Путешествие по сайту. Российские банки осваивают Интернет. (Интервью с О. В. Скворцовым)

20.02.2001   \  Новости финансового сектора

Путешествие по сайту.
Российские банки осваивают Интернет

Олег Викторович Скворцов, родился в 1963 г. в Москве. Окончил Московский Горный институт, Академию Народного Хозяйства (школа финансового менеджмента), Московский Открытый Университет по специальности "Менеджмент". С 1995 г. работал финансовым директором фирмы "Кубост", с 1996 г. генеральным директором "Юниаструм Секьюритиз", с 1997 г. в АКБ "ЮНИАСТРУМ БАНК", с 1999 г. в должности Председателя Правления банка.

- Олег Викторович, наш разговор хотелось бы начать с такой темы, как использование Интернета в банковском деле. Обращаюсь к вам не случайно - интернет сайт Юниаструм Банка хорошо известен и в банковских кругах, и среди журналистов, освещающих финансовую проблематику. Как вы пришли к мысли создать такой информативно-насыщенный сайт? Ведь это требует немалых трудозатрат не только на формирование, но и постоянное обновление электронного "представительства" банка во "Всемирной паутине"?

- Юниаструм Банку нынешней весной исполняется шесть лет, и с самого начала он создавался как высокотехнологичное финансовое учреждение, способное осваивать и применять на практике все технологические новшества в банковском деле. Естественно, нас заинтересовали и те огромные возможности, которые сулит применение Интернет-технологий. Во всех развитых странах в этой сфере наблюдается самый настоящий бум. Например, в США значительная часть банковских транзакций совершается посредством электронных систем удаленного доступа, то есть без непосредственного общения клиентов с персоналом. И здесь ключевую роль играет именно Интернет. Поэтому, мы у себя в банке решили всерьез заняться внедрением этих новых информационных технологий.

- Тем из читателей, кто посетит ваш сайт www.uniastrum.ru, станет очевидна его разноплановость, насыщенность информацией не только о банке, но и о финансовом рынке в целом. Но все же определенные комментарии необходимы. Почему, например, вы даете подробные сведения о других банках и финансовых компаниях? Или вам уже не страшна конкуренция?

- Одно из основных достоинств глобальной сети Интернет - простота доступа к различным информационным источникам. Парадокс, в том, что нужная вам информация, как правило, бывает рассредоточена по многим сайтам. Конечно, в сети существуют методики быстрого поиска необходимых данных. Однако удобнее всего, когда на определенном сайте сведены воедино ключевые данные, которые могут потребоваться специалисту в той или иной области. Мы, например, прежде всего ориентируемся на финансовых менеджеров и экономистов, работающих не только в банковском секторе, но и в компаниях самых различных сфер деятельности. Это - нынешние и потенциальные клиенты банков, заинтересованные в получении свежей и добротной информации как о состоянии финансового рынка в целом, так и о том сервисе, которые предоставляют те или иные банковские учреждения. Кстати, люди, "заходящие" на наш сайт, могут представлять не только те фирмы, где они работают, но и себя лично, то есть выступать в роли индивидуальных инвесторов, вкладчиков, игроков на фондовом рынке и т.д. А ведь сегодня Интернетом в той или иной форме пользуются уже более двух миллионов россиян. В расчете на эту огромную аудиторию мы постарались создать своего рода универсальный финансовый справочник, где пользователь может без труда сопоставить данные по видам услуг и тарифам, ознакомиться в режиме "он-лайн" с текущими финансовыми индикаторами, наконец, просто понять, "кто есть кто" на финансовом рынке. Ведь мы даем информацию не только о банках, но и о биржах, в том числе зарубежных, финансовых компаниях, инвестиционных фондах. Бегущей строкой здесь представлена информация ведущих агентств, специализирующихся на финансовом мониторинге и различные аналитические материалы.

Сейчас нами зарегистрирован сайт www.banker.ru на котором мы разместим виртуальную банковскую энциклопедию. Вообще, поддержание сайта "в рабочей форме" - это очень сложная и кропотливая работа. У нас в банке ею руководит директор департамента информационно-аналитических систем Александр Николаевич Куринный, прекрасный специалист и большой энтузиаст своего дела.

Но я вернусь к вашему вопросу о конкурентах. Сегодня, когда банковская система страны с таким трудом восстанавливается после тяжелого финансового кризиса, когда она по-прежнему испытывает дефицит доверия со стороны вкладчиков, когда весьма далек от подлинной стабилизации фондовый рынок, когда в Россию иностранный капитал, как говорится, калачом не заманишь, всему банковскому, а если говорить шире, финансовому сообществу необходима, на наш взгляд, политика информационной открытости. Разумеется, существует понятие коммерческой тайны, да и конкурентное соперничество, борьбу за клиента никто не отменял. Но есть и общие для финансистов интересы, диктующие, чтобы "прозрачность" тех структур, которые желают привлекать средства инвесторов и населения, была правилом, а не исключением. Люди должны знать, как распоряжаются банки их средствами, в какие вкладывают проекты, на основе чего собираются, например, выплачивать проценты по вкладам. И здесь существуют вполне объективные критерии и оценки, позволяющие судить о прочности и устойчивости того или иного кредитного учреждения, финансовой компании. Так мы ежеквартально публикуем свой баланс и динамику основных финансовых показателей.

