Заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания РФ г. Москва, 18 ноября 2008 г. ПРЕСС-РЕЛИЗ

19.11.2008   \  Новости финансового сектора

18 ноября в Москве состоялось заседание Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания РФ на тему: «Повышение доступности финансовых услуг для населения»

В заседании приняли участие Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев.

Открывая заседание Совета, Сергей Миронов отметил, что снизилась степень доверия между всеми участниками рынка. С одной стороны, между самими банками. С другой, между банками и их клиентами. Каналы движения денег сузились, а многие просто закупорились. Потребительские кредиты, автокредиты, ипотека - по всем этим направлениям сокращаются объемы, растет стоимость обслуживания. Некоторые заемщики столкнулись с необходимостью досрочного погашения займов. Все это создает для людей большие сложности в их жизни. А если говорить о предпринимателях, то сейчас им стало трудно не только получить новые кредиты на развитие, но и рефинансировать и обслуживать прежние займы.

Все эти сбои в работе системы кредитования грозят стагнацией, потерей доходов и рабочих мест. Этого допустить ни в коем случае нельзя. Чтобы кредиты были доступны для клиентов, прежде всего, ресурсы должны доходить до самих банков.

Прежде всего, мы убедились, что недостаточно просто направить дополнительные деньги в финансовую систему, сказал С.М. Миронов. Они часто не доходят до тех, кого надо поддержать. Нужны механизмы для эффективного контроля использования средств, для расчистки каналов движения денег вплоть до конечного получателя.

Крупные системообразующие банки обязаны выполнить возложенную на них функцию. Государственные средства им выделены, чтобы снабжать финансовыми ресурсами всю экономику России. Задерживать деньги, как говорится, «прокручивать» их в своих интересах они просто не имеют права.

Особенно важно как можно скорее улучшить положение в региональных банках., подчеркнул Председатель Совета Федерации. Многие из них оказались отрезанными от средств государственной поддержки. А ведь на местах, где обеспеченность финансовыми услугами намного ниже, чем в столице, именно на этих банках держится финансовая система целых регионов. Перебои и затруднения в их работе создают опасность финансового паралича на огромных территориях с многомиллионным населением. Это необходимо понять, и действовать в соответствии с этим. Надо целенаправленно создавать систему финансовой безопасности на местах для региональных банков.

Еще одна проблема, с которой в массовом порядке сталкиваются банки - международные рейтинги. Подавляющее большинство банков этих рейтингов не имеет. Тем не менее, они стабильно работают, выполняют все требования Банка России, обслуживают важные предприятия и сектора экономики России.

Теперь они вдруг оказались в положении второсортных. Мало того, что для них оказались недоступными некоторые формы государственной поддержки. Так еще и само отсутствие в списках получателей поддержки нередко воспринимается как признак ненадежности. Этому способствуют и недобросовестные слухи, которые распускаются конкурентами. Это создает опасность необоснованного и недопустимого передела собственности и сфер влияния в банковской сфере. А кроме того, от этого страдают клиенты таких банков, которых, повторю, большинство.

С.М.Миронов убежден, что нужно создавать механизм, который позволит сделать доступной поддержку государства для всех стабильно работающих банков, а значит, для их клиентов. В этом деле надо повышать роль территориальных управлений Банка России. Они знают степень надежности банков не хуже иностранных рейтинговых агентств, которые далеки от нашей жизни в прямом и в переносном смысле.

Президент России Д.А.Медведев неоднократно говорил о проблемах финансовых рынков и о том, что нам, возможно, понадобятся дополнительные государственные программы в этой области. Полагаю, что при этом необходимо учесть опыт уже проделанной работы, те проблемы, которые проявились, и отразить предложения по их решению, в том числе и от самих банков, отметил С.М.Миронов.

В то же время за текущими проблемами нельзя забывать о стратегических задачах развития банковской системы России. Тем более, что работа по одному направлению совершенно не исключает другого. Более того, необходимые срочные меры обязательно должны сверяться и соответствовать целям и задачам долгосрочного здорового развития финансовой системы России.

