Решение ЕС о контроле клиринговых организаций может подорвать финансовый рынок

17.05.2017   \  Точка зрения

Барнабас Рейнолдс, партнер фирмы Shearman & Sterling

Власти ЕС хотят ограничить деятельность клиринговых организаций на территории Европы в расчете рисков при торговле деривативами. При этом истинной целью Брюсселя может быть введение налога на финансовые операции.

МОСКВА, 16 мая – ПРАЙМ. Некоторые европейские политики утверждают, что еврозона должна контролировать расчеты в евро. В рамках этого процесса между двумя участниками торгов деноминированными в евро деривативами должен стоять посредник в лице расчетно-клиринговой организации как покупатель для всех продавцов и продавец для всех покупателей. Они говорят, что страны еврозоны должны иметь возможность контролировать величину надбавки, или дополнительного обеспечения, которую клиринговые дома создают на случай невыполнения обязательств сторонами.

Мысль о государственном контроле за централизованным расчетом должна вызвать тревогу на рынках. Это очень далеко от разумной просьбы о совместном использовании информации клиринговыми организациями Британии и регуляторами из ЕС после Brexit. Это серьезная попытка наладить управление экономическими инструментами еврозоны. Такая схема заставит частные рынки работать с оценкой рисков по кредитам еврозоны в соответствии с указаниями политического истэблишмента ЕС. Расчетно-клиринговые организации не смогут требовать дополнительную маржу в качестве компенсации за риски по кредитам в евро, и им придется довольствоваться тем, что получится в случае согласия политиков еврозоны с их оценками. Финансовые рынки рассчитывают на то, что надбавку будут определять операторы из частного сектора на основе неконфликтной оценки кредитоспособности. Нормативно-регулирующие органы должны только устанавливать параметры надзора над клиринговыми домами и то, как им следует работать, проводя свои калькуляции. Однако, если эта информация будет известна только властям, на нее нельзя будет положиться. Риски возрастут, потому что евросистема не контролируется единым верховным органом. Эта система отражает разные национальные интересы, из-за чего она сама и евро уязвимы для резких изменений.

Политическая обеспокоенность обусловлена теми случаями, когда действующая под контролем Лондонской биржи Лондонская клиринговая палата, по мнению руководства еврозоны, слишком быстро адаптирует дополнительные резервные обязательства по кредитным инструментам еврозоны, что вызывает сомнения в целесообразности этих кредитов. Но именно так работают рынки. Могут быть внезапные изменения в оценках, причем эти оценки не имеют никакого отношения к политике и проводятся исключительно на финансовых основаниях. Рынки не должны подвергаться влиянию из политических соображений, так как в противном случае в системе появляется огромный риск.

Это одна из многих попыток управлять рынками. ЕС уже установил централизованный контроль для кредитных рейтинговых агентств. Он также установил право запрета на короткие продажи суверенного долга ЕС, позволив тем самым затормозить спекуляции на бирже и страхование от потерь из-за снижения цены. К этому следует добавить способность Брюсселя создавать альтернативную реальность, состоящую в том, что кредит в евро - это вполне нормально, если так решат власти еврозоны. В итоге получается очень опасная ситуация.

Это предложение коренным образом отличается от системных рисков, возникающих по причине решений органов еврозоны о финансовой устойчивости инструментов в евро. Оно приведет к отделению расчетов в евро от расчетов в других валютах, а это уменьшит безопасность, обеспечиваемую диверсификацией валют внутри расчетно-клиринговых организаций. А если рынки не могут полагаться на оценки целесообразности кредитов еврозоны, они будут заниматься бизнесом в других местах, где точки зрения властей и рынков совпадают.

Это очень странное предложение, и нам остается догадываться об альтернативных мотивах. Там нет ни единого упоминания о желании Франции и Германии ввести через клиринговые дома налог на финансовые операции с учетом того, что они ограничат способность рынка уходить от этого налога. Может быть, в этом заключается истинная причина выдвинутого предложения.

(Цит. по Financial Times. Перевод выполнен ИноСМИ)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Любые оценки и прогнозы, высказанные экспертом, являются его собственным мнением.



Источник

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Тенденции рынка    21.09.2017 10:37

Конец матрицы: как мировой банковский бизнес перестал быть современным

В России, как и во всем мире, развитие социального капитала, интернет-технологий и особенно блокчейна постепенно лишает традиционный банковский бизнес статуса ключевого сектора экономики (РБК).

Тенденции рынка    20.09.2017 13:31

Удаленная идентификация в онлайн-кредитовании: станет ли панацеей развитие VR-технологий?

Проблема удаленной идентификации клиентов в финансовой отрасли является одной из самых сложно решаемых. Крупные компании финтех-сферы готовы вкладывать в решение этой проблемы большие средства, но поиск объекта вложений ограничен довольно узким кругом технологий, имеющих необходи...

Точка зрения    19.09.2017 13:47

Памяти российских банков: как перезагрузить неработающую систему

Андрей Мовчан, руководитель экономической программы Московского центра Карнеги. Доля частного банковского сектора в России едва ли дотянет до 1% ВВП, что меньше его годовых колебаний. Можно считать, что частной банковской системы, способной служить важным драйвером экономическ...

Тенденции рынка    15.09.2017 13:18

Издержки автоматизации: 30% банковских сотрудников рискуют потерять работу

30% банковских сотрудников рискуют потерять свои рабочие места в пользу роботов. Такое мнение высказал Викрам Пандит, который возглавлял американскую банковскую группу Citigroup Inc. во время финансового кризиса с 2007 по 2012 год.