Слияние технологий. Интегрируем ИТ-ландшафты банков в процессе слияний и поглощений
14.07.2025 \ Точка зрения
![]() Полное технологическое объединение двух банков – это нетривиальное событие даже для опытных участников финансового рынка. Оно требует значительных ресурсов и стратегического видения. О том, какие подходы к процедурам слияния и поглощения практикуются в банковской сфере, порталу PLUSworld рассказывает руководитель практики M&A в Axenix Александр Филимоненков.
Сложности «купировать» на старте Практика показывает, что некоторые участники банковского рынка склонны недооценивать масштаб технологических задач в рамках M&A. Например, в случае поглощения одного банка другим технологическая интеграция может затрагивать от 50% и более систем целевого банка и практически весь ИТ-ландшафт присоединяемого сегмента. Это приводит к повышенным рискам технических и функциональных отклонений во время реализации проекта. Кроме того, в процедуры M&A вовлекается широкий круг сотрудников, подразделений и компаний-подрядчиков. Параллельное развитие текущих бизнес-процессов и сопровождение интеграционных мероприятий создают ресурсные конфликты, усложняющие общее управление слиянием банков. Чтобы минимизировать риски, важно заблаговременно определить базовые цели и принципы управления слиянием и поглощением. Например:
Это поможет эффективно управлять процессом присоединения и сократить время на принятие решений. Два уровня интеграции при M&A В банковской практике сложилось два подхода к M&A в зависимости от уровня интеграции архитектуры и операционной модели:
Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и риски, а выбор зависит от целей бизнеса, ресурсов и временных рамок. Упрощенный вариант. Достоинства Упрощенный вариант M&A предполагает объединение на уровне бренда, банковской лицензии и формирования консолидированной отчетности для регулятора. Проводится точечная интеграция систем для выполнения базовых требований. Клиенты продолжают обслуживаться в разных ИТ-ландшафтах, а изменения «под капотом» минимальны. Объединенные банки продолжают работать на старых системах, обслуживая клиентов без значительных изменений бизнес-процессов. Такой подход позволяет быстрее реализовать проект, требует меньше ресурсов на старте и минимизирует риски технологических сбоев, так как основные банковские системы остаются нетронутыми. Кроме того, он обеспечивает гибкость, позволяя постепенно переходить на объединенную ИТ-архитектуру после юридического присоединения. Недостатки Однако упрощенная интеграция имеет существенные недостатки. Во-первых, ее стоит рассматривать только как временное решение, поскольку поддержание двух ИТ-ландшафтов приводит к удвоению затрат на сопровождение, обновление и развитие систем. А отсутствие значительного синергетического эффекта ограничивает финансовую выгоду от технологического слияния. Во-вторых, сохранение дублирующих систем затрудняет запуск новых банковских продуктов и выполнение регуляторных требований. Более того, сложные интеграционные взаимодействия ИТ-систем могут создавать неудобства для клиентов, например, при переводе средств между банками или доступе к цифровым каналам. Полноценная технологическая интеграция, напротив, может представлять собой гибридное решение с полным либо частичным переносом данных и систем банков на целевую ИТ-платформу объединенного банка. Этот процесс начинается с GAP-анализа продуктов и процессов банков для выявления различий, а также анализа текущих ИТ-ландшафтов для определения сильных и слабых сторон, после чего разрабатывается целевая архитектура объединенного банка. Далее следуют продуктовые и миграционные доработки, необходимые для переноса данных в целевую архитектуру, включая данные о клиентах, их продуктах и счетах, данные о внутрихозяйственных операциях банков, их контрагентов и сотрудниках, ну и конечно доработки, необходимые для формирования управленческой и регуляторной отчетности объединенного банка. После завершения разработки и всех тестовых мероприятий на завершающем этапе производится технологическая миграция, которая может быть как поэтапной, так и единовременной. Полноценный подход к M&A обеспечивает снижение издержек за счет исключения дублирующих систем и процессов, повышает операционную эффективность бизнеса и упрощает управление, сопровождение и развитие объединенной банковской структуры. При этом переход на современный технологический стек при правильной организации миграции улучшает клиентский опыт и обеспечивает бесшовность обслуживания. Такой подход значительно