Например, на нашем сайте имеется информация о 150 российских банках. И на дисплее компьютера хорошо видно, насколько часто интересуются пользователи Интернета электронной "визиткой" того или иного банка. Рад отметить, что "Юниаструм Банк" входит по такой посещаемости в первую шестерку.

- Олег Викторович, но ведь Интернет-банкинг подразумевает не только, и, может быть, даже не столько доступ к источникам информации, сколько прямое оказание банковских услуг через Интернет. Во всяком случае, в США через Интернет банки уже оказывают клиентам массу услуг. Например, по данным Andersen Consulting, почти две трети из 100 крупнейших американских банков сделали свои сайты в Интернете транзакционными, а не только информационными. А как обстоят дела в России?

- Сегодня онлайновую работу, то есть обслуживание клиентов в реальном масштабе времени, предлагают с помощью Интернета не более 10 российских банков. Например, в "Юниаструм Банке" Интернет активно задействован в операциях на рынке ценных бумаг. Нашим банком создан Дисконтный Фондовый Центр (ДФЦ) - инвестиционный институт, предоставляющий широкий комплекс услуг на российском фондовом рынке. Через Интернет, например, здесь принимаются поручения на сделку, передается информация клиенту о ходе торгов. Развиваем мы и другие направления клиентского обслуживания с помощью Интернета, изучаем, какие возможности нашим клиентам сулит Интернет-коммерция, какую роль при обслуживании этих сделок мог бы играть банк. Если в США в 1998 году за один лишь отпускной сезон оборот Интернет-шопинга, судя по данным журнала "European Card Review", составил 6 млрд долларов, то в России пока этот рынок находится в зачаточном состоянии. Но держать, как говорится, руку на пульсе необходимо - банк всегда должен быть в состоянии предложить клиентам такие виды услуг, спрос на которые рождается порой буквально на глазах.

В настоящее время применение Интернет-банкинга в России носит скорее имиджевую функцию - клиенты банков и сами банки пользуются в значительно большей степени его информационными и коммуникационными возможностями. Однако существенный рост числа российских пользователей всемирной сети говорит о том, что массовое внедрение Интернет-банкинга не за горами и в России. Что же касается уровня подготовки банковского персонала, проработки программного обеспечения, то здесь мы, пожалуй, вполне неплохо смотримся даже на фоне наиболее продвинутых зарубежных банков.

- Олег Викторович, давайте все же вернемся "с небес на землю". С чего бы ни начиналось путешествие по сайту, его посетителем, видимо, движет не абстрактное любопытство. Чем же сегодня могут заинтересовать клиента банки, когда даже доходность по новым ГКО находится где-то на уровне 20 процентов, то есть куда ниже прошлогодних темпов инфляции? Какие такие заманчивые финансовые инструменты еще остались, кроме доллара, при покупке которого можно вполне обойтись и без Интернета?

- Я бы сформулировал этот вопрос несколько иначе: чем может быть полезен банк клиенту в нынешней ситуации? Для ответа сошлюсь на одну цифру - после кризиса, то есть за неполные два года, клиентура нашего банка - а это в основном юридические лица, - увеличилась в пять раз. И причина этого для нас очевидна: при надежной и профессиональной работе, банк помогал клиентам в развитии их бизнеса. "Юниаструм Банк" относится к средним по размерам банкам, и основной костяк нашей клиентуры составляют фирмы той же "весовой категории", хотя есть, разумеется, и крупные корпоративные клиенты. Здесь банк зарабатывает на комиссиях от обслуживания.

Вот что интересно: судя по проведенным нами опросам, основной прирост клиентуры был достигнут вовсе не за счет рекламы, а благодаря рекомендациям: наши клиенты рекомендовали банк своим коллегам и контрагентам, а те, убедившись в возможностях сотрудничества на собственном опыте, в свою очередь, советовали обращаться к нам уже другим фирмам. Кроме того, для клиентов банка мы предлагаем разместить их персональные рекламные страницы на нашем веб-сайте.

Хотя без Интернета и здесь не обошлось: уже с 1998 года мы стали четко прослеживать зависимость роста клиентуры от посещаемости сайта, новые клиенты стали находить нас через интернет. Что же касается банковских продуктов, то здесь мы давно придерживаемся концепции финансового инжиниринга. Это означает, что многие виды услуг разрабатываются с прицелом на конкретные потребности каждого клиента.

