"Интернет для банка" (интервью корреспондента журнала "Банки и технологии" с О. В. Скворцовым, Председателем Правления Юниаструм Банка)

20.01.2001   \  Новости финансового сектора

Интернет для банка

Симбиоз банка и Интернета, предоставление банковских услуг через Интернет, работа на финансовом рынке через Всемирную сеть - темы весьма актуальные. Сегодня многие российские банки вышли на просторы Интернет, но что ждет их на этом пути?.. Юниаструм Банк - один из немногих банков, давно и плотно работающих с Интернет. Корреспондент нашего журнала встретился с Олегом Викторовичем Скворцовым, Председателем Правления Юниаструм Банка, руководителем секции по Интернет-технологиям АРБ, и задал ему несколько вопросов.

БиТ: Олег Викторович, как Вы считаете, чем является Интернет для банков - самоцелью, экономической выгодой или вложением капитала (если да, то на какой стадии можно будет говорить о прибыли)?

О. Скворцов: Интернет для банков является, с одной стороны, частью его маркетинговой политики, когда сайт играет роль рекламного средства, а с другой, Интернет - это сервисная услуга, отвечающая развитию информационных банковских технологий и проведению операций по расчетному обслуживанию. Это также и мощное средство, позволяющее привлекать и обслуживать клиентов, территориально удаленных от филиалов и отделений банка. Развитие Интернет-банкинга предполагает развитие и такой формы бизнеса, как электронная коммерция, а также Интернет-трейдинга (брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг). В данном случае цель ясна - повышение качества банковских услуг и привлечение новых клиентов. Так как разработка систем Интернет-банкинга, да и создание собственного сайта требуют определенных затрат, то говорить о прибыли можно лишь при увеличении доходов от обслуживания клиентов или снижении затрат на это обслуживание. Не секрет, что при применении системы "Интернет-банк-клиент" при определенном количестве ежедневных транзакций снижается стоимость обслуживания клиентов.

БиТ: Если определение "on-line Интернет-магазин" еще как-то можно понять, то под Интернет-банкингом сегодня понимается все: и представительский web-сайт, и выдача информационных справок, и осуществление реальных платежей, вплоть до виртуального банка. А как Вы определяете это понятие?

О.С.: Кратко, по моему мнению, Интернет-банкинг можно определить как проведение клиентом собственных банковских транзакций по своему счету и получение информации о состоянии этого счета.

БиТ: Интернет-банкинг подразумевает безналичные операции, но при российской любви (да и в свете недавних событий - необходимости) к наличным, может быть, стоит активно заняться переходом к безналичному обороту: ввести пластиковые карты, чеки и т.д., тогда и операции через Интернет станут более привлекательны для граждан?

О.С.: Использование безналичных - это во многом макроэкономическая, а также социально-психологическая проблема. Конечно, Интернет-банкинг может со своей стороны повлиять на эту ситуацию. Я, например, большинство покупок книг и аудиопродукции осуществляю через Интернет-магазины. Хотя и здесь львиная доля расчетов осуществляется наличными через курьера.

БиТ: Сегодня Интернет-трейдинг развивается достаточно активно. Как Вы считаете, каковы его перспективы и захватит ли он обычный биржевой рынок ценных бумаг?

О.С.: Здесь надо обратиться к зарубежному опыту. В США, например, доля Интернет транзакций составляет 20 %. На середину 2000 г. Интернет-сервис по банковским услугам предоставляли своим клиентам 71 % крупных банков. Прогноз маркетинговых компаний позволяет ожидать значительный рост (до 25%) доли Интернет-транзакций американских банков к 2003 г.

БиТ: Как решаются проблемы безопасности Интернет-банкинга и трейдинга в Вашем банке?

О.С.: Для Интернет-банкинга мы создали собственную систему "Интернет Банк-Клиент", а в случае Интернет-трейдинга пользуемся системой QUIK. Эти системы имеют высокий уровень информационной защиты.

БиТ: Ваше отношение к созданию в ЦБ РФ специального отдела, который будет заниматься вопросами Интернет-банкинга?

