В Колонном зале Дома Союзов состоялся очередной, XV Cъезд Ассоциации российских банков

14.04.2004   \  Новости финансового сектора

Очередной, XV Cъезд Ассоциации российских банков состоялся в Москве 14 апреля, в Колонном зале Дома Союзов. В ежегодном форуме крупнейшего и наиболее влиятельного объединения банкиров страны участвовали свыше тысячи делегатов и гостей. С приветствиями в адрес Съезда обратились Председатель Правительства Михаил Фрадков, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, руководители профессиональных общественных корпоративных организаций.

С отчетным докладом на Съезде выступил Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, отметивший, что в состав Ассоциации входит сегодня более 500 банков и около 100 некредитных организаций. Банки-члены АРБ функционируют практически во всех регионах России. Ассоциация объединяет более 80% реально действующих банковских учреждений РФ, которым принадлежит свыше 85% совокупного банковского капитала и более 90% всех активов банковской системы нашей страны. Задачи, стоящие перед АРБ, подчеркнул Г. Тосунян, тесно связаны с задачами, которые решает экономика страны в целом. Мы убеждены, добавил он, что подлинный экономический подъем России невозможен без полнокровной, динамично развивающейся банковской системы. Чтобы сформировать такую систему, мы должны обеспечить темпы ее прироста, значительно опережающие рост экономики.

Касаясь проекта Стратегии развития банковской системы РФ в 2004 году и на период до 2008 года, глава АРБ, в частности, отметил, что Ассоциация внесла ряд принципиальных поправок и предложений в этот документ. Они направлены на снижение затрат банков для обеспечения конкурентоспособности по сравнению с зарубежными банками; удлинение ресурсной базы банков; развитие банковской инфраструктуры; развитие внутренней конкуренции (обеспечение равных и справедливых условий конкуренции для банков всех форм собственности). Однако работа над Стратегией – лишь начало большого и сложного пути. Банковское сообщество должно сделать решительные шаги по укреплению и развитию банковской системы. То, чего нам удалось сегодня добиться, - это во многом результат нового формата взаимодействия с Банком России, Правительством РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, с ведущими экономическими и финансовыми ведомствами, напомнил Президент глава АРБ.

Председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев посвятил свой доклад проблемам развития национальной банковской системы РФ. На съезде выступили также Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, заместитель Председателя Правительства РФ Александр Жуков, Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев, Председатель комитета по собственности Государственной Думы Виктор Плескачевский и другие.

Съезд заслушал и утвердил доклад Ревизионной комиссии АРБ, предложения о внесении изменений в Устав АРБ, в соответствии с которыми Совет АРБ формируется из числа избираемых Съездом сроком на пять лет кандидатур, предложенных Членами Ассоциации, а также входящих в него по должности руководителей региональных банковских объединений – членов Всероссийского совета региональных банковских объединений. Съезд единогласно избрал новых членов Совета и Ревизионной комиссии АРБ. Гарегин Тосунян единогласно избран Президентом Ассоциации.

В принятом постановлении Съезд отметил, что в 2003 году развитие банковской системы России шло высокими темпами. За год активы банковского сектора увеличились на 35,1% и достигли 5601 млрд. рублей, а капитал – на 40,3%, составив 815,6 млрд. рублей. Доля активов банков в ВВП увеличилась с 38,2% на 01.01.2003г. до 42,1% на 01.01.2004г., капитала – с 5,4% до 6,1%.

Постоянно возрастает значение банковской системы для экономики страны. Доля кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, в ВВП увеличилась с 14,6% на 01.01.2003г. до 17,3% на 01.01.2004г.

Общий объём кредитов физическим лицам за 2003 год увеличился на 47,4% и составил на 01.01.2004 г. 299,7 млрд. рублей.

За 2003 год объём привлечённых банками вкладов и депозитов увеличился на 41,2% до уровня 1 924 млрд. руб. При этом в 2003 году вклады населения в банках выросли на 47,1% и достигли 1540 млрд. руб.

