АРБ приняла участие в обсуждении проекта федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».

05.06.2008   \  Новости финансового сектора

Необходимость внесения в законодательство изменений, позволяющих участникам консолидированных групп (холдинговым компаниям, банковским группам) исключать из налоговой базы для уплаты налога на прибыль операции, осуществляемые между участниками холдинга (группы), является актуальной, считает Исполнительный вице-президент АРБ по правовым вопросам Андрей Емелин. Несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность юридических лиц, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков (КГН), в особенности банковских групп, тормозит процессы интеграции и консолидации капитала и, как следствие, ограничивает эффективность хозяйственной деятельности в стране.

В этой связи концепция Законопроекта заслуживает одобрения и поддержки. Вместе с тем, ряд положений нуждается в доработке. Специалистами АРБ при участии крупнейших банков – членов Ассоциации подготовлено соответствующее заключение по Законопроекту.

В частности, предлагается предусмотреть право юридических лиц на образование КГН при условии, что хотя бы один из налогоплательщиков является крупнейшим. Для создания КГН доля участия основного общества в уставном капитале дочерних компаний должна составлять не менее 90%, говорится в Законопроекте. Вместе с тем, такая высокая планка является излишней, поскольку полный контроль за деятельностью «дочки» обеспечивается на уровне 50% +1 акция.

В соответствии с Законопроектом ответственный участник группы для регистрации договора о создании КГН представляет в налоговый орган по месту учета, в частности, приказ об утверждении участниками КГН единой учетной политики для целей налогообложения. Однако не ясно, требуется ли всем организациям утвердить единую учетную политику как единый документ и собственную учетную политику, либо каждая организация должна утвердить собственную учетную политику, полностью идентичную политике основного общества.

Законопроект не содержит положений, определяющих порядок и сроки информирования о создании КГН налоговых органов по месту налогового учета участников группы. Это приведет к спорным ситуациям при перечислении налога на прибыль по месту нахождения участников группы и их обособленных подразделений. Предлагается дополнить Законопроект следующим абзацем: «О регистрации договора ответственный участник группы до истечения налогового периода, в котором зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, уведомляет налоговые органы, в которых участники группы состоят на налоговом учете, в том числе по месту нахождения их обособленных подразделений. Типовая форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Из положений Законопроекта не ясно, требуется ли каждой организации, входящей в КГН, получать в налоговом органе отметку о сдаче декларации, которая в качестве приложения к единой декларации по КГН должна быть сдана ответственным участником группы, либо обязанность по сдаче декларации у всех организаций, входящих в КГН, будет считаться исполненной при направлении в налоговый орган единой декларации по КГН с приложением деклараций участников КГН, на которых отсутствуют отметки соответствующих налоговых органов.

Законопроект не содержит положения, регламентирующего порядок зачета авансовых платежей, уплаченных ответственным участником КГН в отношении и за счет средств участника, выходящего из состава КГН, за соответствующие отчетные периоды в рамках налогового периода, в котором участник вышел из состава КГН.

Согласно Законопроекту, при определении первоначальной стоимости основного средства участником КГН не учитываются расходы на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, понесенные при приобретении объектов основных средств у иных участников указанной группы. Специалисты АРБ считают, что данная норма, не позволяющая учитывать указанные расходы, является дискриминационной по отношению к участникам КГН. В этой связи предлагается словосочетание «не учитываются расходы» заменить на «учитываются расходы».

В дальнейшем в законодательство должны быть также внесены изменения, определяющие КГН как единого налогоплательщика по более широкому кругу налогов, что существенно снизит затраты на подготовку и представление налоговой отчетности, а также будет способствовать повышению транспарентности российских холдингов.

АРБ выражает надежду, что предлагаемые замечания и предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Законопроекта.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.