XXII cъезд АРБ: выступления участников и гостей Главной темой прошедшего в Москве 5 апреля съезда АРБ - крупнейшего и самого авторитетного банковского объединения страны стало повышение качества и доступности банковских услуг



Президент АРБ Гарегин Тосунян выступил на съезде с докладом «Вызов десятилетия: качество и доступность банковских услуг».

Презентация доклада размещена на сайте.

Аркадий Дворкович: Самое важное сегодня и в дальнейшем –максимальное продвижение банковских услуг и продуктов в регионы России

«Мне кажется, что сегодня российский банковский сектор, являясь одним из немногих за последние 20 лет новых секторов российской экономики, должен стать настоящим примером по ряду ключевых направлений» - заявил с трибуны съезда Помощник Президента РФ А.Дворкович.

Первое направление – это прозрачность деятельности. Это все, что касается корпоративной культуры, корпоративного управления, и банки, являясь институтами, услугами которых пользуются миллионы граждан, сотни тысяч организаций, должны быть для всех клиентов и для государства надежными и прозрачными корпоративными структурами, за которые нечего опасаться.

Второе направление – это технологическое воздействие, сказал А.Дворкович. Создание новых продуктов и их продвижение на рынке, интеграция финансовых продуктов с теми технологиями, которые создаются, например, в телекоммуникационном секторе – это магистральное направление. И мы рассчитываем, что многие государственные услуги в дальнейшем будут оказываться с помощью банков путем использования банковских и телекоммуникационных технологий при их максимально тесной интеграции. Для этого нужно будет поменять законодательство, практику работы, а так же все, что касается регламентов оказания публичных услуг. И мы готовы это делать максимально быстрыми темпами.

Третье направление – глобальное международное сотрудничество. Сегодня, когда быстро меняются правила регулирования на международных рынках, когда идет ужесточение многих правил игры в глобальном финансовом секторе, российские банки должны, мне кажется, не просто ждать, пока кто-то за них сформирует новые правила, а в лице, прежде всего, АРБ, ее экспертов, принимать активное участие в формировании этих правил игры, давать рекомендации Банку России, который участвует напрямую в международных органах, координирующих, регулирующих создание новых нормативов, новых правил работы на банковском и в целом финансовом рынке.

Но все-таки самое важное сегодня и в дальнейшем – это максимальное продвижение банковских услуг и продуктов в регионы России. Банки сделали много за последние годы, но все же доступность многих услуг остается ограниченной во многих городах и поселках. Россия - большая страна. И конечно, прежде всего, опиралась и опирается на развитие крупных городов. Но именно доступность банковских, финансовых услуг повсеместно, независимо от того, где живет человек, является тем связующим элементом, той сетью, которая может объединять страну в экономическом смысле. Мы рассчитываем, что именно это будет приоритетом работы банковской системы в ближайшие годы.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Сергей Миронов: Малые региональные банки, безусловно, должны занять своё определённое и очень важное место. Именно они обеспечивают доступ к кредитам малому бизнесу

«Сегодня российские банки предлагают бизнесу и гражданам практически весь набор финансовых инструментов и услуг, который характерен для самых продвинутых банковских систем мира. И в этом велика заслуга АРБ. – заявил Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.Миронов. - Принципиальную роль сыграла АРБ и в утверждении цивилизованных отношений в банковской сфере, воспитании общего корпоративного духа».

Последовательный и профессиональный подход к решению задачи, политическая неангажированность, опыт, нацеленность на результат, информационная открытость, активная позиция в формировании стратегии развития банковского сектора России – вот тот фундамент, на котором базируется авторитет АРБ, подчеркнул С.Миронов. Авторитет заслуженный и признанный как российскими банками, так и органами власти, бизнесом, а также крупнейшими международными финансовыми институтами.

Важнейшим направлением деятельности банковского сообщества и государственной власти С.Миронов считает повышение финансовой грамотности населения. Особо хочется отметить начинание АРБ в этой сфере, сказал он. В июне прошлого года был создан и начал работу Всероссийский интернет-телеканал финансовой грамотности. Сеть его вещания охватывает пространство от Калининграда до Дальнего Востока.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Андрей Костин: Есть опасность нарастания новых рисков в системе

«Я думаю, что роль АРБ будет возрастать, и в ближайшие 10 - 20 лет АРБ должна стать именно той организацией, вокруг которой будет происходить дальнейшая консолидация усилий всего банковского сообщества по воздействию на те процессы в банковской сфере, которые происходят».

Президент-Председатель правления банка ВТБ А.Костин, говоря о посткризисном развитии, отметил, что сегодня есть опасность нарастания новых рисков в системе. Рынок достаточно вялый, конкуренция сильная, ликвидность большая.

«Мне кажется, у нас правильная идеология банковского надзора, но применительная практика, на мой взгляд, требует серьёзного улучшения по двум направлениям, - отметил А.Костин. - Стоило бы подумать о том, каким образом придать Центральному банку функции более оперативного контроля, возможности отстранения менеджеров и ряд других интервенций, которые ЦБ мог бы вносить по ходу процесса банковского надзора. В противном случае у нас будет всё время один и тот же сценарий – крах, отзыв лицензии, кредиторы, уголовные дела без реальных надежд на возврат активов или какой-либо перестабилизации деятельности банков, которые ещё можно было бы спасти».

Думаю, что даже у крупных банков далеко не каждый специалист бухгалтерии знает, что такое МФСО; ситуация на периферии у малых банков ещё более острая. Надо немедленно заняться проблемой подготовки кадров по МФСО. Без этого мы не сможем действительно создавать современную финансовую, банковскую систему, особенно в свете тех амбиционных задач по созданию Международного финансового центра и т.д.

Хотел бы обратить внимание на активную роль Ассоциации в творческом процессе по отстаиванию не только интересов банков, но и интересов потребителя и всего финансового сектора. Это недопущение того, чтобы небанковские организации участвовали в предоставлении банковских услуг без того, чтобы быть частью поднадзорных процессов. Имею в виду платёжные терминалы, либо какие-то телекоммуникационные, телефонные компании и т.д. Наверное, это невозможно предотвратить, но ввести их в некую регулируемую систему наша задача, и она в интересах не только банковского сообщества, но всех участников рынка и, прежде всего, потребителя.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Белла Златкис: Мы не добились главного - активизации спроса

«Деятельность АРБ в эти 20 лет протекала в экстремальных условиях, когда кризисы чередовались с предкризисными периодами, где только создавалось банковское регулирование, часто менялись стандарты и правила, где не было профессионального сообщества, которое бы могло поддерживать стандарты и правила на должной высоте» –сказала Заместитель Председателя правления Сбербанка России Б.Златкис.