Съезд отметил, что в 2003 году Ассоциация активно и последовательно отстаивала интересы банковского сообщества, что способствовало укреплению национальной банковской системы. Важнейшими направлениями работы АРБ стали участие в разработке Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год, Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года и ряда законодательных актов, в частности, Федеральных законов "О страховании вкладов граждан в банках Российской Федерации", "Об ипотечных ценных бумагах", "О валютном регулировании и валютном контроле", которые будут оказывать определяющее воздействие на дальнейшее развитие национальной банковской системы.

В истекшем году Ассоциация российских банков и Банк России в результате совместной и плодотворной работы добились определённых результатов. Было несколько сокращено надзорное давление на банки и ограничения их деятельности благодаря исключению из числа обязательных нормативов восьми показателей (Н8, Н9, Н10, Н11, Н11.1, Н12.1, Н13, Н14), а значения еще двух снижены. Были упразднены 16 форм отчётности, предоставляемых кредитными организациями, и 3 формы, предоставляемые филиалами кредитных организаций в рамках надзора за их деятельностью. Увеличена периодичность предоставления 8 форм отчётности.

АРБ настойчиво и аргументировано обосновывало необходимость расширения операций рефинансирования. В результате с 14 октября 2003г. Банк России начал регулярно проводить ломбардные кредитные аукционы и аукционы прямого РЕПО и увеличил их сроки. Было достигнуто соглашение с Банком России о кредитовании банков под залог еврооблигаций, рассматривается возможность принятия в качестве залога субфедеральных ценных бумаг.

Ассоциация эффективно отстаивала интересы банков в органах государственной власти. В частности, благодаря усилиям АРБ и банковского сообщества вопрос об НДС-счетах отложен как минимум до 2006 года. При участии АРБ сформирован правительственный пакет законопроектов по проблемам формирования рынка доступного жилья, в том числе развития ипотечного кредитования. Банки, не в полной мере отвечающие требованиям Таможенного кодекса РФ, сохранили статус уполномоченных.

АРБ развернула работу по развитию инфраструктуры банковского рынка и расширению взаимодействия членов банковского сообщества, в том числе для выработки совместных решений по вопросам банковской деятельности. В частности, в 2003 году было зарегистрировано Национальное бюро кредитных историй АРБ. Работает Третейский суд АРБ, призванный быстро и эффективно разрешать споры между кредитными организациями и их клиентами.

Основную задачу национальной банковской системы на современном этапе Съезд видит в обеспечении экономики страны финансовыми ресурсами в объёмах, необходимых для удвоения ВВП к 2010 году. Для обеспечения финансовых потребностей страны необходимо ускоренное развитие национальной банковской системы, в первую очередь интенсивное наращивание её капитала и ресурсной базы в целом и повышение конкурентоспособности российских банков.

Несмотря на интенсивный рост капитала банков, его отношение к ВВП в России всё ещё в 3-5 раз ниже, чем в развитых и ряде развивающихся стран мира. Инвестирование средств в капитал российских банков затруднено регулятивными нормами и в условиях высокой рентабельности экспортоориентированных отраслей является экономически неоправданным для инвесторов. В 2003 году взносы акционеров в уставный капитал банков обеспечили всего 3,1% прироста ресурсной базы.

Банки испытывают серьёзные трудности при привлечении ресурсов, особенно долгосрочных. В отличие от развитых и ряда развивающихся стран, несмотря на значительный рост, депозиты населения пока играют незначительную роль в структуре обязательств большинства крупнейших российских банков.

Кроме того, в настоящее время вклады физических лиц реально являются средствами до востребования, поскольку фактически законодательно запрещено заключение договора банковского вклада без права вкладчика на его досрочное изъятие.

Значительная часть привлекаемых банками вкладов и депозитов на бесплатной основе отвлекается в Фонд обязательных резервов. В настоящее время нормативы отчислений в ФОР составляют в России 7-9%, что в 2-3 раза выше, чем в развитых странах.

Бюджетным законодательством фактически запрещено размещение бюджетных средств в банках, что неизбежно приводит к сокращению их ресурсной базы. Вместе с тем, размещение бюджетных средств на банковские депозиты является обычной практикой в развитых странах.

