Заседание круглого стола 11 октября 2011 года

11 октября 2011 г. в АРБ состоялось заседание круглого стола по обсуждению промежуточного проекта Доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика».

Круглый стол, организованный Комитетом АРБ по денежно-кредитной политике и банковскому надзору, собрал около 60 участников. В их числе руководители и специалисты финансовых институтов, учёные, представители органов власти и средств массовой информации.

Вёл заседание Президент АРБ Г.А.Тосунян. Во вступительном слове он отметил, что Стратегия представлена в очень нужное время, когда стала очевидной неэффективность существующей модели развития экономики России и остро встал вопрос о выборе новой парадигмы роста. В проекте представлены справедливые оценки ситуации и предложен целый ряд рациональных мер по исправлению существующих недостатков.

В то же время, – отметил Г.А. Тосунян, – в обсуждаемом варианте Стратегии присутствует много неоднозначных и потому дискуссионных моментов. Возникает насущная потребность дополнить и уточнить проект, дополнить и, возможно, даже переработать некоторые пункты. В этом отношении опыт и видение ситуации финансового и банковского сообщества могут быть очень полезными при доработке документа: именно АРБ четыре года назад впервые в новейшей истории России сформулировала долгосрочную стратегию развития целого сектора экономики государства – программу банкизации страны.

Первым докладчиком был Директор Центра структурных исследований, Исполнительный вице-президент АРБ А.Л.Ведев, член двух рабочих групп по разработке Стратегии. По его словам, основной проблемой экономики и в настоящее время, и в обозримом будущем является несовершенство различных видов институтов. Другой проблемой является то обстоятельство, что расширение спроса очень слабо расширяет внутреннее производство, в основном, повышая инфляцию и увеличивая импорт.

Опыт последнего времени показал, что локомотивом роста экономики страны может служить не только рынок углеводородов, но и финансовый сектор. Однако быстрый рост финансового рынка является достаточно опасным, поэтому необходимо его сбалансированное развитие.

Председатель Комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ А.В.Данилов-Данильян, в своём выступлении заметил, что представленный вариант Стратегии является слишком оптимистичным и консервативным. Разработчиками игнорируются существующие ограничения и риски экономики страны. Также он высказал точку зрения, что ключевой задачей финансовой системы России должно быть не достижение стабильности, а радикальное повышение её конкурентоспособности за клиентов. Именно дефицит надёжных заёмщиков и ёмких кредиторов будет основным препятствием при реализации Стратегии в области финансовой системы.

Резкой критике со стороны А.В. Данилова-Данильяна подверглось предложение по увеличению минимальных требований к величине собственных средств капитала банков. По его словам, это является одним из недобросовестных приёмов конкурентной борьбы со стороны крупных банков.

Доклад Заведующего кафедрой экономической теории Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ А.Г.Аганбегяна был посвящён анализу состояния социально-экономической сферы страны. Обрисовав катастрофическую обстановку в России, докладчик отметил, что банковская система является наиболее ёмким сегментом финансового рынка, поэтому её развитию должно быть уделено первостепенное внимание. Без наращивания мощи и конкурентоспособности банков невозможно будет обновить основные фонды экономики и улучшить эффективность социальной сферы. Поэтому, с точки зрения А.Г. Аганбегяна, акцентирование внимания в предложенной Стратегии на повышение отношения массы кредитов к ВВП до 70%, а также на меры по развитию человеческого капитала заслуживает всяческой поддержки. Вместе с тем, не ясно, как этого достигнуть. В документе необходимо предусмотреть раздел по обновлению основных средств и модернизации технологий в различных отраслях.

По мнению Директора Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России М.И.Сухова, предложенные в Стратегии направления и меры по развитию финансовой системы и совершенствованию надзора за финансовыми институтами являются правильными и рациональными. Опыт показал, что развитие банков и банковского рынка должно быть динамичным, но при этом необходимо избегать перегрева конъюнктуры и формирования финансовых пузырей.

Необходимость повышения требований к минимальному уровню собственного капитала банков, по мнению представителя Банка России, обусловлена также прямой зависимостью между величиной собственных средств и эффективностью работы кредитных организаций. Не имеет смысла добиваться повышения конкуренции и конкурентоспособности на финансовом рынке, если у финансовых институтов не будет достаточно стимулов к собственному развитию.

Председатель Совета директоров ИК «Еврофинансы» Я.М.Миркин в своём докладе высказал мнение о том, что достижение обозначенных в Стратегии ориентиров ёмкости финансовой системы будет невозможно без пересмотра идеологии денежно-кредитной политики государства. Чтобы реально добиться расширения кредитования и иных активных операций банков необходимо ориентироваться на достижение уровня денежной массы по отношению к ВВП не менее 100%, а не 35%, как в настоящее время. Намерение таргетировать инфляцию через сжатие денежной массы в условиях наличия больших дисбалансов в экономике означает консервацию существующей модели развития. Более того, увеличение госдолга отвлечёт из частного сектора и без того дефицитные ресурсы.