«Хочу отметить, что, на мой взгляд, развитие АРБ никогда не прекращалось ни в «тучные», ни в тяжёлые годы. 30 комиссий и комитетов, которые работают под эгидой АРБ; по существу, создали огромное количество нормативных актов, стандартов и правил, методических материалов, по которым сегодня работает банковская система». Ассоциация сегодня очень серьёзно занимается проблемой контроля за банками по отмыванию средств и по предотвращению преступной деятельности. И на сегодняшний день, что чрезвычайно актуально, включилась в проблематику, которая называется «Борьба с инсайдом и раскрытие информации». АРБ является одним из важнейших и основных моторов по развитию законодательства и подзаконных актов в этой сфере, за что мы, конечно, ей очень благодарны.

Сегодня мы не добились главного, - активизации спроса, явно испытываем проблемы излишней ликвидности, сказала Б.Златкис. И я замечаю некоторые сигналы к тому, что нужно быть не просто осторожным, а нужно быть напряжённым по отношению к тому, что представляют сегодня активы банковской системы. Не начинаем ли мы забывать о том, какое количество «грязных» активов получали в 2008 году?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужны стандарты, нужны профессиональные сотрудники, которые в состоянии с этим разобраться. Предлагаю АРБ сделать шаг в будущее, подумать о тех поколениях, которые заменят нас.

Ассоциация выражает интересы как крупных банков, так средних и мелких. Участники ассоциации, по существу, представляют 90 % с лишним банковского капитала. Нам кажется, что действовать единым сильным кулаком в условиях тех вызовов, которые со всех сторон то щекочут то колют, а то и рубят, было бы намного правильнее. Никто не предлагает ущемлять интересы региональных банков или тех, которые входят в ассоциацию. Тем не менее, явно назрела необходимость действовать всем вместе.

Александр Шохин: Главное – сесть за один стол и начать обсуждать содержательные проблемы

«Ведущие бизнес-объединения были созданы на рубеже 90-х годов, когда страна проходила мощную трансформацию от социалистической, командной экономики к рыночной. И то, что АРБ вместе с другими ассоциациями, такими, как РСПП, все эти 20 лет вела активный диалог с властью, с регуляторами, консолидировала позицию бизнес-сообщества и банковского в частности, что во многом привело к созданию нормальной регулятивной среды, предпринимательской среды», - заявил Президент РСПП А.Шохин.

Высокий уровень фискальной, административной и ценовой нагрузки – это, безусловно, то, что делает предприятия как раз чувствительными к условиям реализации инвестиционных проектов. И к этому, безусловно, нужно добавить и ограниченный доступ к заёмным финансовым ресурсам. Кстати, по нашему опросу, это одно из главных препятствий для бизнеса и уступает только нехватке квалифицированных кадров.

Мы в РСПП имеем площадку для обсуждения проблем развития банковского сектора - комиссию по банковской деятельности, в ней участвуют все банковские ассоциации. Мы считаем, что это очень удачное решение, поскольку в руководящие органы РСПП входят все ведущие собственники, клиенты банков и сами банкиры

Если говорить о том «кулаке», о котором упомянула Белла Златкис, то он должен выражаться, на мой взгляд, в меньшей степени в организационных мероприятиях, а в большей степени в консолидации позиции банковского сообщества по ключевым вопросам развития банковского сектора.

Главное – сесть за один стол и начать обсуждать содержательные проблемы, быстро выстроить технологию консолидации и по законодательным решениям, и по взаимодействию с регуляторами, с Центральным банком, с ФСФР. Поэтому мне кажется, что технологии взаимодействия должны быть более гибкими, мобильными, нежели решение вопроса об организационном объединении.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Дмитрий Ананьев: Все банки испытывают проблемы и с темпами роста, и с конкретным результатом в виде чистой прибыли

«Что касается ситуации в банковском секторе, то она неоднозначная. Рынок восстанавливается, банки себя чувствуют лучше, но нельзя не отметить тот факт, что в посткризисное время в сравнении с докризисными моментами стоимость отрасли реально снизилась. Это очень тревожный фактор» - отметил Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д. Ананьев. Более того, несмотря на то, что западные инвесторы имеют интересы на вхождение в нашу отрасль, ряд иностранных же инвесторов, приняв для себя решение, что банковский сектор России для них неперспективен, вышли из отрасли. И этот сигнал требует серьезного осмысления, и, самое главное, - действий со стороны регулятора и правительства.

Какие наиболее важные вызовы, на взгляд Д.Ананьева, на сегодняшний день существуют в банковском секторе? Прежде всего, очень серьезная конкуренция за клиента. И то, что все банки без исключения на самом деле испытывают проблемы и с темпами роста, и с конкретным результатом в виде чистой прибыли.

Нас постоянно донимают квазибанковские игроки, которые, не имея ни регулирования, не находясь в общей банковской сфере, имеют возможность предоставлять фактически банковские услуги, отметил Д.Ананьев. Тем самым они ставят для любого прагматического банкира вопрос, зачем соблюдать такое количество требований, нести значительное количество издержек, когда рядом работают компании, которые, не имея лицензии, находясь вне регулирования, не неся издержек, могут, по сути, предоставлять похожие сервисы.

Прежде всего, надо продолжать еще более системно вести работу над современным законодательством и регулированием. Наш регулятор в самое сложное время вел себя очень конструктивно, было минимум популизма, и большинство мер, которые были приняты, благотворным образом подействовали. Но мы с вами за последние 1,5-2 года сталкивались с рядом законодательных инициатив, которые, на мой взгляд, внесли крайне негативную направленность со всех точек зрения.

Очень много, как обычно, разговоров по поводу равноправной конкуренции, но не такой на самом деле достигнут результат, который хотелось бы видеть большинству малых и средних банков. Я понимаю, что крайне сложно провести эффективную приватизацию крупных государственных банков. Но ряд вопросов, связанных со свободной конкуренцией и с предоставлением возможностей, в том числе нишевых, мы можем решать уже сегодня. Например, то, что товарищества собственников жилья могут обслуживаться только в банках с госучастием, мне кажется нонсенсом, ведь тем самым мы дискриминируем малые и средние банки. Таких законодательных новелл не должно быть, если мы хотим иметь развитую и справедливую конкуренцию.