В связи с неоправданным ограничением возможностей банков по привлечению долгосрочных ресурсов сохраняются значительные разрывы между объёмом потенциального спроса на кредиты со стороны предприятий нефинансового сектора и реальными объёмами кредитования. Спрос экономики на долгосрочные ресурсы удовлетворяется банками не более чем на 20%.

Принципиально важным является развитие рынков потребительского, ипотечного кредитования, операций на фондовом рынке, создание и внедрение национальной платёжной системы, развитие документарных операций, совершенствование взаимодействия банков и страховых, лизинговых, факторинговых компаний, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Рентабельность активов банков к концу 2003 года составила 2,7%, а собственного капитала - 15,4%, что значительно ниже, чем в экспортоориентированных отраслях российской промышленности.

Съезд констатировал, что принятые в последнее время инструкции и положения Банка России существенно усложняют отчётность банков, отвлекают ресурсы и усилия персонала на выполнение огромной технической работы.

Особого внимания требует вопрос насыщения регионов России банковскими услугами. Участники Съезда пришли к единому мнению, что в банковской системе России должны присутствовать как крупные многофилиальные организации, так и жизнеспособные и устойчивые региональные банки. Ускоренное развитие региональных банков и расширение филиальной сети в регионах – необходимое условие подъёма российской экономики.

В последние годы в России осуществляется либерализация валютного законодательства. Участники Съезда высказались за то, что принимаемые решения в сфере валютного регулирования и валютного контроля требует взвешенного подхода и должны основываться на следующих принципах:

1. Приоритет задачи ускоренного развития национальной банковской системы как одного из важнейших инструментов обеспечения экономического суверенитета и безопасности России.

2. Синхронизации процессов развития российской экономики и банковской системы с процессами либерализации валютного законодательства.

Съезд считает, что создание условий для ускоренного развития банковской системы России должно осуществляться на основе тесного взаимодействия банковского сообщества и регулирующих органов. В банковской системе России должны быть законодательно закреплены механизмы саморегулирования, обеспечивающие представительство участников рынка при принятии решений, касающихся регулирования банковской деятельности.

Съезд счел необходимым в 2004 году для обеспечения достижения поставленных целей развития российской экономики сконцентрировать усилия на решении ключевых проблем банковской системы России:

Для значительного повышения капитализации банковской системы необходимо: упрощение и значительное сокращение процедур увеличения уставного капитала банков; изменение подхода к оценке финансового положения приобретателей акций банка, разработка комплекса мер по стимулированию и поощрению инвестирования в банковскую систему России; налоговое стимулирование рекапитализации банков.

В целях увеличения долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков требуется: уменьшить нормативы отчислений в Фонд обязательных резервов и изменить порядок формирования и хранения средств в ФОРе, в том числе исключить из расчётной базы ФОРа вклады и депозиты сроком свыше 1 года и обязательства банков перед банками-нерезидентами; ввести плату за ресурсы, перечисляемые в ФОР; разрешить депонирование средств обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России.

Необходимо также внести в ст. 837 ГК РФ изменения, предусматривающие новый вид договора банковского вклада, по которому досрочное получение средств возможно по требованию вкладчика - физического лица только в порядке, предусмотренном статьёй 450 ГК РФ. По договорам срочного вклада, допускающим возврат средств до истечения установленного договором срока, установить обязательность предварительного уведомления банка вкладчиком (за 14 дней до даты получения средств) о досрочном получении средств.

Настало время допустить банки на конкурсной основе к обслуживанию счетов бюджетов всех уровней.

Кроме того, требуется создать реально действующую систему рефинансирования, в том числе: включить в перечень принимаемых в залог ценных бумаг еврооблигации, облигации субъектов РФ и муниципальных образований, корпоративные облигации, векселя банков; снизить до 1% дисконт по ценным бумагам, принимаемым в залог; разработать механизмы рефинансирования кредитов, выдаваемых для финансирования инвестиций в основной капитал предприятий.

