Сегодня состоялось заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации ФС РФ на тему: «Первоочередные задачи по развитию кредитования. Опыт отраслей и регионов».

11.06.2010   \  Новости финансового сектора

Президент АРБ Г.А. Тосунян от имени всего банковского сообщества поблагодарил Председателя Совета Федерации ФС РФ С.М. Миронова за принципиальную позицию, занятую Советом Федерации по Законопроекту «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «О связи», который Госдума приняла вопреки мнению Совета Федерации. Именно благодаря твердой позиции Совета Федерации, слаженным действиям банковского сообщества, своевременно направившим свои аргументированные замечания Президенту РФ, этот документ был отклонен Президентом.

Открывая заседание, С.М.Миронов отметил: ситуация и в российской, и в мировой экономике сейчас противоречивая. Это вполне естественно для переломного момента, когда решается: либо переход к новому этапу роста, либо продолжение определенных сложностей в мировой финансовой системе. Но проблемы, которые сегодня есть у российских банков и их клиентов, - это уже в основном другие проблемы, не те, о которых мы говорили раньше, в период кризиса,- подчеркнул он. Раньше мы имели дело, прежде всего, с количественными проблемами: спадом ВВП, нехваткой ликвидности, высоким уровнем ставки рефинансирования. А сейчас на первый план выходят проблемы качества. Качества роста экономики, качества кредитного портфеля. Многие количественные показатели по сравнению, скажем, с таким же периодом прошлого года заметно улучшились. Налицо явно положительная динамика роста ВВП и промышленного производства в России. Наблюдается оживление деловой активности. Зафиксированы позитивные тенденции на рынке труда. Особенно отрадно, что нам удалось снизить уровень инфляции. Снижение инфляции наблюдается на фоне значительного, чуть ли не наполовину, снижения ставки рефинансирования за последние год с небольшим. И это, во-первых, наглядно подтверждает тот тезис, который мы с вами очень активно отстаивали - что инфляция в России во многом носит немонетарный характер; что рост процентных ставок не помогает с ней бороться, а наносит удар по экономике и даже сам провоцирует инфляцию за счет увеличения издержек и рисков. Ну, а во-вторых, политика Центрального банка явно отражает его открытость для диалога с законодателями и с банковским сообществом. Это можно только приветствовать, - сказал С.М. Миронов.

Однако кредитование реального сектора остается на крайне низком уровне. И это несмотря на рост денежной массы, которая заметно превысила докризисный уровень, несмотря на снижение до рекордного уровня 7,75% и основной ставки рефинансирования ЦБ, и сопутствующих ставок по операциям рефинансирования банков.

Докладчик привел цифры: за первые 4 месяца текущего года кредитный портфель отечественных банков не только не вырос, а даже немного сократился - на 0,2%. Такая стагнация кредитования - это не просто очевидный диссонанс с тенденциями и задачами роста экономики. Это реальное и очень серьезное ограничение, в которое начавшийся подъем неизбежно «упрется», если проблема не будет решена. Для роста производства нужна подпитка, нужно «финансовое топливо», а его поступает на предприятия явно недостаточно. И стоимость кредитов для конечных заемщиков остается достаточно высокой, она снижается далеко не в той мере, как ставка рефинансирования Банка России.

При этом ликвидность как таковая на финансовом рынке есть. Банки накопили достаточное и даже, может быть, избыточное количество высоколиквидных, но малодоходных финансовых активов. Официальная статистика говорит, что за последние полтора года вложения банков в ценные бумаги выросли более чем в два раза.

За время кризиса они смогли значительно нарастить капитал, привлечь средства граждан. Но проблема заключается в том, что сбережения слабо трансформируются в кредитные ресурсы для экономических агентов. Такая стагнация кредитования происходит повсеместно. А это значит, что проблема не только и не столько в банках, а в экономической ситуации в целом.

С.М.Миронов остановил внимание также на проблемах дефицита надежных заемщиков, малого и среднего бизнеса, предприятия которого с точки зрения доступности кредитов эти предприятия сегодня находятся в сложном положении. -Сегодняшние задачи всесторонней модернизации, ускоренного экономического и социального развития требуют адекватных объемов и механизмов денежного предложения, - сказал он в завершении своего выступления. - Без мощного кредитного рынка построить современную конкурентоспособную инновационную экономику будет, мягко говоря, крайне сложно.

