Аналитика: Интервью Г.Тосуняна журналу «Банковское дело» № 5, 2008

13.05.2008   \  Аналитика АРБ


Журнал «Банковское дело» № 5, 2008

России – финансовый центр международного уровня

Идея создания в Москве финансового центра международного уровня впервые была сформулирована банковским сообществом, в частности, Ассоциацией российских банков, как задача, вытекающая из разработанной ею Программы банкизации страны. Сейчас она поддержана руководителями государства.

По просьбе редакции Президент АРБ Гарегин Тосунян рассказал о проблемах и перспективах реализации этой задачи.

СПРАВКА

О необходимости создания в России мирового финансового центра сказал в выступлении 08.02.2008г. на расширенном заседании Государственного Совета В.В.Путин: «Крайне важно развитие финансовой инфраструктуры - до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счете, в России должен сложиться один из мировых финансовых центров».

С аналогичным тезисом на V Красноярском экономическом форуме 15.02.2008г. выступил Д.А.Медведев: «Сейчас в финансовом мире определяются правила игры на будущее. Идет пересмотр роли основных резервных валют. И мы просто обязаны этим воспользоваться и предпринять ряд действий, направленных на достижение заявленной Президентом долгосрочной цели - стать одним из крупнейших мировых финансовых центров ...».

Г.А.Тосунян, Президент АРБ

Почему именно Москву предлагается сделать финансовым центром, ведь в некоторых странах такими центрами являются не столицы?

Москва может претендовать стать финансовым центром и по месторасположению, и по притягательности облика города, и в силу притяжения к ней постсоветских государств, а также, в определенной степени, и стран Восточной Европы. Это - современный европейский город.

Столица консолидирует на своей территории большую часть ведущих финансовых организаций: страховые и пенсионные фонды, банки, биржи РТС - и т.д. Она - абсолютный монополист в России по числу кредитных организаций, через которые проходит более 80% финансовых ресурсов страны, количеству страховых компаний на душу населения, а также по объемам добровольного страхования.

Москва является третьим городом мира по размерам городского бюджета, который в 2007г. превысил 40 млрд долл., уступив только Токио (55 млрд долл.) и Нью-Йорку (50 млрд долл.), но опередив Лондон, Сеул и Пекин. В 2000-2007 гг. номинальные доходы города выросли более чем вчетверо - со 177,3 до 740,6 млрд рублей.

Правительством Москвы поставлена и реализуется задача по разработке стратегии развития столицы на период до 2025 года. Городские власти пришли к пониманию важности данного вопроса. На прошедшем в апреле XIX Съезде АРБ первый заместитель мэра Москвы Ю.В. Росляк подчеркнул, что перед городскими властями стоит задача превращения ее в мировой финансовый центр.

26 мая в столице пройдет международная конференция «Перспективы развития Москвы как международного финансового центра: мировой опыт, стратегия и тактика», организуемая Правительством Москвы и АРБ при поддержке Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания и Центрального банка РФ.

Каковы основные черты города - международного финансового центра?

Прежде всего, это центр сосредоточения крупных международных капиталов и масштабного проведения разнообразных международных финансовых операций. Любой финансовый центр характеризуется: экономикой масштабного роста; устойчивой национальной валютой; массовым владением акционерным капиталом; либеральным регулированием (рынки капитала функционируют по четким правилам, но без лишних вмешательств).

Следует подчеркнуть, что международные финансовые центры (МФЦ) постепенно превращаются в мощные организационно-управленческие и информационно - аналитические комплексы, обладающие значительным финансовым потенциалом. Они привлекают инвестиционные ресурсы в страну и делают ее экономику более конкурентоспособной; влияют на состояние валюты страны пребывания и увеличивают доходную часть бюджета государства.

Кроме того, МФЦ участвуют в формировании долгосрочных стратегий укрепления и расширения мировой финансовой системы; разрабатывают "правила игры" на мировых финансовых рынках; создают возможности для предприятий напрямую выходить на фондовые рынки, а также занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики различных стран.

Существуют ли критерии выделения такого города-лидера?

Всемирно известный экономист Дж. Фридман в качестве критериев выделения городов-лидеров, играющих важнейшую роль в мировой экономике и международных отношениях, предложил использовать следующие показатели: численность населения, оплата труда масштабы развития финансовой деятельности, количество штаб-квартир транснациональных компаний, роль в международной политике (в том числе размещение руководящих органов крупных международных организаций), высокие темпы роста сектора деловых услуг (город как бизнес центр), масштаб и уникальность городской экономики, развитость сети транспортных и иных инфраструктурных коммуникаций.

По численности населения Москва является вторым по величине городом в мире (после Токио, где проживает 12 570 000 чел). Однако конкурентоспособность мирового города определяется не просто количеством жителей или размером территории, но, в первую очередь, степенью его включенности как в мировые финансовые и информационные процессы, так и в мировую практику управления этими потоками.