Многие негативные явления в экономике России обусловлены неразвитостью кредитной системы. Около половины экономически активного населения не имеет полноценного доступа к финансовым услугам. Объем таких услуг на душу населения в 10 раз меньше, чем в странах Западной Европы.

Очень велики различия в уровне финансового обеспечения между регионами России, а также между крупными и малыми населенными пунктами. Например, в Москве на одного жителя приходится уже в 2 раза больше всевозможных точек финансового обслуживания, чем во Франции или Германии. А в населенных пунктах с числом жителей менее 500 тыс. таких точек в 8 раз меньше, чем в этих странах. Это и вся сельская местность, и небольшие городки, и даже ряд областных центров.

По основным показателям развития наша финансовая система в разы уступает лучшим мировым образцам. Это огромная помеха в развитии экономики и решении социальных проблем. При этом вся территория России кроме нескольких мегаполисов получает финансовую подпитку по тоненькой ниточке.

Это совершенно ненормальное положение. Финансовая инфраструктура - одна из важнейших в современном мире. Если уже сейчас не начать работу по этим проблемам, то они могут серьезно затруднить решение задач развития нашей страны, намеченных до 2020 года. То есть сегодняшняя финансовая ниточка должна превратиться в прочную, надежную и, главное, общедоступную во всей России сеть финансового обеспечения, сказал в заключение С.М.Миронов.

Г.А.Тосунян отметил, что проблемы в банковской сфере не свалились случайно на голову, они все-таки прогнозировались. На заседаниях Совета, который возглавляет С.М. Миронов, в начале и в середине года говорилось о том, что может произойти с кредитным рынком, если его не обеспечивать соответствующими объемами ресурсов и стимулами роста и развития.

Ситуация достаточно сложная. Хотя острая фаза миновала, надо еще более интенсивно и системно подходить к решению проблем, которые накопились. И это связано как раз с той политикой, которую осуществляют финансовые власти. Глава АРБ положительно оценил своевременность и масштабность мер, предпринимаемых Правительством РФ, соответствующими ведомствами, а также законодателями по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. Он отметил, что сделаны огромные шаги по стабилизации рынка. С начала ноября фактически отток вкладов закончился, сейчас они начали возвращаться в банки.

За последние время реализованы такие меры, как беззалоговые аукционы, которые оказались первым стабилизирующим инструментом. Второй инструмент – выделенные субординированные кредиты, которые, правда, поступают через сложный канал. Механизм достаточно непростой, к нему допущен ограниченный круг банков.

Третий – механизм санации, который имеет много позитива, хотя и содержит много вопросов. Потому что санация подразумевает, что банки не лишаются лицензии, а будут обеспечены определенной господдержкой, если, конечно, причины возникновения проблем связаны с теми обстоятельствами, которые образовались во внешней среде. И это внушает уверенность и клиентам, и контрагентам банков.

Очень важный момент, который еще не реализован, но будет претворяться в жизнь, - гарантии Центробанка определенному кругу банков по восстановлению межбанковского кредитования. 90% рисков ЦБ берет на себя, давая возможность узкому, правда, количеству банков, определить тех, кого они готовы кредитовать на межбанковском рынке под гарантии ЦБ.

Вместе с тем, нельзя не сказать, что даже в это сложное время отзывов лицензий банков было всего несколько, порядка четырех – пяти. Остальные проблемные банки пошли по пути санирования, поддержки, выкупа и смены собственника. Это очень важно, потому что главным было приостановить ситуацию панического растаскивания системы. И это удалось сделать.

Сейчас вопросы пробивания соответствующих "тромбов" связаны с кредитованием, сказал Г.А.Тосунян. Это серьезная проблема, потому что ликвидность все-таки в целом снизилась, соответственно, обороты упали, и теперь из страха перед тем, что будет завтра, многие сдерживают, если не сказать, приостановили, кредитование. А это может принести за собой следующие волны, гораздо более опасные.

