Ассоциация российских банков (АРБ) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) намерены совместно проанализировать итоги 2007 года в части обращений граждан – потребителей финансовых услуг.

25.01.2008   \  Новости финансового сектора

22 января был утвержден План мероприятий на 2008 год по выполнению Соглашения о сотрудничестве, подписанного обеими организациями 6 сентября 2007 года. Им, в частности, предусматривается рассмотрение обращений по вопросам оказания финансовых услуг потребителям в рамках работы общественных приемных Роспотребнадзора с участием представителей АРБ.

Как сообщалось на пресс-конференции по случаю подписания плана, в 2007 году россияне прислали в Роспотребнадзор, по предварительным данным, 357 письменных жалоб и обратились в его отделения с 705 устными заявлениями по поводу деятельности около 40 коммерческих банков, из них в отношении 18 банков поступило всего по одной претензии. Все они были рассмотрены и урегулированы сотрудниками Роспотребнадзора, часто с участием представителей самих банков. По целому ряду жалоб клиентам банков оказалось достаточно всего лишь получить разъяснение или профессиональную консультацию от специалистов ведомства.

Приведенные данные опровергают расхожее мнение, что потребитель всегда безоговорочно прав. Так, если изначально человек был полностью информирован в договоре, который он подписал, о процентах по кредиту, которые придется выплачивать в течение срока его погашения, будь это хоть 500%, он не может претендовать в этом случае на защиту закона. Другое дело, если выплаты будут отличаться в большую сторону в случае, например, требований об оплате дополнительной услуги, которая не была указана в договоре и о которой потребитель ничего не знал. Главное, чтобы клиенту банка все позиции договора были разъяснены до его подписания.

Исходя из этого, суды, как отмечалось на пресс-конференции, далеко не всегда выносят положительные решения в пользу отдельных жалобщиков. Ведь некоторые из них, как выясняется, просто отказываются платить по банковским кредитам, ссылаясь на то, что они даже не читали договора. Кроме как безответственными такие заявления потребителей не назовешь.

К сожалению, в некоторых СМИ после пресс-конференции появились сообщения о якобы некоем «черном списке» банков, имеющемся у Роспотребнадзора. В действительности речь шла всего лишь о статистических данных о количестве поступивших в течение года обращений, которые и приводились на пресс-конференции руководителем Роспотребнадзора. И эти данные со всей очевидностью свидетельствуют о крайне незначительном числе жалоб – чуть более тысячи на всю страну, где насчитывается 1092 банка, имеющих около 3,5 тысячи филиалов и десятки тысяч операционных касс, выдающих десятки тысяч кредитов в год. Вполне понятно, что перечень не дает объективной картины с точки зрения содержания и обоснованности жалоб, и судить по нему о том, правомерны ли претензии к банку, совершенно не корректно.

В ходе пресс-конференции руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, в качестве примера упомянул несколько кредитных организаций, в частности, Абсолют Банк, на действия которых поступило всего по одной жалобе. К сожалению, некоторые издания невнимательно отнеслись к комментарию руководителя Роспотребнадзора, поставив эти банки в один ряд с лидерами потребительского кредитования, у которых объемы выданных кредитов и, соответственно, количество получивших их граждан несравненно выше, а потому и претензий потребителей, естественно, больше.

С другой стороны, динамика развития банковских услуг наглядно демонстрирует, что российские банки вносят существенный вклад в улучшение качества жизни россиян, стимулирование развития частного бизнеса, удовлетворения растущих потребностей граждан.

АРБ уделяет этому вопросу повышенное внимание. Как отметил Президент Ассоциации Гарегин Тосунян, негативный имидж отдельных недобросовестных банков не может и не должен распространяться на всю банковскую систему. На очередном съезде АРБ, который пройдет 2 апреля в Москве, будет рассмотрен специальный доклад Роспотребнадзора о ситуации с претензиями потребителей в сфере кредитования.

Предполагается, что в 2008 году количество жалоб потребителей еще снизится. Этому, в частности, будет способствовать совместная работа АРБ и Роспотребнадзора по повышению финансовой грамотности населения, о необходимости которой говорил Президент России на заседании президиума Госсовета 14 ноября 2006 года.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    19.04.2019 18:20

Вечерний комментарий Промсвязьбанка

Богдан Зварич, главный аналитик Промсвязьбанка.

   

Календарь мероприятий

Мы на Facebook