Совсем недавно на одном из мероприятий я в очередной раз предложил реализовать инициативу по введению нулевой ставки на прибыль банков, если она будет реинвестироваться в капитал. Это выглядит как будто создается некая преференция именно банковскому сообществу. Однако у нас банковская система недокапитализирована. И банки малые и средние, имея такую опцию, нарастят капитал, и, соответственно, у них будет большая база, чтобы реализовывать большее количество активных операций в виде расширения кредитования, финансирования дополнительных инвестиционных проектов, где будут создаваться новые рабочие места, и для государства при этом будет расширяться налогооблагаемая база.

Сергей Облогин: Если говорить о кассовом обслуживании Центробанком коммерческих банков и бюджетников, то за последние годы сделан даже шаг назад

«Если говорить о кассовом обслуживании Центробанком коммерческих банков и бюджетников, то за последние годы сделан даже шаг назад, - сказал Председатель Правления Юг-Инвестбанка С.Облогин. Ведь массовое закрытие расчетных кассовых центров в районных центрах значительно замедлило оборачиваемость денежных средств, прежде всего, для малого бизнеса. Значительно возросли перевозки наличных денег внутри регионов, а это еще и безопасность наших работников».

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Михаил Гуревич: Многим региональным банкам настоятельно рекомендуют сворачивать кредитование предприятий реального сектора

«Мы крайне обеспокоены складывающейся ситуацией с кредитованием программ модернизации и технологического перевооружения средних и малых предприятий в российских регионах. Есть у региональных банков для этого свободные ресурсы, есть спрос со стороны заемщиков, есть поддержка АРБ, которая проделала гигантскую работу по донесению до денежных властей основополагающего принципа банкизации страны: максимального расширения кредитования субъектов экономики вместо коррупционного распределительного механизма», - заявил Председатель Правления Эллипс Банка М.Гуревич.

Рабочими группами АРБ с привлечением профессионалов из многих банков разработаны 17 стандартов качества банковской деятельности, включая стандарты по вопросам кредитной работы, в том числе и специальный стандарт процесса инновационного кредитования. Они учитывают лучшую банковскую практику нашей страны и прошли авторитетную экспертизу. Стандарты утверждены Советом АРБ. А что же получается на практике? Многим региональным банкам настоятельно рекомендуют сворачивать кредитование предприятий реального сектора, создавая резервы по 3-4-й категории качества по причине их якобы неудовлетворительного финансового положения. Несмотря на то, что заемщики в течение многих лет имеют безупречную кредитную историю, стабильно выплачивают персоналу достойную зарплату, увеличивают количество рабочих мест, своевременно и в полном объеме платят налоги и другие платежи в бюджеты, предоставляют банкам в залог все свое имущество.

Причем свою позицию межрегиональная инспекция объясняет борьбой за финансовую стабильность банковского сектора, защитой интересов кредиторов и вкладчиков, поэтому и надо ужесточить регулирование в посткризисный период. Банкиры региона полностью поддерживают цели этой компании, но не согласны с методами ее ведения, когда по кредитам стабильно работающих заемщиков банку выдвигают требования по значительному доначислению резервов на потери по ссудам. В этом случае банк вынужден свернуть кредитование, поскольку при таком уровне резервирования исчезает сам экономический смысл операции кредитования.

В Стратегии развития банковского сектора до 2015 года сказано о создании условий для банков по инвестированию средств для целей модернизации и об упрощении и расширении инструментов кредитования малого бизнеса. Вместе с тем сегодня обсуждается тема об объединении двух ассоциаций. На наш взгляд, исходя из той ситуации, о которой мы говорим, представляется целесообразным главное усилие банковского сообщества сконцентрировать не на вопросах объединения, а на практическом воплощении в жизнь того позитивного, что за эти годы наработано в обеих ассоциациях. Необходимо, следуя тезисам президента Медведева, высказанным в Магнитогорске, провести с учетом ассоциаций тщательную экспертизу тех нормативных актов, которые не способствуют развитию инвестиционного кредитования, и откорректировать их.

Михаил Задорнов: Особенно волнует сокращение издержек и рост эффективности банковского бизнеса

«Стратегия развития банковского сектора до 2015 года - документ хороший, над ним много работала АРБ, было много совещаний в правительстве, туда вошло очень много важных тезисов - сказал Президент-Председатель Правления банка ВТБ 24 М.Задорнов. Вопрос в том, останется ли этот документ декларацией, которую приняло Правительство, все обсудили, а жизнь идет своим чередом, или удастся сделать из него реальный план действий как для Центрального банка и Правительства, так и для участников рынка».

План реализации Стратегии, считает М.Задорнов, должен иметь конкретные сроки, ответственных за реализацию тех или иных элементов банковской стратегии, и тогда можно двигаться вперед как по реальному среднесрочному плану. И здесь АРБ, руководители банков, комитетов Ассоциации могут сыграть существенную роль в обсуждении, и затем в принятии новых законов, нормативных актов, которые предусмотрены Стратегией. Принципиально важными я считаю те предложения, которые по рекомендациям банковского сообщества вошли в документ. Нас особенно волнует сокращение издержек и рост эффективности банковского бизнеса.

Должен быть откорректирован закон об архивном деле, сказал М.Задорнов. Я имею в виду сократить «глубину» хранения документов и доработать закон об электронной цифровой подписи, что позволит ввести электронное общение с клиентом в юридическую процедуру для самих банков, судов и существенно снизить издержки на ведение бизнеса.

Говоря о Законе № 152-ФЗ о персональных данных, М.Задорнов отметил, что «если мы прямо будем выполнять нормы этого закона, то фактически работу можно прекратить с дня его вступления в силу в полном объеме». Эта проблема требует решения буквально в течение нескольких месяцев.

Внедрение банковских технологий в повседневную практику и взаимодействие людей с банками порождает вполне очевидные риски. Растет объем операций Интернет - банкинга, операций с банкоматами, растут объемы мошенничества, есть хакерские атаки, попытки вскрытия систем, считает М.Задорнов. Я ответственно заявляю, что ни наше законодательство, ни практика работы правоохранительных органов абсолютно не готовы к тому, что, слава богу, постепенно и не так быстро, к нам приходит технологическая преступность, которая присутствует на западных рынках. Соответственно, ответ нужно готовить заранее, а не тогда, когда проблема станет масштабной. Мне кажется, АРБ так же может выступить здесь инициатором целого ряда законодательных и практических изменений.

