Рынок сомневается в мегарегуляторе

24.09.2012   \  Финансы
Рынок сомневается в мегарегуляторе
Фото с сайта radosvet.net

Мегарегулятор финансового рынка в России будет создан до конца 2013 года. Это практически свершившийся факт. Однако игроки рынка и чиновники продолжают обсуждать оптимальный механизм организации главного регулирующего органа.

На данный момент основной схемой создания мегарегулятора называется вхождение ФСФР в состав ЦБ РФ в качестве независимого агентства. С таким предложением выступил министр финансов Антон Силуанов в своем письме правительству и президенту. Исходя из проекта Минфина, до 1 марта 2013 года в Госдуму должны быть внесены проекты федеральных законов по передаче ЦБ полномочий ФСФР. Минфин же сохраняет за собой право законодательной инициативы.

ФСФР поддержала передачу Банку России полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору за деятельностью участников финансовых рынков, акционеров и эмитентов, о чем говорится в письме главы службы Дмитрия Панкина. В то же время Панкин настаивает на некоторой автономности регулятора в системе ЦБ с наделением его руководителя статусом первого заместителя председателя Банка России.

Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев поддержал идею Панкина о структурной самостоятельности новой службы и предложил передать создаваемому агентству функции по надзору за использованием инсайдерской информацией и манипулированием рынком, по защите интересов потребителей финансовых услуг, определению понятия квалифицированных и неквалифицированных инвесторов, а также по защите прав миноритарных акционеров. Главным аргументом автономности регулятора в составе ЦБ Улюкаев называет то, что Банк России является самостоятельным участником финансового рынка.

РБК daily сообщает, что участники финансового рынка высказываются против передачи Центробанку полномочий ФСФР и намерены обратиться с письмом в правительство. Опасения те же: возможен конфликт интересов из-за участия ЦБ в бирже.

По мнению президента НАУФОР Алексея Тимофеева, конфликт интересов есть уже сейчас, так как Банк России владеет значительными пакетами акций Сбербанка и Московской биржи, а, кроме того, сам является активным участником операций на финансовом рынке. «В случае же если ЦБ станет мегарегулятором, то этот конфликт интересов усилится и распространится на небанковские организации, в отношении которых он получит регулятивные полномочия», - приводит РБК daily слова Тимофеева. В НАУФОР опасаются, что в каких-то ситуациях Центробанк может прибегнуть к тем же механизмам поддержки, что и в банковской системе. Например, начать рефинансировать небанковские институты.

Чиновники также выражают сомнения в правильности выбранной схемы. Как сообщает РИА Новости, создание мегарегулятора на базе ЦБ насторожило Минэкономразвития. Как заявил глава министерства Андрей Белоусов, передача функций мегарегулятора российскому Центробанку может привести к конфликту интересов в ЦБ.

Между тем, выступая на «круглом столе», организованном РСПП, замминистра финансов Алексей Моисеев заверил, что решение о мегарегуляторе на базе Банка России еще не принято. «Никакого финального решения сейчас нет. Вопрос не решен, вопрос подлежит обсуждению, и в конечном итоге, к какому решению мы придем, сейчас говорить рано», — цитирует Газета.ру слова Моисеева.

До окончания реформы надзорные функции на российских финансовых рынках разделены между ЦБ (контролирует банки и соблюдение ими необходимых нормативов) и ФСФР (надзирает за биржами, брокерами, дилерами и рынками ценных бумаг).

Впервые речь о создании мегарегулятора зашла 10 лет назад. Первый этап реформы завершился в 2011 году с передачей Минфину законодательной инициативы и присоединением Федеральной службы по страховому надзору к ФСФР.

Помимо создания новой структуры на базе ЦБ, рассматривался вариант формирования мегарегулятора на базе ФСФР. Однако такой путь невыгоден: службе потребуется еще четыре тысячи сотрудников, которых нужно будет обеспечить зарплатой и помещениями, а ФСФР не получает прибыли, являясь федеральным органом. Банк России имеет возможность финансирования новой структуры из собственной прибыли.

Евросоюз также вводит обновленную систему органов регулирования и надзора за финансовым сектором.

В первую группу войдут Объединенный комитет европейских надзорных органов (Joint Committee of the European Supervisory Authorities, JCESA), представленный центральными банками стран - членов ЕС и национальными регуляторами финансовых рынков, и новообразованный Европейский совет по системным рискам (European Systemic Risk Board, ESRB), основными заданиями которого являются мониторинг состояния финансовой системы ЕС, разработка рекомендаций для национальных регуляторов по преодолению негативных последствий кризиса и координация деятельности новых органов регулирования и надзора на уровне отдельных финансовых рынков.

Вторая группа будет представлена органами, объединенными в Европейскую систему финансовых наблюдателей (European System of Financial Supervision, ESFS), состоящую из национальных финансовых регуляторов и трех новых органов надзора за деятельностью отдельных секторов: Европейской банковской администрации (European Banking Authority, EBA); 2) Европейской страховой та пенсионной администрации (European Insurance and Occupational Pensions Authority, EIOPA); 3) Европейской администрации по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA). На данную группу органов надзора возложены функции посредника между объединенными общеевропейскими и национальными регуляторами.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.