незаконно удержанная комиссия в размере 15% от входящего поступления в ПАО Совкомбанк
29.10.2019 12:13:37
Добрый день, уважаемые специалисты. Я сотрудник ООО, Любовь Александровна. «10» сентября 2019 года на расчетный счет ООО, открытый в Филиале «Бизнес» ПАО «Совкомбанк» (далее – Банк) были ошибочно перечислены денежные средства в размере 2 475 000,00 (два миллиона четыреста семьдесят пять тысяч) рублей. В этот же день Филиалом «Бизнес» ПАО «Совкомбанк» из ошибочно перечисленной суммы, поступившей на расчетный счет ООО, было удержано 371 250,00 (триста семьдесят одна тысяча двести пятьдесят) рублей 00 коп. Имея намерение разобраться в произошедшем, ООО направило соответствующее обращение через систему «Чат-Банк» в Филиал «Бизнес» ПАО «Совкомбанк». Согласно ответа оператора Банка, денежная сумма в размере 371 250,00 рублей, удержанная по счету, является требованием по неоплаченным операциям ООО и одновременно составляет входящую комиссию от осуществления переводов денежных средств в размере 15% от суммы операции (репутационные риски) за период 10.09.2019 г. При этом оператор сослался на уведомление, якобы направленное в адрес ООО и пункт 2.1.4. статьи 2 Договора комплексного обслуживания (далее – ДКО), подписанного между Сторонами (в частности, при выявлении обстоятельств, дающих основание полагать, что операции по счету клиента несут репутационный риск для Банка, Банк имеет право повышать комиссию на условиях, изложенных в тарифах). Такое действие со стороны Банка ООО считает незаконным, необоснованным и нарушающим права ООО, как субъекта предпринимательской деятельности. Более того, своего согласия на списание денежных средств в размере 371 250,00 рублей в безакцептном порядке ООО не давало. Какого-либо требования из Филиала «Бизнес» ПАО «Совкомбанк» по неоплаченным операциям, а также установлении комиссии в размере 15% на поступающие (входящие) денежные средства в адрес ООО не поступало. Об установлении комиссии и смене тарифного плана ООО узнало постфактум (после свершившегося), из деловой переписки в «Чат-Банк» с сотрудником Банка 10.09.2019 г. В соответствии со ст. 2.3.1. ст. 2 ДКО клиент имеет право получать необходимую информацию от Банка в рамках исполнения последним Договора комплексного обслуживания. В целях реализации указанного пункта ООО запросило у Банка предоставить информацию, свидетельствующую о выявлении обстоятельств, дающих основание полагать, что операции по счету ООО несут репутационный риск для Банка. На запрос ООО, сотрудник Филиала «Бизнес» ПАО «Совкомбанк» ответил, что по вопросу обоснования операций, несущих репутационные риски – в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ Банку запрещено информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Исходя из ответа сотрудника, очевидно, что Банк не смог предоставить полную, обоснованную и достоверную информацию о выявлении обстоятельств, дающих основание полагать, что операции ООО несут репутационные риски для Банка. Из вышесказанного очевидно, что Банком незаконно удержана комиссия в размере 15% от суммы, поступившей на счет ООО 10 октября 2019 года, что по правилам действующего гражданского законодательства Российской Федерации составляет сумму неосновательного обогащения Банка в размере 371 250,00 (триста семьдесят одна тысяча двести пятьдесят) рублей 00 коп. В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Согласно п. 1 ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. В ст. 854 ГК РФ указано, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Вместе с тем, Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Федеральный закон № 115-ФЗ), регулирующим публичные правоотношения по созданию правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и иными нормативными актами, включая Письмо Банка России от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» такой меры как установление индивидуального или иного специального тарифа или специально комиссионного вознаграждения в повышенном размере в отношении клиентов банка, в том числе, в силу того, что операции по счету Клиента, по мнению Банка, могут нести для него «репутационный риск», не предусмотрено. Списание Банком в одностороннем и безакцептном порядке комиссий является незаконным, ввиду того, что подобные действия Банка являются формой установления специального комиссионного вознаграждения. Нормы Федерального закона №115-ФЗ не наделяют кредитные организации правом взимания подобных комиссий, в связи с чем, действия Банка направлены не на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и не на оплату услуг Банка, а на неосновательное обогащение Ответчика (в виде увеличения комиссии за совершение всех операций (кроме платежей в бюджет). В свете вышеизложенного просим оказать содействие и помочь разобраться в сложившейся ситуации. С уважением, представитель ООО, Любовь Александровна. Ответ представителя банка15.01.2020 11:26:44 Добрый день! Ответ редакции сайта АРБУважаемая Любовь Александровна, Ваша жалоба направлена в адрес банка. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|