Поэтому сейчас очень важно пробить «закупоренные сосуды» по кредитованию. И надо восстанавливать всю систему «кровоснабжения», финансового обеспечения всей экономики, а не только узкие отдельные направления, отдельные банковские слои.

Поэтому мы ставим вопрос, чтобы все меры, которые предпринимаются, должны иметь широкое поле действия. Например, к беззалоговому рефинансированию ЦБ оказались допущенными только 116 банков из-за того, что было введено ограничение по рейтингам международных агентств. Сейчас ЦБ намерен расширить список банков, включив в него тех, кто имеет российские рейтинги. На самом деле нужно перейти не к рейтингам, потому что они сильно ограничивают количество банков, а к категориям, по которым ЦБ оценивает банки. По крайней мере, банки, входящие в 3 из 5 категорий, можно вполне допустить к беззалоговым аукционам.

Для этого мы подготовили специальную поправку в законодательство, подразумевающую невозможность привлечения сотрудников ЦБ к уголовной ответственности за действия, предпринимаемые ими в форс-мажорных ситуациях для поддержки системы. Такую поправку передали в Госдуму.

Более того, можно принять много мер, которые расширят круг банков, и допустят ее основную часть до государственной поддержки, чтобы пробить «тромбы», задерживающие основную банковскую функцию – кредитование, обслуживание, расчеты. В этом смысле поддержка Совета Федерации здесь крайне необходима, подчеркнул Г.А.Тосунян.

Если мы стабильность сейчас у себя обеспечим, то на фоне волнений на мировых рынках можем показать привлекательность России как страны, которая видит свое финансовое место в новой конфигурации и может давать гарантии всем, кто работает на российском финансовом рынке.

На заседании выступили Исполнительный вице-президент АРБ Андрей Емелин, Президент Российского Микрофинансового Центра, Президент НАУМИР Михаил Мамута, Председатель Правления Российского Банка Развития Сергей Крюков, Председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, заместитель Директора Департамента финансовой политики Минфина РФ Владимир Луков, Член Правления ВТБ 24 Сергей Сучков, Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, Президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович, Председатель Совета Ассоциации коммерческих банков Оренбуржья Юрий Самойлов, Исполнительный вице-президент АРБ Анатолий Милюков.

Участники заседания отметили своевременность и масштабность мер, предпринимаемых Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Минэкономразвития РФ, Центральным банком РФ, Федеральным Собранием по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы и считают, что в существующих условиях вопросы сохранения объемов и качества финансового обслуживания населения и бизнеса приобретают особую актуальность.

В то же время Совет констатировал необходимость срочного решения ряда ключевых законодательных проблем, препятствующих стабильной работе банков в условиях финансовой нестабильности, для чего предлагается принять ряд дополнительных мер по стабилизации работы банковской системы.

В сложившейся ситуации Совет считает крайне несвоевременным обсуждение вопроса о возможности предъявления к действующим кредитным организациям требований о повышении размера собственных средств (капитала) и считает нецелесообразным принятие проекта федерального закона № 99780-5 внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Совет констатировал, что повышение доступности розничных финансовых услуг и развитие территориальной финансовой инфраструктуры имеют в целом важнейшее значение для построения всеохватывающей финансовой системы, развития малого и среднего бизнеса, повышения уровня жизни малообеспеченного населения.

Совет поддержал комплексный подход к решению названной задачи и одобрил представленную «Концепцию повышения доступности розничных финансовых услуг. Меры по развитию микрофинансирования в Российской Федерации (2008 – 2012)», подготовленную НАУМИР, Ассоциацией российских банков, Российским микрофинансовым центром и Центром экономических исследований МФПА, как базовый документ, содержащий перечень мер для успешной реализации государственной политики в названной области. Совет рекомендовал рассмотреть возможность разработки и утверждения в 2009 году государственной Стратегии повышения доступности финансовых услуг и развития микрофинансирования, на базе предложений Концепции.


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
   

Календарь мероприятий

Мы на Facebook