В работе заседания приняли участие и выступили также: С.В. Бажанов - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению; А.В.Емелин - исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам; А.Г.Аксаков - депутат Государственной Думы, президент Ассоциации региональных банков «Россия»; А.Б.Балло - заместитель председателя Внешэкономбанка; А.Ю.Викулин - генеральный директор Национального бюро кредитных историй; Г.Г.Ефремов - заместитель председателя Правительства Ставропольского края; М.В.Ершов - старший вице-президент Росбанка; Ю.Б.Золочевский - вице-президент первого корпоративного блока Банка ВТБ; В.В.Муранова - председатель Уральского банковского союза; Р.А.Заливацкий - Министр экономического развития Калужской области; В.А.Балабанов - Председатель правления Русь-банка; А.И.Милюков - исполнительный вице-президент АРБ; А.Ю.Симановский - член Совета директоров Банка России, директор департамента банковского регулирования и надзора и другие.

Подвел итоги заседания Г.А.Тосунян, который отметил несомненную пользу таких дискуссий, конструктивную тональность, которую банковскому сообществу удалось достигнуть в общении с Центральным банком.

Принят за основу проект решения, которое будет доработано с учетом выступлений и предложений. (см. ниже).


Проект

Решение
заседания Межрегионального банковского совета на тему:
Первоочередные задачи по развитию кредитования.
Опыт отраслей и регионов

Москва, 11 июня 2010 года

Кризисные явления в российской экономике обусловили и одновременно были следствием резкого сжатия кредитования. В период кризиса в полной мере проявилась неразвитость отечественного внутреннего рынка капитала и нехватка надёжных заёмщиков.

Глубина экономического спада требует извлечь уроки и начать применение новых принципов экономической политики. Одним из важнейших должно стать расширение кредитования.

Пока кредитование в России продолжает стагнировать. За I квартал 2010 г. кредитный портфель российской банковской системы сократился на 0,6%, при этом его качество ухудшается: величина просроченной задолженности увеличилась на 2,7%, а резервы на возможные потери - на 4,6%. Следует отметить, что банки накопили достаточную ликвидность, но не рискуют трансформировать её в кредиты нефинансовому сектору.

В этих условиях заслуживает особого внимания опыт различных банков, компаний и целых регионов по применению мер, стимулирующих кредитование. По итогам обсуждения участники Межрегионального банковского совета приняли решение определить в качестве приоритетных мер по развитию кредитования в стране и регионах следующие.

1. Стимулирование банков и их клиентов к инвестициям в основные фонды.

Российские банки испытывают дефицит надёжных заёмщиков, поскольку большинство компаний предпочитают не инвестировать ни свои, ни заёмные средства в модернизацию производства и повышение производительности труда. Банки, при всём их желании содействовать техническому перевооружению, зачастую сталкиваются с ограничениями надзорного характера: чем интенсивнее заёмщик инвестирует в производство, тем хуже (согласно методологии оценки рисков) его финансовые показатели и тем больше резервов требуется создавать по подобным ссудам. На практике получается ситуация, когда требования регуляторов вынуждают банки к кредитованию торговых компаний, а не производственных предприятий. Поэтому одной из важнейших мер по развитию инвестиционного кредитования является выделение различных видов заёмщиков и целей кредитов и льготные требования по созданию резервов при кредитовании инвестиций в основные фонды.

2. Расширение круга банков, участвующих в механизме рефинансирования Банка России.

Концентрация программ рефинансирования Банка России на решение проблем у первой тридцатки банков ошибочна. Банковскому сообществу необходима уверенность в том, что в случае тревожной ситуации на рынке доступ к ресурсам Банка России будет у всех кредитных организаций. Нельзя исключить, что новые витки нестабильности в связи с угрожающей экономической ситуацией в ряде стран Европы приведут к ухудшению конъюнктуры финансового рынка России, и потому отечественные банки должны иметь расширенный доступ к рефинансированию с целью недопущения дальнейшего сжатия кредитования.

3. Закрепление специального правового статуса малых и средних банков и принятие эффективных мер по их ускоренному развитию.

Важным уроком банковского кризиса не только в России, но и в мире явилось то, что малые и средние банки являются полноценными участниками финансового рынка и зачастую демонстрируют намного более высокую финансовую устойчивость, чем крупные банки и банковские группы. В российских условиях, когда охват граждан и организаций финансовыми услугами слишком мал, необходимо не вытеснение малых банков, а их динамичное развитие и наращивание объёма проводимых ими операций. В этой связи необходимо специально урегулировать правовой статус региональных (местных) банков. Также целесообразно за счёт возвращаемых Внешэкономбанку средств проводить докапитализацию малых и средних кредитных организаций, расположенных вне столичных регионов. Необходимо разработать и внедрить дифференцированный подход к надзору за кредитными организациями в зависимости от их масштаба и характера операций. В частности, актуальной потребностью является дифференциация рекомендаций по уровню доходности депозитов физических лиц.