Александр Турбанов: Нарушение баланса интересов между потребителями и поставщиками финансовых услуг подрывает доверие в банковской системе

В докладе АРБ к съезду удалось уловить требования экономической ситуации и необходимые направления предстоящей работы, сказал Генеральный директор Агентства по страхованию вкладов А.Турбанов. Ассоциация внесла целый комплекс интересных инициатив, например, об источниках долгосрочных ресурсов. В целом мы согласны с ее оценками о состоянии дел в этой сфере. Полагаю, что в этом году объём размещённых в банках средств населения увеличится на 25-28 %. Но пока этот рост обеспечивают в основном вклады со срочностью от года до трёх. На более длинные депозиты приходится только 8 %. Возможно, стоит подумать над установлением в отношении таких вкладов более высокого уровня страховой защиты. Например, для жилищно-накопительных вкладов и сберегательных сертификатов, обращающихся на рынке свыше трёх лет, размер страховки мог быть установлен и выше.

Ещё одна тема, связанная с гарантиями по вкладам, - расширение круга объектов страхования. Стратегия развития банковского сектора предусматривает распространение гарантий на средства индивидуальных предпринимателей. Это идея достаточно легко реализуется. Одновременно стоит подумать о возможности распространения гарантий на некоммерческие организации. Следующий шаг – малые предприятия. Далее распространение страховой защиты на средства всех юридических лиц. Это было бы полезно для всей экономики.

Проблема защиты прав потребителей приобретает острый характер и в России, и за рубежом, сказал А.Турбанов. Мы видим, как нарушение баланса интересов между потребителями и поставщиками финансовых услуг подрывает доверие в банковской системе и создаёт угрозу дестабилизации. В банковском сегменте работу по защите прав потребителей целесообразно было бы возложить на Банк России, на остальных сегментах – на ФСФР. Помимо этого, для населения должна заработать система компенсаций потерь на финансовых рынках. Потребители боятся неизвестности и риска полной утраты своих средств. Значит, государству нужно создавать понятные и надёжные механизмы их защиты, прежде всего, от нерыночных рисков.

Идея возможного объединения ассоциаций не нова, здесь есть свои плюсы и минусы. Плюсы – действительно может возникнуть синергический эффект. Минусы – теряется конкуренция. Здоровая конкуренция всегда даёт плюсы. И одна ассоциация, действуя активно, не будет давать спать другой. Не понимаю, почему две ассоциации будут мешать в создании международного финансового центра? На площадке РСПП создана комиссия, которую возглавляют руководители той и другой ассоциации. Я оцениваю её работу как очень эффективную. Навязывание с чьей-либо стороны каких-либо надуманных решений здесь явно неуместно.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Леонид Балаян: Не надо следовать по пути создания «карманных» судов, поскольку выгода от этого эфемерна

Банковское сообщество России не рассматривает, к сожалению, третейское разбирательство как значимый для него институт, сказал Председатель Третейского суда АРБ Л.Балаян. Между тем все необходимые предпосылки для того, чтобы этот институт был востребован, имеются. Третейские суды успешно действуют при Торгово-промышленной палате РФ, при, скажем, «Газпроме», где достаточно успешно внедряются современные технологии. В свете принятых на самом высоком уровне решений о превращении Москвы в один из международных финансовых центров разрешение споров в порядке третейского разбирательства приобретает особую значимость, поскольку именно эта форма более близка и понятна иностранным инвесторам нежели то, как предоставляется судебная защита отечественными государственными судами.

К несомненным достоинствам Третейской процедурной формы можно отнести более сокращённые сроки рассмотрения дел - примерно в два раза, стабильность решений суда. Конфиденциальность Третейской процедуры также очень важна. Вопрос относительно открытости проведения заседания и возможности присутствия, в частности, представителей СМИ решается не судом, а с согласия самих спорящих сторон.

Существенный аргумент – это возможность избрания арбитра, отметил Л.Балаян. Для Третейского разбирательства это вполне нормальная процедура, когда вы избираете именно того, кто, с вашей точки зрения, наиболее квалифицированно, наиболее правильно сумеет разобраться в особенностях этого дела и правильно применить законодательство. Ещё одна особенность, которую не все знают, – возможность исполнения решения суда на территории другого государства, что особенно важно, когда речь идёт о внешнеэкономических связях. Такими возможностями решение государственного суда не обладает. Его можно исполнить только, если наша страна имеет соответствующее двустороннее соглашение о правовой помощи. С такими развитыми государствами, как США, Англия, Франция, Германия мы таких договоров не имеем.

Вместе с тем, всё чаще попадают Третейские суды, которые нередко создаются самими банками или аффилированными с ними организациями. Кажущиеся на первый взгляд «выгоды» такого Третейского суда, который функционирует при поддержке, либо при участии конкретного банка, на самом деле, наносят огромный вред, поскольку подрывается самое главное – доверие к банковской системе. Как следствие, принимаемые такими судами решения не выдерживают проверки, когда речь идёт о выдаче исполнительного листа, государственные суды отказывают в выдаче исполнительного листа - всё процедуру нужно начинать заново. Это связано с потерей драгоценного времени, средств на уплату пошлины и всяких прочих сборов.

Л.Балаян обратился к руководителям банковских организаций с призывом не следовать по пути создания «карманных» судов, поскольку выгода от этого эфемерна, а сосредоточить рассмотрение споров или хотя бы значительной их части в одном суде, а именно в действующем уже почти 20 лет Третейском суде АРБ, который располагает высококвалифицированными арбитрами, имеет обширную и весьма содержательную практику рассмотрения самых разных споров с участием банков, возникающих на разных сегментах финансового рынка. Это связано и с фондовой деятельностью, это связано и с валютными операциями и т.д.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Венера Иванова: Даже без поддержки региональные банки могут сделать очень многое

При поддержке, даже без поддержки региональные банки могут сделать очень многое, сказала Председатель Правления Автоградбанка В. Иванова. Задавшись целью обеспечить доступность банковских услуг для конкретного человека, гражданина можно стать конкурентоспособным, не имея огромного капитала.

