Почему банк может приостановить операцию по счету или карте?

13.06.2019   \  АРБ шпаргалка

Блокируя операции клиентов, банки главным образом руководствуются антиотмывочным законодательством, цель которого — борьба с обналичиванием средств и финансированием терроризма. ТАСС неоднократно писал, какие действия организации могут посчитать подозрительными, что такое черный список ЦБ, как в него не попасть или почему граждан могут попросить подтвердить перевод по карте.

Мы решили собрать возможные причины блокировки или отказа проводить операцию в один материал.

Почему банки следят за нами

Проверять определенные операции с денежными средствами или другим имуществом требует федеральный закон 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". По требованию ЦБ отслеживаются любые действия, похожие на:

- незаконный перевод безналичных средств в наличные;
- запутывание схем расчетов;
- вывод денег за границу.

В первую очередь кредитные организации внимательно смотрят на операции, превышающие 600 тыс. рублей, но могут проверять любые, если посчитают их подозрительными.

Власти усиливают борьбу с подозрительными финансовыми операциями

Вступающий в силу с 27 июня 2019 года закон расширяет список банковских операций, которые подлежат обязательному контролю. А именно: в их число теперь входит снятие наличных с карт иностранных банков.

Банки на территории России, в чьих банкоматах или отделениях снимают деньги с иностранных карт, будут отправлять в Росфинмониторинг данные о:

дате, месте и сумме операции;
номере карты и названии банка, который ее выпустил;
владельце карты или другую информацию, которая поможет идентифицировать того, кто совершил операцию.

Список стран, банковские карточки которых возьмут на заметку, Росфинмониторинг составит уже после вступления поправок в силу. Но публиковать его все равно не будут, так как это информация ограниченного доступа: банки получат ее через свои личные кабинеты.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Дивинский объяснял, что в первую очередь в этот перечень попадут страны, где сильна активность террористических организаций, например, Ирак и Афганистан. А вот карт, выпущенных российскими "дочками" иностранных банков, новые нормы не коснутся.

Что может вызвать подозрение у банков

Отказывая в операции, банки ориентируются на множество критериев, которые содержатся в законе и разъяснительных письмах ЦБ. Вот только некоторые из них:

- запутанный и необычный характер сделки;
- у сделки нет экономического смысла и законной цели;
- сделка не соответствует деятельности компании;
- неоднократное совершение операций для ухода от контроля;
- отказ клиента предоставить банку данные;
- его излишняя озабоченность конфиденциальностью операции и раскрытием информации госорганам;
- пренебрежение клиентом выгодными условиями;
- необычно сложный порядок расчетов, отличающийся от обычной практики;
- необоснованная поспешность в проведении операции;
- внесение существенных изменений в ранее согласованную операцию прямо перед ее началом;
- несоответствие операции общепринятой рыночной практике;
- отсутствие информации о клиенте у обслуживающих его банков;
- неоправданные задержки при предоставлении клиентом документов и данных;
- клиент — иностранное публичное должностное лицо, его супруг или родственник;
- клиент действует в интересах общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов или НКО;
- деятельность, связанная с реализацией предметов искусства и т.д.

Что следует помнить бизнесу

Банки советуют предпринимателям внимательно относиться к работе с наличными средствами. Скорее всего, им не понравится:

- Если со счетов часто снимают наличные средства "на прочие цели". И если снимаемые суммы, по мнению банка, выходят за рамки разумного, он может запросить подтверждающие документы — куда и для чего тратились деньги. Также кредитные организации обращают внимание, когда сотрудники снимают наличку с бизнес-карт.
- Снятие крупной суммы в тот же день, когда она поступила на счет.
- Постоянные необоснованные переводы денег физическим лицам, которые те потом обналичивают.
Просто регулярная обналичка крупных сумм. Например, так бывает, если компания выплачивает сотрудникам зарплату наличными, для чего руководитель ежемесячно снимает одинаковые суммы.
- Операции без экономического смысла. Например, если фирма отчитывается о нулевой доходности и при этом переводит шестизначные суммы на зарплату.
- Много вкладов на короткие сроки, которые клиент закрывает, а деньги снимает наличными.
- Регулярные переводы всех денег с расчетного счета в другой банк.
- Если непонятно, с кем заключена сделка. Такая ситуация рискует возникнуть, если бизнесмен недостаточно хорошо проверит подрядчиков и в итоге случайно свяжется с цепочкой фирм-однодневок.