4. Активное использование механизма государственных гарантий и системы страхования различных видов контрактов.

Программы государственного гарантирования кредитных операций являются эффективной защитной мерой при кредитовании крупнейших системообразующих компаний в большинстве развитых стран мира. Учитывая большое количество малорентабельных или даже вообще предбанкротных промышленных предприятий в России, необходимо создать значительный фонд для предоставления государственных гарантий и начать реструктурирование деятельности таких компаний на основе частно-государственного партнёрства. Также требуется внедрение и развитие страхования экспортных контрактов со стороны уполномоченного органа государственной власти и совершенствование законодательства по торговому финансированию (факторинговым и форфейтинговым операциям).

5. Расширение государственных, региональных и муниципальных программ поддержки и малого и среднего предпринимательства.

Существенный положительный экономический эффект на состояние малого предпринимательства в России в последние годы оказала деятельность Российского банка развития, а также региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса. Реализация этих программ должна быть продолжена и расширена. В частности, целесообразно расширить число банков-партнёров РосБР, создать межбанковские центры кредитования малого и среднего бизнеса, внедрить рамочные требования к формированию резервов по портфелям однородных ссуд для малого предпринимательства.

6. Решение законодательных и судебных противоречий при процедурах банкротства.

Необходимо принятие и доведение до судей однозначного решения по вопросу договорной подсудности различных банковских операций. Законопроект о банкротстве физических лиц непременно должен быть дополнен указаниями Банка России о порядке резервирования подобных кредитов. В то же время посредством законодательных механизмов требуется радикальное усиление платёжной дисциплины юридических лиц. В этой связи ужесточение требований по аффилированности кредитных организаций с компаниями прочих секторов экономики явно преждевременно. Как показывает опыт, в большинстве случаев контроль со стороны банков за подобными лицами наиболее эффективен.

7. Совершенствование нормативно-правовых актов в области залогового обеспечения.

Как показал опыт кризиса, залог является наиболее уязвимым аспектом кредитных операций. К примеру, именно отсутствием возможности государственной регистрации транспортных средств тормозится развитие автокредитования в России. Необходимо внедрение данного вида регистрации, формирование общероссийской базы заложенных транспортных средств и введение запрета на совершение операций без согласования с кредитором. Важным шагом является создание системы электронных торгов заложенным имуществом, которая сделает рынок более прозрачным и информативным.

8. Развитие институциональной инфраструктуры кредитного рынка.

В течение длительного периода времени коллекторский рынок России функционирует без надлежащего законодательного регулирования, что приводит к частому возникновению ситуаций, ущемляющих права должников и сторон сделки. Требуется срочное принятие закона о регулировании деятельности по взысканию задолженности, который, в том числе, будет предусматривать возможность цессии без согласования с должником. Заслуживает одобрения создание маневренного фонда для решения жилищных проблем граждан, не имеющих возможности погасить задолженность по ипотеке, а также проект АРИЖК по передаче муниципальным образованиям объектов по реструктурированным ипотечным кредитам.


Фотоматериал из зала заседания размещён по ссылке:
/site/action/list_news.php?id=3729

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Сегодня 13:11

На каждого россиянина в 2017 году пришлось 105 тыс. рублей налогов

Аналитическая служба «Реального времени».

Аналитика    Сегодня 13:00

Для рубля есть очередной негативный сигнал

Аналитики "Нордеа Банк".

Точка зрения    Сегодня 11:33

Почему Россия так резко сократила вложения в гособлигации США

Борис Хейфец, Профессор Финансового университета при правительстве РФ. Россия в мае сократила объем вложений в гособлигации США примерно до $15 млрд и выбыла из списка крупнейших держателей казначейский бумаг, сообщается на сайте американского Минфина.

Это интересно    Сегодня 09:07

Игры пива и матрешек. Кто больше всех заработал на мундиале

Аналитики подсчитывают, сколько потратили почти три миллиона болельщиков в 11 городах, где проходили матчи чемпионата мира по футболу. Только валютные расходы иностранных гостей оцениваются примерно в два миллиарда долларов. Кому все это досталось — в материале РИА Новости.