Ассоциация российских банков направила в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

12.10.2009   \  Новости финансового сектора

Ассоциация российских банков направила в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект), предусматривающий право кредитных организаций, применяющих порядок учета НДС, предусмотренный пунктом 5 статьи 170 НК РФ, определять налоговую базу по НДС при реализации имущества до начала использования для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ как разницу между ценой реализуемого имущества с учетом НДС и его стоимостью.

Внесение предлагаемых поправок обусловлено, прежде всего, тем, что в существующих в настоящее время условиях финансовой нестабильности многие российские организации не в состоянии погашать свою задолженность по кредитам, предоставленным банками. Кредитные организации в целях недопущения уменьшения размера собственных средств и ухудшения своего финансового состояния вынуждены в счет исполнения обязательств по кредитным договорам получать от заемщиков имущество по договорам об отступном, а впоследствии продавать его на рыночных условиях.

Однако проведению данных операций препятствует неоднозначность толкования норм главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, устанавливающих порядок учета налога на добавленную стоимость (НДС).

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость (НДС) определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 40 НК РФ, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) при реализации имущества, подлежащего учету, с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.

Ранее Минфин России разъяснял, что на основании пункта 5 статьи 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для основной производственной деятельности банков. Поэтому в отношении имущества, не используемого в банковской деятельности, суммы НДС учитываются в стоимости такого имущества.

Таким образом, при реализации банком имущества, не используемого в банковской деятельности, налоговую базу по НДС следует определять в порядке, установленном пунктом 3 статьи 154 НК РФ. Аналогичный порядок исчисления НДС применяется при реализации имущества, полученного банком в качестве отступного в счет погашения кредита.

Однако в настоящее время Минфин России изменил свою точку зрения и разъясняет, что у кредитных организаций, применяющих положения пункта 5 статьи 170 НК РФ, не имеется оснований для применения порядка определения налоговой базы, установленного пунктом 3 статьи 154 НК РФ, при реализации имущества, полученного по соглашению о предоставлении отступного. При этом указанный порядок применяется в отношении имущества, как используемого для осуществления банковской деятельности, так и предназначенного для перепродажи.

Одновременно в письмах Минфина России имеется оговорка, что они имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Таким образом, позиция Минфина России является неоднозначной. Вместе с тем, в настоящее время банки, принимая во внимание требования подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, во избежание разногласий с налоговыми органами вынуждены применять порядок учета НДС, установленный пунктом 5 статьи 170 НК РФ.

В этой связи нормы главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ требуют уточнения в части, касающейся порядка исчисления НДС при реализации имущества, не используемого банками для осуществления банковских операций, для сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию.

Порядок учета НДС, предусмотренный пунктом 5 статьи 170 НК РФ, приводит к возникновению убытков при реализации этого имущества, поскольку весь НДС, полученный банком по облагаемым операциям, уплачивается в бюджет, а НДС, уплаченный банком по приобретаемым работам, услугам и имуществу, включается в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, предлагаемые в Законопроекте поправки, направлены на обеспечение стабильности банковской системы и являются одной из антикризисных мер, а также устраняют двоякое толкование норм главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.