более сложен, поскольку затрагивает все системы и процессы, требуя тщательной подготовки и координации. В мировой практике такие проекты длятся от 1,5 до 4 лет и отличаются высокой ресурсоемкостью, включая значительные финансовые, человеческие и временные затраты. Неправильная организация миграции может привести к технологическим сбоям, рискам потери данных и временным неудобствам для клиентов. Кроме того, обслуживание клиентов во время миграции не приостанавливается, что увеличивает как объем задач, так и количество зависимостей. Несмотря на эти вызовы, грамотно проведенное объединение банков позволяет максимизировать финансовую выгоду от M&A. По нашему опыту, все, что не способствует унификации, снижает доходность, поэтому полноценная интеграция остается предпочтительной для достижения глобальных стратегических целей. Интеграция топовых банков Полноценную интеграцию в ходе M&A выбрали два крупнейших банка в одной из стран СНГ. Уникальный по сложности и скорости реализации проект предусматривал полное технологическое объединение, включающее переход на единую гибридную ИТ-архитектуру и общие бизнес-процессы, что обеспечило максимальный синергетический эффект при обслуживании более 13 млн клиентов. Проект затронул 150 информационных систем. При этом в качестве целевого ИТ-ландшафта объединенного банка был выбран гибридный вариант, основанный на лучших решениях обоих банков. В проекте участвовали все службы банков, более 800 сотрудников на постоянной основе и свыше 10 компаний-подрядчиков. Проект реализован за 10 месяцев: три месяца потребовалось на разработку стратегии и формирование структуры управления, семь — на полную реализацию. Слияние осуществлялось в рамках подхода Big Bang с единовременной миграцией всех данных в целевые системы за один уикенд. Этого получилось достичь благодаря тому, что руководство и сотрудники всех задействованных подразделений были вовлечены работу еще на этапе проработки стратегии. Кроме того, топ-менеджмент был глубоко погружен в оперативное управление программой через Управляющий комитет, а также выделены сотрудники, 100% времени работавшие над слиянием, без отвлечения на другие текущие задачи. Участие бизнеса в миграции Реализация полноценного подхода к слиянию требует серьезных усилий не только со стороны ИТ, но и со стороны бизнес-подразделений. Целевой ИТ-ландшафт объединенного банка, применяемые подходы и инструменты требуют от бизнеса определения целевой продуктовой стратегии и процессов обслуживания, а также проведения GAP-анализа. Степень участия бизнеса непосредственно в интеграции может быть разной в зависимости от применяемых инструментов. Коммерческая миграция как инструмент позволяет перевести клиента в целевой портфель и ИТ-ландшафт на ранних этапах, еще до юридического заключения сделки и готовности банков к технологической миграции данных. Проводить коммерческую миграцию возможно по следующим направлениям:
Участие бизнеса в коммерческой миграции первостепенно, так как кроме разработки необходимых для этого технологий такая миграция предполагает тесную работу с клиентами и продуктовыми предложениями. Применение коммерческой миграции за счет более раннего перевода клиентов повышает финансовые показатели для выгодоприобретателей M&A сделки, а также сокращает объемы для последующей массовой технологической миграции данных в целевую архитектуру объединенного банка. Технологическая миграция не требует получения согласий от клиентов, так как проводится после юридического заключения сделки, а также не предполагает столь значительной клиентской работы со стороны бизнеса, как того требует коммерческая миграция. Однако степень участия бизнес-подразделений в подготовке к технологической миграции в роли заказчиков и авторов требований для продуктовых доработок, разработки миграционных процедур и контрольно-сверочных отчетов крайне высока, а этапность технологической миграции во многом зависит от бизнес-стратегии. Многообразие инструментов интеграции, масштаб работ и число участников процесса требуют особенно тщательного планирования работ, оценки и контроля затрат, эффективного управления изменениями и коммуникациями.
Таким образом, объединение банков в рамках M&A — это сложный и масштабный процесс, затрагивающий все подразделения и процессы обоих банков. Без тщательно проработанной на старте стратегии слияния, понимания подходов, зависимостей и подводных камней есть существенный риск ощутимо снизить финансовые выгоды от сделки. Источник - PLUSworld Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |
|