В.Иванова привела пример своего банка, расположенного в Республике Татарстан, субъекте, занявшем по итогам 2010 года первое место по количеству выданных ипотечных кредитов, опередившему Москву на 40 %. Доля нашего банка составляет 43 %. По количеству выданных ипотечных кредитов мы заняли третье место, уступив лишь Сбербанку и ВТБ 24. Исходя из вышесказанного, в качестве инструмента уменьшения дефицита банковских услуг необходимо рассматривать и небольшие, средние региональные банки наряду с крупными федеральными.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Николай Сидоров: Многим банкам надо, уже предлагать не продукты, а финансовые решения для клиентов

Сегодня много говорилось о том, как сильно поменялся банковский рынок после кризиса в целом, и о том, насколько доминируют государственные банки, сказал Председатель Правления Абсолют Банка Н.Сидоров. Получается так, что во многом правила игры на рынке задают они. За хорошего клиента борются все, конкуренция увеличилась, маржа падает. И вопрос любому участнику банковского сообщества заключается в том, как выживать дальше. Мы с этих высоких трибун обращались к государству, чтобы оно, может быть, если не пересмотрело, но уточнило бы роль государственных банков и сделало их больше бы институтами развития, какими сегодня уже являются, например, АИЖК или РосБР.

Если госбанки будут уделять какое-то внимание вопросам развития финансовой грамотности населения, частным банкам будет проще работать с клиентами, отметил Н.Сидоров. Сейчас, когда темпы роста банковского сектора составляют примерно 10-15 %, получается, что многим банкам, наверное, надо быть более сфокусированными и, соответственно, уже предлагать не продукты, а финансовые решения для клиентов.

Налицо ситуации, когда многие люди стараются меньше тратить, поскольку стали более осторожными. При накоплении денежных средств и, опять же, при тех ставках, которые мы предлагаем, депозиты не всегда даже покрывают инфляцию. Поэтому здесь у многих клиентов возникает желание инвестировать не только в банковские вклады, которые сегодня застрахованы, но и в какие-то иные продукты, которые мы, как банки, им предлагаем. Здесь надо смотреть, кому какие продукты предлагать. Одно дело – молодой человек в возрасте 32 лет, который активно накапливает денежные средства, зарабатывает и думает о дополнительном доходе. Другое дело – ситуация с бабушкой, которая вышла на пенсию, у нее есть накопления, она хочет эти деньги максимально сохранить и, желательно, отбить инфляцию. Поэтому она готова зайти даже в какие-то более высокорискованные продукты. Тут, наверное, ситуация заключается в том, что кому-то такие продукты надо предлагать, а кому-то просто не продавать.

Павел Медведев: Намного выгоднее помочь человеку не совершить ошибку, чем в краткосрочной перспективе воспользоваться ею

Естественно, на съезде, отмечающем двадцатилетие АРБ, хочется оглянуться назад и попытаться сформулировать, в чем состоит ее задача? Если коротко, то в отстаивании долгосрочных интересов банковского сообщества, а, следовательно, в отстаивании долгосрочных интересов общества в целом, сказал первый Финансовый омбудсмен России, депутат Государственной Думы П. Медведев.

Так было когда АРБ боролась за принятие закона о страховании вкладов. То же самое мы наблюдаем сейчас, когда она взяла на себя риск создать структуру Финансового омбудсмена. Эта идея оказалась жизненной. Сейчас мы реально работаем с 56 банками.

Я благодарен АРБ за просветительскую программу по пропаганде деятельности Финансового омбудсмена. Мне частенько приходится смотреть в глаза людям, которые попали в трудное положение в связи с тем, что, вступая в отношения с банком, они чего-то совершенно элементарного, с нашей точки зрения, не понимали. Но это непонимание привело их к большой беде. К счастью, просветительская программа АРБ уже работает.

П.Медведев обратился к сотрудникам банков, которые работают с гражданами, не быть бездушными компьютерами. Лучше пытаться догадаться, какую ошибку совершает клиент, и, когда это происходит, намного благороднее и выгоднее это пресечь, если говорить о долгосрочной перспективе (а АРБ учит нас думать о долгосрочной перспективе). Намного выгоднее помочь человеку не совершить ошибку, чем в краткосрочной перспективе воспользоваться ею. Поэтому наблюдается большая потребность в финансовом просвещении граждан.

Александр Захаров: Создание эффективного антикризисного механизма в банковском секторе является постоянной задачей

Решение такой задачи, как повышение качества и доступности банковских услуг, во многом зависит от уровня развития конкуренции на данном виде рынка, сказал Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ А.Захаров. На наш взгляд, наиболее важной задачей является создание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями. Поэтому сегодня, прежде всего, необходимо наращивать совместные усилия по наращиванию возможности увеличения ресурсной базы именно тех банков, которые расположены в регионах России, особенно вне городов федерального значения.

Все возрастающие требования к минимальной величине капитала привели к появлению достаточно серьезной нервозности на рынке. Расширение этих требований, по существу, выбивает из бизнеса деятельность сотен банков регионов. По оценке экспертов, сотни банков не будут соответствовать этим требованиям к 2015 году. Нужно ли увеличивать величину уставного капитала? По-видимому, целесообразно иное, - нужно разработать системный подход к поддержке и развитию региональных банков наших регионов.

Важная задача - создание условий для формирования источников долгосрочных кредитных ресурсов в банках, отметил А.Захаров. Это - освобождение от уплаты налога той части прибыли банка, которые были направлены на увеличение капитала, введение в практику долгосрочных депозитов физических лиц и повышение предельной величины выплат по таким вкладам со стороны АСВ.

Создание эффективного антикризисного механизма в банковском секторе является постоянной задачей, и она не должна решаться временными мерами от кризиса к кризису. Действия федерального закона, создавшего механизмы санации банка с помощью АСВ, завершаются 31 декабря 2011 года. Поэтому полагаю целесообразным ТПП, АРБ совместно с АСВ изучить правовую и экономическую ситуацию по проблеме создания постоянно действующего антикризисного механизма для банковского сектора, в том числе на базе исследования практики такой работы в России и за рубежом, сказал А.Захаров. Чтобы мы могли извлечь уроки из кризиса 2008 года, которые еще до конца не проанализированы, и подготовить соответствующие рекомендации.

Сергей Головин: Малые банки с 20-летним стажем отвечают всем требованиям международных стандартов

«Банковское сообщество 20 лет своим трудом формирует реальную коммерческую банковскую систему России, удаленную от государственной кормушки, своими знаниями при скудных финансовых средствах содействует становлению экономики с головы на ноги, -заявил Председатель Правления ЗАО АКБ «Кавказ-Гелиос» Сергей Головин. - Однако банкам предлагается, в лучшем случае, стоять на коленях под неусыпным надзором регуляторов – забывая, что регулировать – это создавать нормальные условия, а не вмешиваться в процесс деятельности».