Характеристика мирового города включает в себя наличие не только финансовых, но и интеллектуальных ресурсов. Доходы и уровень жизни выше там, где более высок удельный вес людей с высшим образованием, а также больше культурных центров. Наличие в городе значительного числа научных заведений, музеев, историко-архитектурных памятников делает его более привлекательным для приезжих бизнесменов.

Насколько своевременно сейчас ставить задачу создания в России финансового центра мирового уровня?

Мы исходим из того, что страна может быть ведущей в мире, если у нее есть развитый финансовый рынок.

Не может быть экономически и политически влиятельной страны, если там низкий уровень жизни населения и неразвита экономика. Но ведь в основе развитой экономики и высокого уровня жизни лежит развитый финансовый рынок. Это не требует доказательств.

Банковское сообщество руководствуется лозунгом: Россия должна войти в число реальных стран-лидеров не по количеству оружия и ядерных боеголовок, а в первую очередь по экономическому развитию. Сделать это возможно через подъем финансового рынка, развития его до уровня рынков ведущих стран мира.

Для этого необходимым, хотя и недостаточным, условием является наличие МФЦ. Подчеркну его важность для развитого государства со статусом одного из мировых лидеров. Экономически развитые страны могут не иметь значительного количества полезных ископаемых, развитого производства или сельского хозяйства. Однако у всех на территории есть города, являющиеся финансовыми центрами с международным статусом. Например, в США - это Нью-Йорк и Чикаго, в Япония - Токио; в Германии – Франкфурт-на Майне, в Великобритании - Лондон; в Швейцарии – Цюрих и Женева.

Правильно ли концентрировать все финансы в Москве?

Развитие Москвы вовсе не означает умаления роли других уже сложившихся «финансовых городов»: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и т.д. Региональные финансовые рынки, безусловно, должны и будут развиваться, но без «размывания» статуса Москвы. Кроме того, они могут быть специализированными. Санкт-Петербург, например, может стать центром мирового масштаба по торговле энергоресурсами, Владивосток – по торговле морепродуктами.

История показывает, что практически все «известные» города имеют свою специфику: Париж и Милан - признанные столицы моды, Барселона, Рим, Венеция - туризма, Канны, Юрмала города, известны благодаря музыкальным и кинофестивалям. Нью-Йорк, Лондон, Токио - финансовые центры, Рио-де-Жанейро– город карнавала, Лас-Вегас - игорный бизнес, Карловы Вары - мировая здравница и т.д.

Думается, сегодня Москве сложно стать столицей моды, мирового туризма или тем более мировой здравницей. Правительство столицы довольно часто подчеркивает «индустриальный» характер города. Во многих принимаемых документах отмечаются ведущая роль промышленности в судьбе города, регулярно принимаются программы ее развития. Однако сейчас мы нуждаемся именно в финансовой специализации. Это очень важно для подъема экономики всей страны.

В мире начинается новый технологический этап развития - постиндустриальный. Он характеризуется опережающим развитием информатики, биотехнологий, электронизацией всех сторон жизни общества. Ускоренно растет сфера разнообразного обслуживания, в том числе через Интернет.

Каковы реальные предпосылки для развития Москвы как международного финансового центра?

Во-первых, необыкновенно удачное географическое расположение, позволяющее работать с биржами, расположенными в разных часовых поясах. Москва находится между азиатскими рынками и финансовыми рынками Европы, США, поэтому трейдеры фактически могут работать практически 24 часа в сутки. Данный фактор – фактор времени - очень существенен, так как именно его отсутствие является серьезным тормозом для развития финансовых центров, например, в странах Латинской Америки, которая находится в периферийной отдаленности от главных деловых центров планеты и трасс их взаимодействия.

Во-вторых, русский язык является вторым языком для десятков, а то и сотен миллионов граждан, в том числе в странах бывшего СССР, его еще помнят и в постсоциалистических государствах. Пока по распространенности он занимает 4-е место в мире.

В-третьих, Россия находится на одном из первых мест в мире по темпам роста экономики. Стремительно увеличивается потребительский рынок, существенно укрепляются российские компании, превращающиеся в крупных инвесторов за рубежом. Некоторые ведущие российские корпорации уже стали компаниями мирового масштаба.

В-четвертых, рубль стал устойчивой национальной валютой. За последние несколько лет при скачкообразных изменениях курса доллара и евро он демонстрирует завидную устойчивость.

В-пятых, несмотря на то, что собственность в России по-прежнему сосредоточена в руках достаточно небольшого количества населения, ситуация начинает резко меняться: развивается акционерная культура, многие компании выходят на внутренний финансовый рынок с продажей своих акций и т.д. По данным ММВБ, произошел заметный рост числа инвесторов на фондовом рынке. Львиную долю прироста обеспечил приход физических лиц. Несмотря на популярность российских 1РО в Лондоне, более 70% сделок от общего объема операций с российскими ценными бумагами заключается на ММВБ.

Наконец, следует отметить и либеральное валютное регулирование, действующее в России.