Одной из важнейших проблем всей финансовой системы России, по мнению докладчика, является то, что она воспроизводит кризисы. Сочетание высокой доходности рынка ценных бумаг, свободного трансграничного движения капиталов и режима управляемого плавания рубля делает финансовую систему особо чувствительной для притока и оттока капиталов.

Я.М.Миркин также отметил, что сегодня имеется острая потребность в формировании стратегии развития всего российского финансового рынка, в том числе фондового.

Вице-президент ОАО «НОВИКОМБАНК» В.В.Инюшин сказал, что в настоящее время реализация долгосрочных стратегий в России невозможна, если она не учитывает реальное положение дел, вызовы и угрозы. Применительно к сегодняшнему моменту оптимальной для экономики страны является выработка стратегия реагирования на колебания внешней конъюнктуры в условиях очень жёсткого структурного кризиса в стране. С высокой степенью вероятности можно ожидать очередной кризис в 2012 г., а поэтому достижение высоких показателей эффективности и ёмкости финансовой системы нереалистично.

Руководитель направления анализа денежно-кредитной политики, банковской системы и финансовых рынков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, член рабочей группы по подготовке Стратегии О.Г.Солнцев, отметил, что применительно к финансовой системе необходимо выработка чёткой цели, а именно: повышение конкурентоспособности.

Для достижения цели необходимо также формирование системы структурных показателей и целевых параметров: доли долгосрочных операций, количество активно фондирующихся внутри страны компаний, доли ликвидных активов и других.

Любая стратегия должна иметь большую гибкость в реагировании на внешние вызовы и подразумевать возможность манёвра ресурсами. В частности, в ближайшие годы может значительно сократиться избыток сбережений внутри страны, а значит, надо более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Другой пример, при снижении инфляции может снизиться уровень ликвидности в банках, что заставляет повышать эффективность рынка межбанковского кредитования.

В качестве возможного манёвра целесообразно наметить увеличение объёма долгосрочных корпоративных облигаций и синдицированных кредитов, которые позволяют трансформировать имеющиеся ресурсы в более длительные по сроку обращения.

Профессор Московского банковского института В.Н.Шенаев отметил необходимость формирования единой общегосударственной многоаспектной стратегии. По его словам, большинство острых вопросов в рассматриваемой Стратегии поставлены верно, но не прописаны конкретные шаги по формированию постсырьевой экономики.

По мнению В.Н.Шенаева, необходимо сделать достоянием гласности алгоритм расчёта инфляции и обозначить чёткую политику по управлению процентными ставками.

В своём кратком выступлении Исполнительный вице-президент АРБ А.И.Милюков отметил, что представленная Стратегия является важным и нужным для страны документом, однако в ней не чувствуется острота постановки вопроса (о чём подробно говорил А.Г.Аганбегян), а из этого вытекает недостаточная глубина ряда мер. Несмотря на то, что Стратегию готовили квалифицированные специалисты, заметно значительное влияние ведомственных интересов. Поэтому надо, чтобы подобные программы готовили постоянно действующие рабочие группы, которые несут ответственность за выдвигаемые меры и их реализацию. В любом случае, профессионалам необходимо объединиться (в том числе вокруг АРБ) для углублённой проработки стратегических целей.

В заключение Г.А.Тосунян призвал участников круглого стола принять участие в выработке предложений по совершенствованию денежно-кредитной политики, которые подготавливаются в Ассоциации российских банков.

(Для увеличения фотографии кликните по ней мышкой)

Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011

Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011

Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011

Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011

Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011  Круглый стол «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика». АРБ 11 октября 2011

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    Вчера 10:50

"Черный список" финансистов в 2020 году сократился на 4,3%

В стоп-листе ЦБ РФ чуть больше 7 тыс. человек. Речь идет о топ-менеджерах, акционерах и членах совета директоров кредитных и некредитных финансовых организаций, которые ушли с рынка или попали под санацию. Попадание в эту базу лишает человека права на определенный период входить ...

Точка зрения    Вчера 09:00

На судьбу национальной валюты влияет не только нефть

Руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института Гайдара, Павел Трунин сообщил «Свободной Прессе», что не видит возможности для возвращения курса 30−40 рублей за доллар. Об этом в материале ИЭПолитики им. ЕТ.Гайдара.

Это интересно    Вчера 08:00

Российские банки рассказали, как бороться с вредоносными интернет-ботами

Роспатент включил в топ-10 главных российских изобретений 2020 года инновационную разработку для защиты от интернет-ботов. За первые шесть месяцев 2020 года только в пяти российских банках с ее помощью удалось предотвратить ущерб на сумму 320 миллионов рублей. Дата публикации: 2...