Это иллюзия, что стимулировать кредитование по всей стране можно за счет активизации единичных крупных кредитных организаций, считает Президент АРБ Гарегин Тосунян

12.12.2008   \  Новости финансового сектора

Статья Президента АРБ опубликована в №12 журнала «Банковское обозрение», который в связи с ростом спроса на информацию о банках перешел до конца 2008 года на двухнедельный выпуск.

Ведь уже сколько лет мы говорим о том, чтобы Центральный банк располагал действенными инструментами рефинансирования и реально выступал кредитором последней инстанции, отмечает Г.Тосунян. Но материального воплощения эти разговоры так и не получили, пока не грянул кризис. Нам объясняли, что куда важнее инструменты для обуздания инфляции. И вообще надо сокращать объем кредитования, а то риски сильно растут.

Еще когда правительство либерализовывало валютный рынок, мы настоятельно обращали внимание – валютная либерализация должна сочетаться с либерализацией внутреннего рынка кредитования, чтобы удешевлять внутренние ресурсы. Мы даже специальный съезд АРБ посвятили этому в 2004 году. И заявляли, что если отменить валютные ограничения, но не развивать внутренний рынок кредитования, то заемщики просто будут выдавлены на внешний рынок, назанимают там, а потом могут столкнуться с проблемами. Так и вышло.

По ключевым позициям, как теперь выяснилось, мы оказались не готовы или готовились не к тому – ради борьбы с инфляцией сдерживали внутреннее кредитование, открывали рынок внешних заимствований.

Упрекать крупные кредитные организации в том, что они взяли деньги, но не раздали их – в определенной степени бессмысленно, говорит Президент АРБ. Бизнес есть бизнес. Если говорить об интересах страны или каких-то моральных соображения, то надо подкреплять слова действенными механизмами. Когда банк получает фондирование, он направляет эти ресурсы в наиболее надежные и выгодные активы. Это оказался не межбанковский рынок – но кто тому виной?

Мы направили в Центральный банк письмо, в котором просили не поднимать сейчас вопрос о повышении минимальных требований к капиталу банка. Потому что это решение, наоборот, снизит диверсификацию кредитной системы страны. Кого мы собираемся «вычистить», внося в Госдуму законопроект об увеличении уставного капитала банков? Тех, кто почти 20 лет на рынке успешно работает? И мы будем утверждать, что большая их часть – отмывочные и обналичивающие конторы? Таких среди малых банков с большой историей как раз меньше всего. 90% из них работают фундаментально, стабильно на протяжении многих лет, работают со своей клиентурой, как раз той, которая не может пойти кредитоваться ни за рубеж, ни в крупные банки – там ее в упор не замечают.

Будем надеяться, что понимание правильных решений все-таки приходит. Пока десяти банкам предложены гарантии на межбанковском рынке. Убежден, что этого крайне мало. В узком кругу может быть и картельный сговор, и монополизация. Для такой большой страны, как Россия, я думаю, надо, как минимум, 20-30 банкам предоставить гарантии для работы на межбанковском рынке. И каждый из них должен открыть лимиты на 50–100 банков.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.