Мировые тенденции также способствуют превращению Москвы в мировой финансовый центр: Нью-Йорк теряет звание финансовой столицы мира в связи с ужесточением регулирования, возведения визовых барьеров, что было вызвано корпоративными скандалами и борьбой с терроризмом. В США за разными сегментами рынка следят разные регуляторы, а финансисты предпочитают иметь дело с единым регулятором, таким, например, как Британское управление финансовых услуг.

Место Нью-Йорка постепенно занимает Лондон, однако и у него есть проблемы, связанные с замкнутостью национальной валюты.

Сможет ли Москва конкурировать с такими «финансовыми монстрами» как Лондон, Франкфурт и другими уже признанными МФЦ?

Действительно, сегодня около 80% инвестиционных банковских операций прямо или косвенно проходят через Лондон, так что британская столица по праву считается ведущим финансовым центром мира. Но ведь еще 20 лет назад ситуация была совершенно другая. В 1970-х годах Нью-Йорк - главный финансовый центр США - был явным лидером в финансовом мире. И даже подъем Японии не смог потеснить его с завоеванных позиций.

Тридцать лет назад лондонский Сити был, по сути, «закрытым клубом джентльменов», расположенным в окрестностях зданий Банка Англии и Королевской биржи. В отличие от динамичного Нью-Йорка Сити жил тогда размеренной жизнью.

Но в середине 1980-х Маргарет Тэтчер и Сесил Паркинсон, министр экономики, провели радикальную реформу. Серьезная либерализация финансовых рынков разрушила старые способы ведения дел. Были отменены фиксированные комиссии на торговлю акциями, брокерским компаниям было разрешено становиться акционерными обществами, были заложены основы для электронной торговли акциями на бирже. Суть принятых изменений - ослабление государственного контроля за биржевой деятельностью, поощрение саморегулирования в рамках биржи. И это в итоге позволило Лондону стать ведущим мировым финансовым центром.

Либерализация рынка привлекла на берега Темзы новую волну «мигрантов» - ведущие финансовые институты мира. Американские банки Citirgoup, Goldman Sachs, Меrrill Lynch, JP Norgan, Ваnk of America открыли в Лондоне свои офисы, из которых вели дела по всему региону ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка). Немецкий Deutsche Bank переместил штаб-квартиру своего инвестбанковского подразделения из Франкфурта в Лондон. Это не только привнесло в Лондон огромные масштабы капитала, но и заставило перестроить на нью-йоркский лад все бизнес-процессы.

Как известно, миграция финансового капитала по миру связана с теми же факторами, что и перемещение людей: куда проще «въехать», где дешевле жить и можно больше зарабатывать, туда и направляются как человеческие, так и финансовые ресурсы.

Что даст Москве статус международного финансового центра?

Благодаря такому статусу, она сможет привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы; увеличить налогооблагаемую базу, а также число рабочих мест и улучшить их качество. Это особенно важно для Москвы, имеющей значительное количество высших учебных заведений и академических учреждений.

Кроме того, она получит возможность привлекать в отличие от сегодняшней ситуации кадры с высокой квалификацией, повысить оплату труда, а следовательно, и уровень жизни москвичей; развивать туризм, в том числе и бизнес-туризм. Москва сможет активно участвовать в принятии «мировых решений» по ведущим финансовым вопросам, а не оставаться простым наблюдателем, который впоследствии будет обязан соблюдать «чужие» правила игры.

Как реализовать эту масштабную задачу, кто должен это делать?

Значительная часть вопросов, связанных с превращением Москвы в международный финансовый центр, находится в компетенции федеральных властей, но также требует специальных усилий со стороны Правительства Москвы. Международный финансовый центр должен стимулировать потенциальных инвесторов налоговой политикой, развитой судебной системой, финансовым законодательством, лояльным визовым режимом и прочими атрибутами, лежащими в компетенции федерального правительства, а также иметь комфортную, безопасную, надежную городскую инфраструктуру.

Думаю, что это должна быть долгосрочная федеральная программа, как один из приоритетов государства, закрепленных за рядом ведомств. В стране есть определенный порядок формирования таких программ. Если будет создана рабочая группа по подготовке такой программы, АРБ готова к работе в ней.

Реально ли возникновение финансового центра в Москве до того, как рубль станет хотя бы региональной резервной валютой?

Реально, потому что становление рубля региональной валютой – это один из элементов превращения России в финансово развитую страну, а Москву - в международный финансовый центр. Финансовые проблемы - это комплекс проблем, здесь все взаимосвязано, и решать эти задачи надо параллельно.

Важно, чтобы рубль стал конвертируемой валютой. Сначала может быть региональной. Сейчас он устойчив, хотя, конечно, инфляция серьезная проблема. Поэтому надо включить в задачу финансового развития страны и вопросы валюты, и борьбы с инфляцией, вопрос создания международного финансового центра, специализированных центров. Словом, здесь должен быть системный подход.

Журнал «Банковское дело» № 5, 2008.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.