В Астрахани прошло совещание Комитета АРБ по ипотечному кредитованию с представителями АИЖК, Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ).

14.04.2011   \  Новости финансового сектора

Это третье по счету масштабное совещание стало продолжением работы, начатой по инициативе Комитета АРБ по ипотечному кредитованию. Подписанное в декабре 2009 года Соглашение между АРБ и ФССП стало отправной точкой в работе по решению проблемы трудных ипотечных кредитов.

Взаимопонимание, присущее контактам банковского сообщества и ФССП, создало атмосферу делового взаимодействия. Такой настрой на конструктивный диалог позволил на протяжении 2010 года и сейчас, в Астрахани, наметить наиболее значимые вопросы для обсуждения и наметить пути их решения.

Как и ранее, совещанию в Астрахани предшествовала организационная работа по мониторингу ситуации с проблемными кредитами, по сбору и обобщению пожеланий банков и экспертных заключений ФССП и ФАУГИ.

Представительный состав участников совещания показал необходимость и целесообразность не только продолжения таких контактов, но и распространения этой практики в регионах.

«Востребованность подобного обмена мнениями свидетельствует о том, что проблему трудных кредитов нужно решать сообща, с привлечением квалифицированных специалистов, чьи оценки отражают не только состояние рынка, но и потребность в принятии решений, нацеленных на его дальнейшее развитие», - подчеркнул организатор совещания в Астрахани, председатель Комитета АРБ по ипотечному кредитованию, президент Европейского трастового банка Андрей Крысин.

В частности, на совещании было рассмотрено 3 блока вопросов:

  1. Проблемы, возникающие при наложении ареста на имущество должника.

    • отдельные случаи отказов судебных приставов вскрывать жилые помещения, занимаемые должниками, что делает невозможным обращение взыскания на залоговую недвижимость при отсутствии доступа в нее (например, в случае длительного отсутствия должника).

    • невозможность направления судебными приставами заявки на реализацию без составления акта описи и ареста заложенного жилого недвижимого имущества (например, в случае невозможности проникновения в жилое помещение).

    • Отсутствие заключённых договоров у территориальных подразделений ФССП с организациями, осуществляющими ответственное хранение (охрану) арестованного имущества, что делает невозможным обращение взыскания на залоговую недвижимость при отсутствии или отказе должника (членов его семьи) принять арестованное имущество на ответственное хранение.


    В связи с указанными проблемами предлагается:

    • Разработать методические рекомендации, разъясняющие порядок действий судебных приставов по вскрытию жилых помещений, занимаемых должниками.

    • Разъяснить судебным приставам положения ч.5 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей арест недвижимого имущества регистрирующим органом без составления акта описи и ареста залога и внести соответствующие изменения в ч.8 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве» по передаче документов на реализацию.

    • Предложить заключить всем территориальным подразделениям ФССП договора с организациями по ответственному хранению (охране) арестованного имущества и обеспечивать их дальнейшую оперативную пролонгацию.


  2. Проблемы, возникающие при реализации заложенного недвижимого имущества.

    • Нередко наблюдаемая практика неуведомления взыскателя о назначении организатора торгов и результатах торгов вследствие отсутствия у взыскателя законодательно установленной возможности запроса такой информации у Росимущества и организатора торгов и несоблюдения уже установленного соглашением порядка взаимодействия Росимущества и ФССП.

    • Недостаточное взаимодействие Росимущества и организаторов торгов с агентствами недвижимости при реализации заложенного (недвижимого) имущества.

    • Публикация объявления о торгах в малотиражных периодических изданиях, что резко сокращает круг потенциальных участников открытых аукционов по продаже заложенного имущества.

    • Отсутствие правового механизма изменения в рамках исполнительного производства начальной продажной стоимости заложенного имущества, установленной судом, что ведет к фактической невозможности реализации заложенного имущества с торгов.

    • Отсутствие процедуры юридического и физического освобождения от лиц, проживающих и зарегистрированных на объектах заложенной недвижимости, в рамках исполнительного производства по обращению взыскания на залоговую недвижимость без дополнительного решения суда.


