан отказ от Visa и MasterCard

Михаил Емельянов, Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству. Карты международных платежных систем Visa и MasterCard нужны только для оплаты товаров и услуг при совершении поездок за границу, но внутри России наличие карты НСПК «Мир» вполне достато...