О.С.: Только положительное. Я надеюсь, что мы сможем наладить с этим подразделением плодотворное сотрудничество.

БиТ: Интернет - среда международная. Как Вы считаете, есть ли у российских банков шанс иметь частных Интернет-клиентов за рубежом?

О.С.: Здесь приоритетным является не сам Интернет, а экономическое состояние и различные социально-политические факторы. Именно от этого зависит, будут или нет частные иностранные клиенты у наших банков. Как инструмент Интернет, конечно, будет необходим при банковском обслуживании. Сегодня уже многие зарубежные клиенты работают на рынке российских ценных бумаг через системы Интернет-трейдинга.

БиТ: Как Вы считаете, есть ли необходимость в дополнительном правовом регулировании? Иными словами, вредно или полезно (или и то, и другое) вводить законы об ЭЦП, закон о платежных картах, кодах и т.д.?

О.С.: Однозначно, пожалуй, ответить невозможно. Пакет законов, ключевым из которых является закон "Об электронной цифровой подписи", конечно, нужен. А вот, например, дополнительное регулирование со стороны государства в лице ФАПСИ в случае коммерческого взаимодействия между банком и клиентом я считаю не нужным, так как это частное дело двух экономических субъектов.

БиТ: Как, по Вашему мнению, следует практически развивать Интернет-банкинг, если еще не решена проблема лицензирования криптографической деятельности и отсутствуют эффективные сертифицированные средства, позволяющие поддерживать on-line-взаимодействие банка с клиентом?

О.С.: Прежде всего надо принять законодательную базу, а затем уже договориться по технике, в том числе и по криптографии. Здесь моя позиция такова - прежде всего должны быть лицензированы программные средства государственных органов, а затем надо перейти к подготовке процедуры по частным структурам. Если две такие структуры договариваются, что будут взаимодействовать по системам, где, например, криптосредства не лицензированы, то это их частное дело.

БиТ: Какие вопросы в рамках секции АРБ по Интернет-технологиям Вы, как ее руководитель, считаете необходимо рассмотреть в ближайшее время?

О.С.:Здесь есть и текущая работа - над сайтом Ассоциации (), участие в семинарах и круглых столах; очень важно участие секции в подготовке законодательной базы по Интернет-банкингу и электронной коммерции, во взаимодействии с Центральным банком и ФАПСИ, а также в проведении консалтинговых работ в рамках не только B2B, но и B2C, в том числе через сайт Ассоциации. Кроме того, важно наладить взаимодействие секции с членами АРБ, ведущими Интернет-компаниями и производителями программных продуктов.

БиТ: Какие Интернет-проекты ведет Ваш банк?

О.С.: Наш сайт www.uniastrum.ru является одним из старейших банковских сайтов в России, он появился в 1995 г. Кроме информации о банке, там представлены структурированные финансовые ресурсы Интернета, ленты новостей, котировки и графики. Сайт играет роль не только "вывески", рекламы банка в Сети, но и финансового портала, которым с удовольствием пользуются не только клиенты банка, но и обычные посетители сайта. Поэтому он имеет высокую посещаемость.

Через сайт клиенты работают по нашей системе Интернет-банкинга "Интернет-Банк-Клиент". Кроме того, по просьбе наших клиентов и партнеров мы с удовольствием размещаем информацию о них или ссылки на их сайты. Это хороший сервис. В марте мы запускаем наш сайт по Интернет-трейдингу российскими акциями www.utrade.ru. Он будет включать систему Интернет-торговли QUIK, новости, графики и котировки в реальном времени, аналитические материалы и комментарии специалистов и трейдеров банка.

Ведется работа над созданием финансового портала www.banker.ru, где мы планируем сотрудничать с Ассоциацией российских банков и РИА "РосБизнесКонсалтинг".

В прошлом году, совместно с известным российским музыкантом Алексеем Козловым, нами был реализован уникальный культурный проект www.musiclab.ru. Кроме того, в банке работает собственная Интернет-студия.

БиТ: Большое спасибо. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Журнал "Банки и технологии" № 1, 2001 г.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Новости АРБ    Вчера 15:59

АРБ провела встречу с руководством Банка России