    В связи с названными проблемами необходимо:

    • На законодательном уровне установить единый перечень документов, направляемых судебным приставом вместе с заявкой на реализацию в территориальное подразделение ФССП.

    • Публиковать объявления о торгах в крупных средствах массовой информации, что создаст условия для возрастания объема реализации имущества.

    • Законодательно закрепить возможность и порядок получения взыскателем информации о торгах в Росимуществе и у организатора торгов.

    • В целях сокращения времени на получение информации по запросу судебных приставов от организаций целесообразно создать единую электронную базу обмена информацией (в частности, документами с электронной подписью между ФССП, ФАУГИ и регистрирующими органами) с последующей передачей оригиналов документов.

    • Внести изменения в законодательство, закрепляющие возможность изменения в рамках исполнительного производства установленной судом начальной продажной стоимости заложенного арестованного имущества.

    • Необходимо внести изменения в законодательство, закрепляющие обязанность судебного пристава без дополнительного решения суда производить выселение и снятие с регистрационного учета лиц, проживающих и зарегистрированных на объектах заложенной недвижимости, в случае обращения на неё взыскания в рамках исполнительного производства.


  3. Проблемы регистрации права собственности на нереализованное недвижимое имущество.

    • Отсутствие в документах, регламентирующих деятельность судебных приставов-исполнителей, сроков, в течение которых от них могут поступать предложения о целесообразности оставления нереализованного имущества за взыскателем; а также сроков, в течение которых после получения ответа от взыскателя должны быть составлены документы - акт приема-передачи взыскателю имущества и постановление о передаче нереализованного имущества должника взыскателю.

    • Отсутствие у судебных приставов возможности самостоятельной подачи документов на регистрацию права собственности за взыскателем в случае признания вторичных торгов несостоявшимися.

    • Чрезмерно длительные сроки сбора и подачи документов на регистрацию права собственности, что делает невозможным использование взыскателем залоговой недвижимости, принятой на баланс.


    В связи с рассмотренными проблемами рекомендовано:

    • Законодательно закрепить сроки, в течение которых судебный пристав обязан:

      - направить предложение об оставлении нереализованного имущества взыскателю;

      - составить акт приёма – передачи;

      - вынести постановление о передаче нереализованного имущества взыскателю.

    • Разработать методические рекомендации, в которых будет закреплен перечень действий судебного пристава - исполнителя и сроки регистрации ФССП права собственности за взыскателем, в соответствии с которыми регистрационные действия могут производиться без участия взыскателя.



Активность принявших участие в обсуждении представителей банков, а также АИЖК, с одной стороны, и готовность представителей ФССП и ФАУГИ, с другой стороны, к взаимодействию нашли выражение в принятом по итогам совещания решении обратиться в структуры законодательной власти с предложением о разработке соответствующих положений и внесении их в действующее законодательство.

Полагаем, что коллективное мнение всех, кто заинтересован в скорейшем решении проблемы трудных кредитов, будет услышано и надлежащим образом реализовано, - констатировал итоги совещания в Астрахани Андрей Крысин.

Комитет АРБ по ипотечному кредитованию
(телефон для справок 7455979 доб. 1540)


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    16.02.2018 07:19

Обещанной властями "двойной пенсии" придется ждать 30 лет

Власти РФ обозначили амбициозную задачу правительства – достижение уровня пенсии в 2,5 прожиточных минимума, около 25 тысяч рублей. По словам вице-премьера Ольги Голодец, это заявлено в стратегии пенсионного развития страны. Динамика движения к этой цели зависит от тех мер, котор...

Интервью    15.02.2018 09:30

Сергей Горьков: «Эра бумажных денег завершается»

При помощи ВЭБа регионы, ведомства и госкомпании уже начали внедрять блокчейн-технологии. Перед Россией встают новые вызовы, и ответом на них станет ВЭБ 3.0 — обо всем этом в интервью «Известиям» рассказал председатель правления госкорпорации Сергей Горьков.

   

Календарь мероприятий

Мы на Facebook