Президент России Д.А.Медведев в феврале этого года в Давосе посетовал на недостаток финансовой инфраструктуры на территории России, отметил С.Головин. И на этом фоне выглядит не просто нелепым и безответственным, а не имеющим здравого смысла и аналогов в международной финансовой практике нарушение прав малого бизнеса в сфере банковской деятельности, от которого в законодательной форме и в короткие сроки потребовали либо стать крупнее, либо прекратить свое существование до 01.01.2012 г. И это при том, что малые банки с 20- летним стажем отвечают всем требованиям международных стандартов по нормативам достаточности капитала и другим обязательным нормативам МСФО – лучше, чем у банков с государственной поддержкой.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Алексей Саватюгин: Регулируемое, поднадзорное развитие системы МФО, кредитных кооперативов позволит улучшить доступ населения к финансовым услугам

АРБ предоставила целый ряд предложений в Стратегию развития банковского сектора до 2015 года, которых не было в первоначальной редакции, сказал Заместитель Министра финансов А.Саватюгин. Многие из них были учтены, в том числе по поводу снижения доли государства в капиталах кредитных организаций ниже уровня контрольного пакета, ниже 50%. Также по предложению АРБ мы согласились на снижение доли государства в еще не существующем банке - Почтовом, который создается на базе Связь-Банка совместно с Внешэкономбанком.

Что касается максимального капитала банков, мы остановились на достаточно разумном компромиссе – поэтапном повышении: с 1 января следующего года 300 млн рублей для вновь создаваемых банках, а для всех банков - с 2015 года, сказал А.Саватюгин. Это общая тенденция на всех сегментах нашего финансового рынка: сокращение количества финансовых институтов, повышение требований к финансовому состоянию и качеству финансовых институтов и к увеличению совокупных капиталов, совокупных активов финансовых институтов в целом по системе.

По закону о национальной платежной системе Минфин исходит из той позиции, что закон, по крайней мере, в части требований к международным платежным системам, вполне корректен и отражает баланс интересов, сложившийся на рынке.

Минфин выпустит пакет нормативных актов, которые регулируют сектор небанковских финансовых организаций. На 1 апреля поступило уже 97 заявлений от организаций, желающих получить статус МФО. Как сказал А.Саватюгин, только 11 из них соответствуют всем требованиям, которые предъявляются к микрофинансовым организациям. В ближайшее время выйдет приказ по экономическим нормативам для МФО, которые привлекают денежные средства физических, юридических лиц или займов. Регулируемое, поднадзорное развитие системы МФО, кредитных кооперативов позволит улучшить доступ населения к финансовым услугам, и мы благодарны АРБ за совместную работу по закону об МФО и видим пересечение интересов между, собственно, банковским сектором и сектором микрофинансовых организаций.

Александр Торшин: Наши люди должны разбираться в банковских делах, в банковских услугах,и ими пользоваться

Ассоциация российских банков проработала в отчетном году хорошо, качественно, сказал Первый заместитель Председателя Совета Федерации А.Торшин.

Мне посчастливилось работать еще и председателем попечительского совета Национального банковского журнала, журнала хорошего, добротного. Давайте мы его поддержим.

Это же касается программы «Финграм ТВ», которая собрала замечательных энтузиастов, продвигающих финансовую грамоту в России, что очень важно. Не будет у нас финансово грамотного населения – будем развиваться еле-еле, не будем выходить за пределы границ крупных городов. Наши люди должны разбираться в банковских делах, в банковских услугах, и ими пользоваться.

Сегодня много раз возникала тема объединения двух ассоциаций. Хочу сказать, что Гарегин Ашотович никогда не забывает о региональных банках, но надо только наладить взаимодействие ассоциаций. С одной стороны, вроде бы и «один кулак», а, с другой, расширение поля действий, поля общения.

Сергей Игнатьев: Абсолютное большинство банкротств банков связано с высокой концентрацией рисков на бизнес их собственников

Если не случится каких-либо новых неприятных сюрпризов, ВВП в 2011 году может увеличиться более чем на 4%, сообщил участникам съезда Председатель Банка России С.Игнатьев.

Особой неожиданностью для нас явился объем чистого оттока частного капитала в IV квартале 2010 года, составивший 22 млрд. долларов. Возможно, главную роль здесь сыграли спекулятивные факторы. В то же время причины могут иметь и более фундаментальный характер. Для многих иностранных, да и российских инвесторов инвестиционный климат в России выглядит как не вполне благоприятный.

Инфляция в 2010 году (декабрь к декабрю) составила, как и в 2009 году, 8,8%. На съезде АРБ год назад я прогнозировал снижение инфляции до 6,5—7,5%., сказал С.Игнатьев. В июле инфляция в годовом выражении снизилась до 5,5%. Это был минимальный уровень за последние 20 лет.

Принятые Центробанком решения, безусловно, будут способствовать снижению инфляции до 6—7%. Банк России располагает всеми необходимыми инструментами для существенного снижения инфляции уже в этом году.

Всего за 2010 год портфель банковских кредитов нефинансовым организациям и населению возрос на 12,6%. Объем вновь выданных ипотечных кредитов увеличился по сравнению с 2009 годом почти в 2,5 раза.

В прошлом году Банк России начал систематическую работу по ограничению концентрации рисков банков на бизнес их собственников. Мы используем всю доступную информацию, свидетельствующую о фактическом контроле, осуществляемом теми или иными лицами за конкретными организациями, сказал глава Банка России. Как показывает опыт последних 2—3 лет, абсолютное большинство банкротств банков связано с высокой концентрацией рисков на бизнес их собственников.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Галина Хаустова: Принудительное повышение капитала подорвет финансовую базу малого и среднего бизнеса в регионах

Мировой финансовый кризис явно продемонстрировал, что, диверсифицированная банковская система в целом более устойчива, чем система, в которой от двух-трех гигантов зависит финансовое состояние всей страны, сказала Президент Тамбовкредитпромбанка Г.Хаустова. Считаю принудительное повышение капитала до 180 млн.руб., а затем до 300 млн.руб. и далее приведет к вытеснению с рынка небольших кредитных организаций, нанесет непоправимый ущерб региональным финансовым системам и подорвет финансовую базу малого и среднего бизнеса в регионах.

