Аналитика: Деловая и общественная среда благоприятствуют женскому предпринимательству

07.12.2017   \  Аналитика

МОСКВА, 7 декабря 2017 года. Женщины-предпринимательницы отмечают рост доступности финансирования бизнеса, позитивные изменения качества образовательных программ, а также растущее общественное одобрение женщин, открывающих свое дело.

Индекс женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index) в 3 квартале 2017 года составил 69,1 п.п. С момента старта исследования в 2015 году Индекс вырос на 13 п.п.

Таковы результаты четвертой волны оценки Индекса женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index)*. Регулярное исследование уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России проводится по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» и Банка УРАЛСИБ при поддержке Агентства стратегических инициатив. Оператором исследования выступает Аналитический центр НАФИ.

Индекс женской предпринимательской активности WBI представляет собой агрегированный относительный показатель, характеризующий деловую активность женщин с трех позиций: культура предпринимательства (отношение общества к женщинам-предпринимателям); предпринимательская экосистема (оценка условий ведения бизнеса, доступность инфраструктуры, финансов, бизнес-образования и др.), личные качества женщины (оценка качества жизни женщины и ее профессиональных навыков).

По итогам четвертой волны позитивную оценку получили частные индексы «Культура предпринимательства» (71,2 п.п.) и «Личные качества» (66,8 п.п.). Оценки культуры предпринимательства улучшились на 5 п.п., а оценки личных качеств остались без изменений по сравнению с предыдущей волной.

Частный индекс «Предпринимательская экосистема» продемонстрировал значение ниже среднего (57,6 п.п.). При этом с 2015 года значение этого индекса стабильно растет (на 11 п.п.)

Результаты опроса женщин

Данные опроса четвертой волны подтверждают дальнейшее улучшение отношения россиян к женскому предпринимательству. В частности, женщины, не имеющие бизнеса, стали реже опасаться негативной реакции близких на решение его начать (12% в третьей волне против 8% в четвертой).

Для женщин основным стимулом к началу предпринимательской деятельности осталось стремление к материальному благополучию, и его значимость выросла по итогам четвертой волны исследования: 39% опрошенных против 33% в третьей волне назвали его ключевым.

Вторым по популярности стимулом стало желание повысить социальный статус, его значимость также растет: с 8% в третьей до 24% в четвертой волне и с 1% до 24% за весь период исследования.

На третье место вышло «желание реализовать свою идею и приносить пользу» (13%), в то время как по результатам прошлых волн третье место занимали такие стимулы, как «наличие стартового капитала» и «потребность в свободном времени».

Основной барьер к началу собственного дела – по-прежнему отсутствие финансовых возможностей для старта (33% по итогам четвертой волны и 34% по итогам третьей). Снижается значимость барьеров, связанных с нехваткой знаний: их отметили 10% предпринимательниц по итогам четвертой волны и 14% по итогам третьей. Результаты опроса женщин-предпринимательниц

Предпринимательницы оптимистичны в отношении доступности финансирования, бизнес-образования и инфраструктуры для детей.

Так, во второй половине 2017 года треть женщин (30%), привлекавших финансирование, оформляли банковские кредиты от имени предприятия (+11% к прошлой волне). При этом большинство тех, кто оформлял кредиты, отметили легкость процедуры их получения (60%, на 7% больше в сравнении с прошлой волной). На фоне снижения процентных ставок по кредитам для бизнеса снижается и доля неформальных займов (24% по результатам четвертой волны против 43% по результатам третьей пользуются займами родственников и друзей).

Предпринимательницы отмечают увеличение количества и качества программ бизнес-образования. 41% опрошенных получали дополнительное образование в области развития бизнеса, 49% - отметили рост доступности обучения (что на 14% больше, чем в третьей волне) и 37% ожидают улучшений в будущем.

Инфраструктура детских учреждений устраивает большинство опрошенных. 62% женщин-предпринимательниц, имеющих детей, пользуются услугами специальных учреждений для детей дошкольного возраста. Улучшение ситуации с доступностью инфраструктуры для детей отметили 55% опрошенных, положительные изменения ожидают не менее 47% женщин.

Женское предпринимательство имеет выраженную социально ориентированную направленность: большинство опрошенных владелиц бизнеса (59%) отнесли свое дело к категории социального предпринимательства. Среди них 20% отметили, что работают в сфере социальной защиты и помощи населению, 11% - в области спорта и здорового образа жизни, 9% - в сфере творческого развития и образования детей и взрослых.

Женщины-предпринимательницы пока не реализуют экспортный потенциал своих компаний. Всего 2% опрошенных указали, что поставляют продукты и услуги в другие страны, тогда как отметили свое желание их экспортировать не менее 21%. Эти показатели устойчивы и не менялись в течение года. Среди основных барьеров к экспортной деятельности – локализованность бизнес-модели (26%), высокая конкуренция за рубежом (14%) и вероятное отсутствие спроса (11%). Кроме того, за последние полгода женщины-предпринимательницы стали чаще называть в качестве барьера наличие особых технических стандартов, предъявляемых за рубежом к качеству товаров и услуг (11%). Следует отметить, что об организации, направленной на поддержку экспортных предприятий, на данный момент осведомлены 26%, а адресатами поддержки являлись 1% опрошенных.

На данный момент женское предпринимательство в России выключено из глобальных процессов. Так, не более 6% женщин-предпринимательниц участвуют в международных выставках и в тендерах, заказчиком которых выступают иностранные компании. Также 5% опрошенных женщин за последний од направляли своих сотрудников на обучение или стажировку за рубеж.



Источник - НАФИ

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Точка зрения    Сегодня 14:42

Торговый конфликт США и Китая закончится миром

Начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев принял участие в онлайн-конференции «Мировая экономика под ударом торговых войн». По его мнению, торговая война между Китаем и США назревала несколько десятилетий, однако стороны конфликта должны прийти к компр...

Аналитика    Сегодня 12:35

Спрос на кредиты под залог нерыночных активов, генерируется небольшим числом игроков

Fixed Income Daily. УРАЛСИБ Кэпитал.

Точка зрения    12.10.2018 17:53

Глава ЕЦБ: риски для экономики в последнее время возросли

Глава Европейского центрального банка Марио Драги заявил, что экономический рост в еврозоне продолжается в разных странах и секторах, несмотря на некоторую умеренность после сильного роста в 2017 г.