Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» направили обращение Президенту Российской Федерации Д

04.06.2009   \  Новости финансового сектора

В документе подчеркивается, что эти законы способны нанести существенный ущерб гражданам, экономике и бюджету России.

В обращении, подписанном Президентом АРБ Г.А.Тосуняном, Президентом АРБР А.Г.Аксаковым, Первым исполнительным вице-президентом РСПП А.В.Мурычевым, вице-президентом ОПОРЫ России А.В.Бречаловым, говорится:

22 мая 2009 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла два Федеральных закона: «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Законы).

Настоящим мы хотим обратить Ваше внимание на то, что вступление в силу указанных Законов способно нанести значительный ущерб как гражданам страны, так и Российской Федерации в целом.

Законами предусматривается фактическая легализация уже созданной в Российской Федерации небанковской системы денежных переводов физических лиц в пользу различных предприятий и организаций. Операции по переводу денежных средств во всех странах мира признаются операциями финансового посредничества и подлежат специальному лицензированию и/или надзору. В нашей стране такая модель реализована в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», который предусматривает лицензирование кредитных организаций, специальное регулирование и надзор за ними со стороны государственных органов. Основной задачей государственного регулирования кредитных организаций является защита прав потребителей финансовых услуг в части ограничения риска потери денежных средств. Принятые Государственной Думой Законы не предусматривают ни лицензирования, ни надзора за небанковскими исполнителями указанных выше операций, а значит реально не защищают интересы потребителей услуг по приему платежей, которыми уже сегодня являются миллионы граждан России.

Более того, Законы даже не предусматривают постановку платежных агентов на учет в Росфинмониторинге, что делает крайне затруднительным контроль за соблюдением ими требований в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Отсутствие специальной государственной регистрации или лицензирования для таких финансовых посредников грубо нарушает международные обязательства, взятые Российской Федерацией по борьбе с отмыванием (легализацией) преступных доходов и финансированием терроризма. Речь идет о нарушении 6 и 7 Специальных рекомендаций ФАТФ.

Следует отметить, что проведенная ФАТФ в 2008 году проверка уже негативно оценила в своем итоговом документе практику деятельности в России неформальных систем денежных переводов как нарушение основополагающих рекомендаций ФАТФ. Вступление же в силу указанных Законов способно существенно осложнить положение России на международных финансовых рынках и может спровоцировать закрытие корреспондентских счетов российских банков за рубежом, как это уже имело место в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Вступление в силу принятых Законов откроет широкие возможности для уклонения от уплаты налогов для юридических лиц, которые смогут получать выручку от своей деятельности через небанковскую систему денежных переводов. В настоящее время в основе налогового администрирования лежит информация о выручке организаций, поступившей на их расчетные счета в кредитных организациях. Открытие и состояние всех банковских счетов каждой организации в настоящее время строго контролируется налоговыми органами. Однако Законы, которые не предусматривают практически никакого государственного надзора за небанковскими платежными агентами, позволят им проводить расчеты между клиентами и поставщиками любых товаров (работ, услуг), минуя расчетные счета поставщиков, открытые в коммерческих банках. Таким образом, информация о реальной выручке поставщиков становится недоступной для фискальных органов.

Требование об использовании контрольно-кассовой техники при отсутствии реального механизма контроля за его исполнением никоим образом не решает описанную проблему.

Более того, созданная в соответствии с Законами система небанковских платежей может быть легко использована как идеальный канал передачи взяток. В результате Законы станут препятствием для реализации «Национального плана противодействия коррупции», поскольку неограниченная и неконтролируемая возможность перевода/платежа через терминалы операторов по приему платежей и платежных субагентов на счет любого лица или от имени любого лица делает неработающими статьи 290 «Получение взятки» и 291 «Дача взятки должностному лицу» УК РФ.

Доступ на рынок денежных переводов некредитных организаций на условиях, изложенных в Законах, не имеет аналога в мировой практике. Так, например нормы Директивы Европейского парламента и Совета от 13 ноября 2007 года об услугах оплаты на внутреннем рынке в точном соответствии с рекомендациями ФАТФ предусматривают, что организации, оказывающие услуги по переводу денежных средств, подлежат обязательному лицензированию, регулированию и надзору со стороны государственных органов.

Ссылки сторонников принятия Законов на необходимость придания легальности небанковским системам приема платежей как более удобным и дешевым, чем существующие банковские, совершенно игнорируют тот факт, что низкая стоимость услуг небанковских платежных агентов определяется исключительно невыполнением ими сложных и затратных процедур в рамках антилегализационных мероприятий, а также отсутствием в их отношении финансовых и надзорных требований, составляющих основу себестоимости банковских услуг. В результате на рынке приема платежей физических лиц формируется совершенно неконкурентная среда, когда к оказателям услуг (кредитным организациям, с одной стороны, и небанковским платежным агентам, с другой стороны) предъявляется несопоставимые по объему и затратности требования, что нарушает как принципы справедливой конкуренции, так и основополагающий принцип равенства прав и обязанностей хозяйствующих субъектов.

На основании вышеизложенного просим Вас отклонить Федеральные законы «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» как способные нанести существенный ущерб гражданам, экономике и бюджету России.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    Сегодня 11:25

Банк обвинил главного фининспектора Польши в вымогательстве взятки

Владелец Getin Noble Bank, одного из крупнейший частных банков Польши, заявил, что глава финансовой инспекции предложил ему работать со своим адвокатом и пообещал поддержку в обмен на 1% от рыночной капитализации банка.

Точка зрения    Вчера 17:03

Не все то золото. Как хранить, копить и приумножать, инвестируя в металл

Михаил Ханов, Управляющий директор ИК "Алго Капитал". На протяжении многих столетий физическое золото традиционно выступало в качестве одного из немногих надежных способов накопления и сохранения богатства. Оно играло роль фактической материальной ценности даже в те моменты, к...