Развитие активных операций банков делает необходимым осуществление следующих мер: создать благоприятные условия для развития ипотечного кредитования; законодательно обеспечить право банков выпускать кредитные ноты, сертификаты участия и облигации с условием; обеспечить эффективную государственную поддержку инвестиционной деятельности путём увеличения объёмов государственного гарантирования инвестиционных программ и расширения субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам; разработать государственную программу гарантирования кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, предприятиям АПК и оборонного комплекса; упростить и снизить стоимость процедур принятия имущества в залог и его реализации в случае невыполнения заёмщиком обязательств и т.д.

Для развития банковской инфраструктуры необходимо: добиться концентрации усилий регулирующих органов не на административном сокращении количества банков, а на создании благоприятных правовых и экономических условий для развития финансово устойчивых банков вне зависимости от размера их капитала.

Нужно отменить требование о минимальном размере абсолютной величины собственного капитала для работающих кредитных организаций в размере 5 млн. евро к 2010 году; сократить временные и материальные затраты по открытию филиалов банков.

Следует предоставить дополнительным офисам, находящимся вне места расположения кредитной организации, право осуществлять операции, разрешённые к выполнению операционными кассами вне кассового узла, кредитование субъектов малого предпринимательства и физических лиц; разрешить открытие в упрощённом порядке мини-офисов банков в супермаркетах, почтовых отделениях, магазинах и т.п.; упростить процедуру перерегистрации филиала одной кредитной организации в филиал другой кредитной организации; создать механизм стимулирования для кредитных организаций, открывающих и имеющих филиалы и отделения в труднодоступных районах и малонаселённых пунктах; снизить требования регулирующих органов к укреплённости и технической вооружённости помещений кредитной организации для совершения операций с ценностями с целью сокращения издержек банков; запретить установление специальных повышающих коэффициентов к арендной плате, уплачиваемой кредитными организациями.

Для обеспечения равных конкурентных условий российским и зарубежным банкам в условиях либерализации трансграничных операций требуется реализация следующих мероприятий: для целей формирования позиции на переговорах по вступлению в ВТО установить, что "открытие" банковской системы должно происходить постепенно (в течение переходного периода), на паритетной основе, по мере роста абсолютных и относительных показателей банковской системы (активы банков/ВВП, капитал/ВВП). Одновременно нужно разработать предложения по изменению валютного законодательства, направленные на защиту конкуренции при осуществлении операций трансграничного кредитования.

В целях повышения эффективности банковского надзора необходимо отказаться от формальных регулятивных требований соблюдения обязательных нормативов на ежедневной основе. Это требование может быть адресовано только к конкретным кредитным организациям, показатели которых свидетельствуют об ухудшении их финансового состояния или высокой вероятности такого ухудшения. Съезд высказался за то, чтобы исключить дублирование информации в отчётных формах, сократив их количество, и осуществить переход на предоставление отчётности только в электронной форме, а также за внедрение системы "одного окна" при предоставлении отчётности кредитными организациями, законодательную регламентацию института кураторов кредитной организации.

Для создания равных конкурентных условия деятельности на банковском рынке требуется осуществление следующих мер: принять изменения и дополнения в Федеральный Закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", предполагающие применение в банках, в капитале которых участвует государство, "дедушкиной оговорки" только к договорам вкладов, заключённым до вступления данных изменений и дополнений в силу. Законодательно закрепить, что коммерческое присутствие иностранных кредитных организаций может осуществляться исключительно в форме дочернего российского банка. Разработать меры, направленные на защиту равноправной конкуренции на рынке банковских услуг для всех кредитных организаций, независимо от структуры их капитала. Внедрить прозрачный механизм конкурсного отбора при привлечении кредитных организаций органами власти всех уровней к осуществлению целевых программ.

XV Съезд АРБ постановил, что важнейшей задачей банковского сообщества в ближайший период является приоритетное решение следующих задач:

1. Повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной банковской системы.

2.Развитие рынка банковских услуг и повышение обеспеченности предприятий и населения России банковскими услугами.

3.Повышение роли национальной банковской системы в обеспечении экономического роста в России.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.