Не могу не затронуть проблему кредитования реального сектора экономики в свете Положения 254-П. Применение профессионального суждения часто не позволяет придти к единому мнению между регулятором и банком, в результате страдают не только банки, а, главное, предприятия реального сектора экономики. Едва ли не каждый выдаваемый сегодня кредит уже при выдаче по профессиональному суждению регулятора может попадать в третью группу риска с соответствующим уровнем резервирования, практически убивающим экономическую целесообразность самого кредитования.

Сергей Алексашенко: Благополучие банков во многом опирается на слабость банковского надзора

Опасность кризиса, экономического застоя достаточно велика, потому что мы сегодня достаточно хорошо понимаем, что мешает росту российской экономики, заявил Директор по макроэкономическим исследованиям Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» С.Алексашенко. Мне кажется, что все те разумные, правильные экономические решения, о которых говорят Президент и Премьер-министр - привлечение иностранных инвестиций, борьба с коррупцией, снижение административных барьеров, повышение эффективности бюрократии – все эти решения из области экономической политики стали политическими.

Правительство понимает, что высокая инфляция подрывает устойчивость бюджета. Самому бюджету хорошо, потому что он планируется при низкой инфляции. Инфляция выше плановой, доходы выше, расходы ниже.. Но высокая инфляция не позволяет накапливать, наращивать сбережения в пенсионной системе. Она не позволяет создавать долгосрочные пассивы в банковской системе, которые могли бы финансировать экономику. Но российские банки в условиях низкой инфляции не жили. Это означает и снижение ставок по депозитам, и снижение ставок по кредитам, и неизбежное сжатие процентной маржи.

Все это будет создавать те новые условия в хорошем сценарии, когда у нас действительно начнется какая-то экономическая модернизация, и приведет к тем результатам, про которые говорит российское руководство. При этом не надо забывать, что в нашей банковской системе огромное количество «скелетов в шкафах». Это четко показал кризис 2008-2009 годов, когда Россия, как государство, и мы, как налогоплательщики, выделили огромные ресурсы на поддержание банковской системы.

Россия оказалась единственной развивающейся страной, которая вообще спасала банковскую систему. Ни Бразилия, ни Китай, ни Индия, ни Аргентина, ни Мексика – никто не поддерживал свои банки. Там не было в этом необходимости: банки оказались устойчивыми. В России банки оказались неустойчивыми. При том, что мы всегда гордились, что банки – это передовой отряд нашей экономики. Они такие мощные, такие надежные. А выясняется, что это не так и что благополучие банков во многом опирается на слабость российского банковского надзора.

Игорь Юргенс: ЦБ и Минфин просто не смогут принимать ряд решений без АРБ

Нам надо формулировать парадигму перехода от текущего госкапитализма со всеми его производными к новой экономической модели, которая должна сложиться по ходу модернизации, сказал Председатель Правления Института современного развития И.Юргенс. Европа тоже проходила этот период, когда от политики директивного управления национальной экономикой переходила к так называемой политике конкурентоспособности. И там наступало время, когда роль развитых организаций, подобных АРБ, резко возрастала.

Сейчас у всех на слуху «десять медведевских ударов», оформленных в Перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата. До 1 июня должен быть подготовлен проект президентского указа, устанавливающего порядок публичного обсуждения с предпринимательским сообществом проектов нормативных, правовых актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственного регулирования экономической инвестиционной деятельности. Соответственно, ЦБ и Минфин просто не смогут принимать ряд решений без АРБ. Тот же вопрос о платёжных терминалах без таких авторитетных организаций, как АРБ, решать будет нельзя по определению.

Очень важно, что бизнес-ассоциации – это канал адаптации лучших зарубежных регулятивных практик к российским условиям. А у АРБ уже есть своя очень сущностная повестка дня – "Базель II", "Базель III", стандарты МСФО, правила надзора так называемых электронных денег и многое другое.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Антон Данилов-Данильян: Не бойтесь миноритарных акционеров!

Когда возникают миноритарные акционеры, надо быть готовым к тому, что с ними придется довольно серьезно работать. Работать менеджменту, работать старым акционерам, часто даже теряющим контрольный пакет в ходе новых эмиссий, сказал Председатель Комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, Председатель Комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами Сбербанка России А.Данилов-Данильян.

Есть такое правило новостей: десять к трем. Если человек получил хорошие новости, он рассказывает их трем знакомым, а если плохие – то десяти. Соответственно, если кто-то стал акционером банка и получает негативную новость, то ее воздействие в рамках так называемого "сарафанного радио" окажется гораздо более мощным, чем хорошей новости. Поэтому если вы не будете взаимодействовать с миноритарными акционерами, не будете пропагандировать услуги ваших банков достаточно настойчиво, и в первую очередь в нормальном прямом диалоге, через встречи и поездки, а не только черезСМИ, лифлеты и прочие инструменты, то правило 10:3 будет работать очень мощно в негатив. Кстати, это относится не только к миноритариям, но и к любым клиентам банка.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Александр Викулин: Главным фактором успеха НБКИ мы считаем взаимодействие с Ассоциацией российских банков

База данных Национального бюро кредитных историй насчитывает около 40 миллионов субъектов. Количество кредитных отчетов, выданных только в марте, составило более 4,5 миллиона. Число организаций, осуществляющих информационный обмен с НБКИ, достигло 807 - больше, чем у всех остальных 31 российских бюро кредитных историй вместе взятых. Таким образом, НБКИ уверенно лидирует на рынке кредитных историй. Об этом сообщил Генеральный директор НБКИ А.Викулин.

Главным фактором успеха НБКИ мы считаем взаимодействие с Ассоциацией российских банков, сказал он. Именно АРБ в 2004 году инициировала создание НБКИ, и в 2005 году, совместно сначала с восемью, а потом и с двадцатью ведущими банками страны, выступила как учредитель нашей организации.

Влияние, которое оказывает АРБ с момента создания носит, прежде всего, идеологический характер. Именно под влиянием и при участии АРБ, разработан устав НБКИ, в соответствии с которым все сколь-нибудь значимые вопросы развития организации коллегиально решаются на заседаниях совета директоров, членом которой являются представители банков-акционеров. Таким образом, банки, конкурирующие на кредитном рынке, устанавливают для себя единые правила представления кредитных историй и сопутствующих услуг, а также стандарты их качества.