Правильно стоит проводить и безналичные операции по счетам. Причиной проверки могут стать:

- Отсутствие налоговых платежей. Если предприниматель платит налоги со счета в другом банке, чего первый, конечно, не видит.
- Если в платежках есть ошибки — например, в назначении переводов.
- Если компания проводит сделки не по своему виду деятельности.
- Когда клиент (не только бизнес, но и физическое лицо) ведет себя подозрительно, банк может запросить у него дополнительные документы и пояснения.
- Если организация все равно сочтет операцию сомнительной, она может отказать в ее проведении и даже закрыть счет. В этом случае она сообщит о ситуации в ЦБ, а это грозит клиенту попаданием в черный список.

Почему могут заблокировать операцию по карте

Банки оценивают все безналичные переводы с карты на карту и по закону "об антифроде" могут на два (рабочих) дня блокировать переводы, если заподозрят, что клиент их не совершал. Это, впрочем, делается уже для борьбы с мошенниками и кражей денег со счетов россиян.

В этом случае кредитная организация должна связаться с клиентом и узнать, проводил ли тот вызвавшую сомнения операцию. Если этого не произошло, лучше самому обратиться в банк за разъяснениями.

ЦБ ранее называл три основных признака мошеннических операций:

- если данные получателя перевода уже содержатся в базе ЦБ о случаях и попытках хищения с карт;
- если параметры устройства, с которого совершили перевод, также содержатся в базе регулятора;
- нетипичность транзакций по сравнению с обычными переводами клиента. Тут банкам нужно обращать внимание на время и место проведения операции,
- ее сумму и периодичность.

Банки также могут установить и собственные критерии для защиты клиентов.

Сами банки просят внимательно и с пониманием относиться к их запросам предоставить документы и пояснения по проводимым операциям — не игнорировать их и выполнять в указанные сроки.

Кроме того, обращаем внимание, что внутренний регламент от организации к организации может отличаться, так что при возникновении любых вопросов лучше сразу обратиться в свой банк или непосредственно в ЦБ.

Арина Раксина

Источник - ТАСС

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Сегодня 11:24

Fixed Income Daily, 19 июля 2019

Аналитика УРАЛСИБ.

Аналитика    Сегодня 09:45

Утренний обзор. Внешний фон перед стартом торгов в России позитивный

Андрей Кочетков, ведущий аналитик «Открытие Брокер».

Точка зрения    Вчера 20:55

Новый глава ЕЦБ: без интриги

Вопрос с кандидатурой на пост нового главы ЕЦБ де-факто решен. Хотя формально Кристин Лагард еще не возглавила Европейский центробанк, рынок уже свыкся с мыслью о ее будущем назначении и не ждет жестких реформ, считает Сергей Дроздов, аналитик ГК "Финам".

Это интересно    Вчера 19:42

Роскомнадзор оштрафовал Google на 700 тысяч рублей

"Контрольным мероприятием зафиксировано, что Google производит выборочную фильтрацию поисковой выдачи - более трети ссылок из единого реестра запрещенной информации сохраняются в поиске. В отношении Google назначена сумма штрафа в размере 700 тысяч рублей", - говорится в сообщени...

Интервью    Вчера 17:52

BI, Artificial Intelligence и Machine Learning в банковском секторе

Какую роль играют сегодня такие технологии, как BI, AI и ML в банковском бизнесе? В кулуарах SAS Forum Russia 2019 – крупнейшей площадки, объединяющей бизнес-аналитиков, журнал «ПЛАС» побеседовал на эти и другие темы с Максимом Цукановым, руководителем практики клиентской анали...

   

Мы на Facebook