Например, в последнее время мы активно работаем в плане кредитной поддержки так называемых франшиз. Вообще, франчайзингу в России (то есть использованию фирмами известной торговой марки и соответствующего маркетинга), на наш взгляд, уготовано большое будущее. До кризиса он уже развивался быстрыми темпами, и сейчас, судя по всему, обретает второе дыхание. Дело в том, что при таком подходе на огромных просторах нашей Родины, во многих регионах применяются на практике уже испытанные, прошедшие деловую обкатку маркетинговые концепции.

Мы не забываем о так называемом реальном секторе - если правильно выбран объект, грамотно составлен бизнес-план, кредитная, консалтинговая поддержка со стороны банка может дать быстрые результаты.

- В каких же отраслях, если не секрет?

- Например, в пищевой промышленности. Недавно банк открыл кредитную линию на покупку нового оборудования одному подмосковному молокозаводу. Весьма перспективны сегодня и предприятия информационной, коммуникационной индустрии. Впрочем, в современной экономике огромную роль играет и сфера услуг: в развитых странах сервисный сектор и по прибыльности, и по оборотам давно уже потеснил производственную сферу. Так мы кредитуем ряд известных туристических фирм. Кредиты это еще один источник доходов банка. Хотя, конечно, ценные бумаги всегда будут занимать видное место в активных операциях банков.

- Какова, по-Вашему, роль средних банков в России?

- Средние и мелкие банки должны быть всегда. Это показывает опыт развития мировой банковской системы. Как правило. Уровень сервиса небольшого "домашнего" банка очень высок. И такие банки нужны в первую очередь малому и среднему бизнесу, так как они работают в "одной весовой категории". Идеальной модели среднего банка, пожалуй, не существует. Каждый выбирает свой путь. Кто-то строит свою стратегию как инвестиционный банк, кто-кто делает акцент на валютообменных операциях. Мы выбрали концепцию универсального банка.

- Выработалось ли у банка за годы его деятельности своего рода "ноу-хау", которым можно поделиться с коллегами?

- В центральном офисе, который находится напротив Центрального академического театра российской армии, и трех отделениях банка, мы, как ни странно, обходимся без типового операционного зала с классической стойкой, где обслуживаются потоки клиентов. Общение с клиентами происходит за столом в уютных переговорных комнатах. Это и не случайно: Юниаструм Банк практикует так называемый Private Banking, то есть комплексное обслуживание клиентов, базирующееся на индивидуальном подходе.

Организация клиентского обслуживания, если говорить кратко, построена по схеме: клиенты - "внешний офис" - "внутренний офис" - финансовый рынок. То есть оказание банковской услуги, сама финансовая "кухня", осуществляется в соответствующих департаментах внутреннего офиса, оснащенного необходимыми банковскими системами. Сотрудники же внешнего офиса все свое время и внимание уделяют индивидуальной работе с клиентами, выявлению их потребностей, поиску путей реализации финансовых планов.

- А где же здесь место Интернету, помогающему решать все вопросы с помощью стандартизованных процедур?

- Никакой Интернет не может, да и не должен, отменять людских контактов, когда между клиентом и банковским работником создается доверительная атмосфера. Когда стороны, как говорится, принципиально договорились, можно спокойно положиться на технику, ее быстродействие, возможности осуществлять финансовое обслуживание клиентов из других регионов без дорогостоящего открытия в них филиалов.

Не случайно, по-видимому, многие банки с такой заинтересованностью относятся к пользователям Интернета - это технологическая и интеллектуальная элита страны, действующие или потенциальные клиенты самих же банков. Так что будем делать все от нас зависящее, чтобы число "интернетчиков" росло и в нашей стране, и все они почаще захаживали на наши сайты.

Беседу вел Дмитрий Гвоздев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Новости АРБ    22.02.2018 11:49

Экспертный совет АРБ: законопроект Минфина «О цифровых финансовых активах» не содержит эффективных механизмов правового регулирования

Это интересно    22.02.2018 11:18

Богатейший человек мира заработал миллиард долларов за день

Глава онлайн-ретейлера Amazon Джефф Безос за день заработал 1,15 миллиарда долларов. Это произошло благодаря росту стоимости акций его компании — она впервые превысила полторы тысячи долларов за бумагу. Это следует из данных торгов и индекса Bloomberg Billionaires Index.

Это интересно    22.02.2018 09:09

Пользователь японской биржи Zaif попытался купить биткоины на $20 трлн

Из-за системного сбоя на японской криптовалютной бирже Zaif у трейдеров на протяжении короткого промежутка времени появилась возможность «бесплатно покупать» биткоины — деньги попросту не списывались со счетов пользователей. Об этом сообщает Reuters.

Точка зрения    22.02.2018 09:01

Рынок МФО: ужесточение мер по займам сильно взволновало инвесторов

Председатель совета директоров группы компаний "Русмикрофинанс" Евгений Аболонин. Банк России планирует ввести ряд новых ограничительных мер на рынке микрофинансирования. В первую очередь, это коснется PDL-займов, которые регулятор хочет свести к единым условиям. Ожидается, чт...

   

Календарь мероприятий

Мы на Facebook