Михаил Мамута: Механизм делегирования определенной части банковских операций на агента является эффективным решением

«Сегодня активно и быстро происходит сращивание банковского и телекоммуникационного сектора, предоставление клиентам различных сервисов дистанционным образом, с помощью мобильных телефонов, с помощью интернета, и это только начало пути, - считает Президент Российского микрофинансового центра М.Мамута. - На мой взгляд, и, уверен, на взгляд АРБ, с которой мы сотрудничаем уже много лет, это движение необходимо направлять так, чтобы оно служило на пользу как самим секторам, так и в конечном итоге потребителю финансовой услуги».

Среди ряда решений, направленных на повышение доступности банковских услуг, есть такая пока не до конца раскрытая, но очень перспективная для России тема, как развитие системы банковских агентов. Сама концепция агента предусматривает возможность многократного расширения территориального покрытия банка без несения высоких затрат на создание классической банковской инфраструктуры.

Этот метод для России жизненно необходим, чтобы создать конкурентную банковскую среду в удаленных регионах, в маленьких городках, где открывать филиалы просто невыгодно, и предлагаемый механизм делегирования определенной части банковских операций на агента является, безусловно, эффективным решением.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Андрей Нечаев: Банки надо освободить от контроля за кассовой дисциплиной клиента

Банковский бизнес, несмотря на легенды конца 80-х годов про «жирных котов-банкиров» на самом деле низкорентабельный, считает Президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев Разумеется, если вы не занимаетесь некоторыми очень «специальными» видами операций типа обнала, которыми большинство из нас, конечно же, не занимается. И наши регуляторы делают его все менее и менее рентабельным. Гигантские расходы, которые несем, связаны с выполнением 115-го ФЗ о борьбе с отмыванием преступных доходов.

Недавно был принят закон об инсайде, в соответствии с которым мы буквально через пару-тройку месяцев должны будем создавать отдельные структурные подразделения, напрямую подчиняющиеся совету директоров, разработать кучу положений о контроле за инсайдерской информацией, чуть ли не в ежедневном режиме ее публиковать. Опять огромное бумаготворчество будет. А значит опять затраты банка, в общем не связанные с его основной деятельностью: с кредитованием, с привлечением депозитов и так далее.

Ну и последнее, хотя это просто уже некое ритуальное заклинание. Мы его произносим на каждом съезде. Банки надо освободить от контроля за кассовой дисциплиной клиента. По стране гуляют триллионы неучтенных наличных денег – так называемого черного, серого, голубого нала, а мы формально контролируем кассовую дисциплину, собираем кассовые планы. В общем, все при деле, а потом удивляемся постоянному снижению эффективности банковской деятельности. Повторяю: отчасти это снижение – объективный процесс, отчасти это процесс сугубо рукотворный, и мы обязаны им многочисленным регуляторам.

(Текст выступления размещен на сайте АРБ)

Андрей Емелин: Задумка с институтом Финансового омбудсмена оказалась чрезвычайно удачной

Хотелось бы несколько слов сказать тем, кто заинтересован в развитии инновационных форм своей деятельности. На самом деле, задумка с институтом Финансового омбудсмена оказалась, на наш взгляд, чрезвычайно удачной, сказал Исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам Андрей Емелин. Этот институт позволяет сконцентрировать в нём рассмотрение тех споров, которые иначе попадают на рассмотрение государственных органов. В этом отношении данный институт очень созвучен Третейскому суду АРБ. Его философия примерно такая же.

На 1 апреля Финансовый омбудсмен получил 1339 обращений. Обращаю внимание, это 1339 дел, которые у вас не возникли в суде, сказал А.Емелин. Это 1339 штрафов, которые на вас не наложил Роспотребнадзор. Более непосредственной экономии для банков просто не существует. Это те споры, которые удалось, ни по одному из этих споров не пришлось выносить решение по существу. То есть, ни по одному из них не пришлось применять ту принудительную процедуру, которая напрямую закреплена в Регламенте. Все эти споры удалось урегулировать путём переговоров. Причём значительная часть из них - 486 - были урегулированы просто путём консультаций, то есть ваш клиент чего-то не понимал, в чём-то сомневался, что-то хотел спросить и не получил ответа у банка. Получается, что примерно половину проблем мы можем просто снять консалтингом, а по второй половине нужно всего лишь просто списаться с вашими профильными специалистами, проговорить вопрос и достичь того решения, которое устраивает и банк, и вашего клиента.

На сегодняшний день мы работаем уже с 56 банками. Это получается пока ещё не достаточное количество, меньше 10%. И именно поэтому я, немного злоупотребляя полномочиями, хотел бы ещё раз обратиться к вам с просьбой - ознакомьтесь с теми документами, которые размещены на сайте АРБ в разделе Финансового омбудсмена, сказал А.Емелин. Посмотрите: это, с одной стороны, имиджевый проект, потому что банки, присоединившиеся к институту, получают, собственно говоря, второй знак качества, рядом, наверное, со знаком качества членства в системе страхования вкладов. И второе - это ваша реальная экономия, это занятость ваших юристов более существенными вопросами, чем разбирательство со специалистами Роспотребнадзора или иных профильных ведомств на судебной площадке, которые занимают от полугода до нескольких лет. За счёт развития этого института мы сможем обеспечить его проникновение во все регионы.

Если мы получим вашу поддержку, сможем создать такую сеть офисов, которые будут обрабатывать жалобы на вашей территории, и при этом система рассмотрения будет единой. При этом подчеркну, что речь идёт не о создании институтов региональных омбудсменов, а о директорах Региональных офисов федерального Финансового омбудсмена, то есть система будет организационно и содержательно единой, будет обеспечено унифицированное рассмотрение всех категорий споров, связанных с взаимодействием финансовых организаций и их клиентов – физических лиц.

Этот институт способен стать реальным помощником в вашей повседневной деятельности. Ведь работать с Финансовым омбудсменом гораздо комфортнее, чем с судом или с Роспотребнадзором.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Сегодня 17:10

Топ-20 ипотечных банков в январе 2021 года

Исследование ДОМ.РФ и Frank RG.

Аналитика    Сегодня 16:20

Дневной обзор. Рост доходностей по европейским гособлигациям напоминает о юбилее долгового кризиса

Андрей Кочетков, PhD, ведущий аналитик «Открытие Брокер».

Интервью    Сегодня 14:00

Интервью Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной телеканалу «Россия 24»

Какие риски для граждан несет фондовый рынок, для чего нужно тестирование инвесторов, а также о том, где обучиться основам инвестирования и какие правила надо соблюдать новичку, в интервью телеканалу «Россия 24» рассказала Председатель Банка России Эльвира Набиуллина.