Аналитика: Треть россиян хотят научиться вести бюджет и грамотно взаимодействовать с финансовыми организациями
25.08.2023 \ Аналитика
Большинство россиян (82%) выражают интерес к получению информации по тем или иным темам финансовой грамотности. Чаще всего жителям нашей страны интересно, как вести личный или семейный бюджет (32%) и на что обратить внимание при подписании договоров с финансовыми организациями (30%). По данным исследований Аналитического центра НАФИ, каждый четвертый житель России (24%) называет свои знания и навыки в области финансов хорошими или отличными*. При этом большинство россиян демонстрируют запрос на повышение своей информированности по отдельным финансовым темам. Какие темы в сфере финансовой грамотности больше всего интересуют россиян – показывает новое исследование НАФИ**. 82% россиян хотели бы получать информацию по отдельным вопросам финансовой грамотности. Выше всего потребность к новым знаниям у женщин (90% против 82% мужчин), молодежи (89%) и работающих россиян (88%). В списке тем, по которым россияне хотели бы получать информацию, лидируют правила ведения личного и семейного бюджета. О том, как фиксировать доходы и расходы, на какие категории лучше разбить свои траты, какими инструментами для записи и подсчета данных пользоваться, хотели бы узнать 32% россиян. На втором месте по востребованности – информация о том, на что нужно обращать внимание при подписании договоров с финансовыми организациями, например, при оформлении кредита, открытии вклада, приобретении страхового или другого финансового продукта. Запрос на повышение грамотности в этой сфере демонстрируют 30% опрошенных. Среди других тем, вошедших в топ-5: - что нужно делать, чтобы не «увязнуть» в долгах при пользовании кредитами (интерес к этой теме выразили 29% жителей страны), - как защитить имеющиеся сбережения от обесценивания, куда выгоднее всего вкладывать деньги (29%), - какие существуют способы защиты от мошенничества в финансовой сфере (28%). Кроме этого, каждый четвертый житель страны хотел бы повысить свою информированность об инвестициях (25%), а каждый четвертый о распознавании недобросовестной рекламы (21%) или механизмах защиты своих финансовых прав (17%). Жители сельской местности значительно чаще говорят о желании научиться вести личный или семейный бюджет (41% против 29% среди жителей городов). Горожанам больше интересны вопросы защиты своих сбережений (33% против 19%), отношений с финансовыми организациями (33% против 20%), защиты от мошенничества (30% против 23%) и как можно заработать на рынке ценных бумаг (акции, облигации – 20% против 13%). Женщины демонстрируют более высокий запрос на получение информации практически по всем темам. Исключение составляет только навык распознавания недобросовестной рекламы. Знания о том, как ее отличить от объективной информации о финансовых услугах, хотели бы получить 17% женщин (доля мужчин здесь на 9 п.п. выше – 26%). Среди молодых россиян от 18 до 34 лет гораздо выше, чем среди представителей других возрастных групп, желание научиться основам ведения личного и семейного бюджета (46%), получить советы о том, как правильно рассчитать свои возможности и не «увязнуть» в кредитах (35%), а также куда нужно обращаться с жалобой на банк или другую финансовую организацию, если ваши права нарушены (21%). Работающие россияне значительно чаще неработающих интересуются защитой своих сбережений (32%) и инвестициями (29%). Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ: «Главным стимулом ведения личного и семейного бюджета являются желание оптимизировать повседневные расходы и сформировать накопления для какой-либо крупной покупки или просто «на черный день». Барьеры подобной практики – низкий уровень финансовой грамотности и невысокие доходы. Вместе с тем, наше исследование показало, что останавливать россиян может также низкая информированность, непонимание механизмов, как вести бюджет, какие статьи расходов учитывать, и зачем все это нужно. На первый взгляд, эта тема кажется очень простой, но на практике оказывается важной. Государственным, общественным и образовательным институтам, которые реализуют программы просвещения в области финансовой грамотности, следует уделять основам ведения личного и семейного бюджета особое внимание и особо активно популяризировать ее среди молодежи и жителей сельской местности». Источник - НАФИ Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. |



