Как долгосрочные планы приватизации могут снизить издержки национализации

26.09.2025   \  Точка зрения

Инвесторам необходимо понимать, сколь существенны риски национализации акций компаний, которые они покупают, и как правовая система готова гарантировать соблюдение прав и интересов добросовестных приобретателей ценных бумаг. Пока здесь много неопределенности, считает заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.


Устойчивый экономический рост и поддержание инвестиционной активности невозможны без стабильных условий ведения бизнеса. Сейчас в России это означает необходимость согласованных действий государства в сфере приватизации, национализации и развития фондового рынка.

В 2025 году продолжился рост масштабов национализации, затронувшей такие компании, как «Аэропорт Домодедово», «Главпродукт», «Южуралзолото», Петропавловск-Камчатский морской торговый порт, Камчатское морское пароходство, нефтесервисная группа компаний «Борец», ПАО «Ставропольэнергосбыт». Оценки масштабов национализации у экспертов разнятся, но можно сослаться на данные агентства AK&M, по которым стоимость национализированных компаний составляла $3,89 млрд (390 млрд рублей) в 2024 году и $3,95 млрд (320 млрд рублей) в первом полугодии 2025-го.

Снизить напряжение

Возможно, во многих случаях национализация является вынужденной, однако вряд ли можно игнорировать проблемы, которые она сама создает для реализации других государственных целей развития. Инвесторам необходимо понимать, сколь существенны риски национализации акций компаний, которые они покупают, и как правовая система готова гарантировать соблюдение прав и интересов добросовестных приобретателей ценных бумаг. Пока здесь много неопределенности.

В этих условиях одним из инструментов формирования доверия инвесторов является наличие прозрачных и понятных долговременных планов приватизации и роста капитализации фондового рынка. Это во многом сглаживает напряжение, возникающее после того или иного случая национализации.

Приватизация и управление пакетами акций госкомпаний играют важную роль в формировании доходов бюджета. По расчетам РАНХиГС, с 2005 по 2024 год федеральный бюджет получил около 3,6 трлн рублей в виде доходов от приватизации и 7 трлн рублей дивидендов, то есть в среднем 180 млрд и 350 млрд рублей в год. Важно, что эти поступления приходились на наиболее сложные для бюджета периоды, когда он сводился с дефицитом. Из общей суммы доходов от приватизации 56,9% поступило именно в такие годы — их было 11 из 20 рассматриваемых лет. Для дивидендов аналогичная доля составляет 67,4%. Риски национализации могут ограничивать интерес инвесторов к приобретению приватизируемых пакетов акций, а также снижать стимулы для эмитентов платить высокие дивиденды.

В отличие от национализации приватизационные сделки, позволяющие повышать эффективность компаний и улучшать корпоративное управление, можно и нужно планировать в рамках публичного среднесрочного документа — прогнозного плана (программы) и основных направлений приватизации федерального имущества. Однако временные горизонты прогноза доходов от приватизации снижаются, что проявляется в опережающем росте приватизационных сделок, совершаемых вне рамок прогнозного плана приватизации по разовым решениям органов власти. По нашим расчетам, в 2024 году отдельными распоряжениями правительства вне плана приватизации на 2024–2026 годы были реализованы пакеты акций (доли в капитале) 97 из 132 хозяйственных обществ, то есть почти три четверти.

От согласованности решений в сфере приватизации и национализации зависит выполнение задач, поставленных в указе президента России от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Одна из целей — рост капитализации внутреннего фондового рынка до 66% ВВП к 2030 году. Достичь этого уровня можно в том числе и за счет выведения на рынок акций госкомпаний. В январе 2025-го правительство утвердило Единый план по достижению национальных целей развития, где прогнозируется проведение в 2025–2030 годах IPO частных эмитентов на сумму около 4,5 трлн рублей и публичные размещения акций госкомпаний в объеме 1 трлн рублей.

В новейшей российской истории приватизационные сделки нередко служили драйвером публичных размещений акций. Из всего объема сделок IPO-SPO, совершенных в 2005–2024 годах, 1,6 трлн рублей, или 33,7%, приходилось на приватизационные продажи. Кроме того, по нашим расчетам, в России за этот период приватизационные сделки, как правило, приносили более высокую долгосрочную доходность инвесторам по сравнению с IPO и SPO акций частных компаний. На пятилетнем горизонте накопленная избыточная доходность (CAR) приватизационных сделок составляла 9,4% по сравнению с отрицательной CAR по остальным сделкам IPO (–19,5%). Более того, последующие вторичные размещения акций приватизируемых компаний приносили инвесторам позитивную кумулятивную избыточную доходность, превышающую CAR неприватизационных сделок на всех рассматриваемых временных горизонтах — от 100 дней до пяти лет с момента размещения акций.

Планы и реальность

Однако до сих пор не ясен даже примерный круг госкомпаний, которые предполагают участвовать в такой приватизации, несмотря на то что подготовка и согласование таких сделок, как правило, занимает у эмитентов, инвесторов и государства не один год.

Сделки по публичному размещению акций, включая приватизационные, имеют явный циклический характер. Это означает, что условием для них является высокий рост фондового рынка и оптимизм инвесторов. По нашим расчетам, за двадцатилетие с 2005 по 2024 год на те 10 лет, когда индекс РТС рос на 10% и более в год, приходилось 71,7% стоимости всех сделок IPO с акциями российских компаний и 84,7% стоимости приватизационных сделок IPO-SPO.

Для достижения доли фондового рынка в ВВП, о которой говорится в указе президента, капитализация действующих публичных компаний на российских биржах (без учета новых IPO) должна будет вырасти с 53 трлн рублей в 2024 году примерно до 147 трлн рублей в 2030-м, что предполагает ежегодный рост курсовой стоимости их акций 18,6%. Можно спорить о том, насколько реален такой рост капитализации этих компаний, особенно без привлечения крупных иностранных инвесторов, но в любом случае интерес любых инвесторов к рынку требует гарантий защиты их прав собственности и уверенности в стабильности делового климата.

Источник - Forbes

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Новости АРБ    Сегодня 11:10

Кинематографисты обратились к АРБ за помощью в создании фильма