5 марта Президент АРБ Г.А.Тосунян принял участие в заседании Межрегионального банковского совета при Совете Федерации Федерального Собрания РФ

05.03.2009   \  Новости финансового сектора

Глава Совета Федерации С.М.Миронов, открывая заседание, отметил, что за последние полгода и в нашей стране, и за рубежом принят целый ряд антикризисных мер, на борьбу с кризисом потрачены очень крупные средства. Тем не менее, спад в мировой экономике продолжается, и среди прогнозов на 2009 год есть и достаточно пессимистические.

По мнению С.Миронова, это связано с тем, что многие решения принимались не на основе комплексной антикризисной стратегии, а были сиюминутной реакцией на возникающие проблемы, на призывы о помощи, поступающие от различных секторов экономики и социальных групп. Причем эти призывы вполне обоснованы, и ситуация действительно сложилась серьезная.

Но меры поддержки обязательно должны быть связаны в единую политику общим стержнем, заявил Председатель Совета Федерации. Иначе их результативность будет минимальной, и они могут противоречить друг другу.

Нужна четкая антикризисная стратегия, считает С.Миронов. Чтобы кризис прекратился, должны появиться новые локомотивы роста, прежде всего в сфере инноваций. Нужно провести модернизацию экономики, повысить эффективность работы предприятий. Добиваться этого надо, прежде всего, организацией финансовых потоков, которые должны пойти в эти приоритетные сферы экономики.

В первую очередь необходимо создать условия для кредитования экономики в достаточных объемах и на доступных для предприятий условиях. В ситуации финансового кризиса зарубежные страны снижают ставку рефинансирования, она практически приблизилась к нулю. В России она и раньше была высокой, и в ходе кризиса несколько раз повышалась. Поэтому сегодня предприятиям кредиты получить сложно, а стоимость их такая, что окупить инвестиции практически невозможно.

Повышение процентных ставок объясняют тем, что нужно бороться с инфляцией и с натиском валютных спекулянтов на рубль. По мнению С.Миронова, этот чисто книжный рецепт наглядно демонстрирует отсутствие стратегического подхода в финансовой политике. Сфера финансов рассматривается изолированно от общего состояния и задач развития экономики. А этого делать ни в коем случае нельзя.

Совершенно понятно, продолжал С.Миронов, что монетарная модель инфляции, которую используют наши финансовые власти, в корне ошибочна и неприменима в реальной российской ситуации. Избыток денег и спроса тут ни при чем, да его и нет. Инфляция вызвана монополизмом, опережающим повышением регулируемых тарифов, удорожанием импорта из-за ослабления рубля.

То есть сегодня в России мы имеем дело с ярко выраженной стагфляцией. Чисто монетарными методами она не лечится. Нужна активная структурная политика государства. Нужна «экономика предложения». Нужны стимулы, которые сделают выгодными инвестиции в модернизацию и расширение производства: налоговые, кредитные и т.д.

С.Миронов считает, что кредит должен быть дешевым и легкодоступным для предприятий, для инвестиций и реализации инновационных проектов; процентные ставки надо кардинально снижать. Денежную массу необходимо привести в соответствие с потребностями экономики, как минимум восстановить ее докризисный уровень. Борьбу с инфляцией надо вести совершенно другими методами, в первую очередь, пересмотром тарифной политики, активной антимонопольной работой, а также созданием стимулов для роста товарного предложения, для подъема производства. И, наконец, стабилизации рубля надо добиваться не с помощью процентных ставок, что слишком дорого обходится всей экономике - в прямом и переносном смысле, - а поставив заслон на пути бегства спекулятивных капиталов.

В качестве одной из возможных мер он предложил ввести на период кризиса налог в размере 20% на вывоз капиталов юридическими лицами. То есть речь идет не об оплате импорта, не о погашении иностранных займов, не о турпоездках граждан, а о чистом экспорте финансовых ресурсов. Это действительно был бы серьезный барьер, для валютных спекулянтов. И под его защитой можно реализовать меры по насыщению экономики кредитами, не опасаясь за стабильность рубля.

Сопредседатель Совета Г.А.Тосунян, отметив в связи с нынешним положением значимость работы Межрегионального банковского совета, подчеркнул необходимость выработки решений, которые не носят кулуарного характера. Он поддержал предложение о снижении процентной ставки. Особый упор надо сделать на расширении кредитования, сказал глава АРБ.

Говоря о валютной либерализации, Г.Тосунян отметил, что это одно из существенных завоеваний, хотя АРБ в свое время довольно критически относилась к однобокой либерализации – без либерализации нашего отечественного кредитного рынка. Мы фактически тогда вытолкнули наших заемщиков за рубеж, сказал глава АРБ, а, когда закрылся этот источник, оказались в сложной ситуации. По его мнению, у Центробанка есть достаточно инструментов, чтобы не меняя законодательства, ввести более мягкую, но эффективную форму для резервирования «экспорта» валюты.

Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д.Н.Ананьев отметил, что «готов подписаться под всеми тезисами, предложенными С.Мироновым». Комплекс мер, который сейчас принимается, далек от системного подхода, сказал он. Банковской системе удалось избежать «первой волны» - неплатежей. Но на рынке зреют ожидания повторных негативных явлений. Нарастает волна дефолтов, продолжается сжатие денежной массы.

Мы считаем целесообразным, несмотря на столь бедственное положение нашей экономики и снижение доходов бюджета, последовательно проводить поддержку реального сектора путем снижения налогов, сказал Д.Ананьев. Это не поздно сделать и сейчас. Мы должны поставить под контроль тарифы естественных монополий. Они не могут подниматься, как это было сделано в начале года. Они должны либо удерживаться, либо снижаться.

За безотлагательное расширение кредитной поддержки производственного сектора высказался вице-президент АРБ Анатолий Милюков. Если мы не исправим ситуацию в ближайшие 2-3 месяца, то многие предприятия станут банкротами, подчеркнул он. Расширять кредитование необходимо также для борьбы с инфляцией, поскольку наша экономика страдает не от перегрева, не от перенасыщенности, а от скудости, недостаточности кредитного рынка.

Все последние годы АРБ ставила вопрос о принятии правительственных мер по расширению кредитования, однако мы так и не были услышаны. Нынешняя сложная ситуация – не вина, а беда банков. С одной стороны правительство подпитало их ликвидностью, но с другой – многократно возросли риски кредитования, исчез межбанковский рынок, усилилась общая неопределенность. А.Милюков высказался за срочную выработку на правительственном уровне комплекса мер и механизма их реализации, чтобы возобновить нормальное кредитование производства.

За создание института по скупке «плохих долгов» из-за реальной угрозы возрастания в этом году объема невозврата кредитов до 20 процентов и коллапса банковской системы высказался Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Возможно, сказал он, этот институт нужно создать при АСВ или АИЖК при обязательном налаживании мониторинга невозвращаемых кредитов. Сейчас все только говорят о поддержке малого бизнеса, однако реально мало что делается. Было обещано выделить только 30 миллиардов рублей через РосБР, но этого мало. Нужно по крайней мере 100 миллиардов, заявил А.Аксаков.

Старший вице-президент Росбанка Михаил Ершов призвал к сохранению ослабленных ныне позиций рубля в банковских депозитах граждан и предложил регулятору принять более жесткие правила контроля выхода банков на валютный рынок. Такие меры предприняла сейчас Швейцария, то же самое сделала Япония в конце 1990-х годов. Он также предложил активнее привлекать научное сообщество к выработке системных мер по преодолению кризиса.

Председатель комитета по информационной политике ТПП РФ Антон Данилов-Данильян предложил комплекс мер по преодолению кризиса. В частности, ставку рефинансирования ЦБ не привязывать к инфляции, а снижать, уменьшить налог на прибыль, предоставить государственные гарантии по кредитам не по списку, а всем, кто внедряет инновационные технологии, ограничить рост тарифов естественных монополий. В то же время он скептически оценил действенность мер по ограничению вывоза валюты, утверждая, что все эти меры можно легко обойти.

Директор департамента Банка России Алексей Симановский заявил о несогласии с тезисом, что ставка рефинансирования не должна быть связана с инфляцией. Никто не даст в долг денег с процентом ниже уровня инфляции, сказал он.

Председатель Тульского банковского объединения Виктор Алексашин подверг критике недавно приятый закон о повышении требований к минимальному значению капитала банков, заявив, что в регионах только малые банки исправно выдают кредиты бизнесу. У филиалов крупных банков кредитов малый бизнес не добьется, сказал он.

Председатель правления нижегородского Эллипс банка Михаил Гуревич привел мнение местных ученых и банкиров о целесообразности возвращения к опыту советских времен, когда средства предприятий были строго разделены на оборотный и основной капитал. Он предложил и в нынешних условиях разделить спекулятивный и инвестиционный капитал, предложив ввести специфическую денежную единицу – инвестиционный рубль для использования в качестве инвестиций в реальный сектор.

Краткий анализ финансового развития России в последние годы и в настоящее время дал директор центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев. Говоря о резком росте корпоративной задолженности в 2006-2007 годах он обратил внимание на низкую эффективность использования этих средств. По его данным, только 20-25 процентов иностранных кредитов направлялись в реальный сектор, из них – только 10 процентов – на инвестии. Остальные средства шли в торговлю, оседали на счетах в ЦБ или уходили вновь в зарубежные активы. По его мнению, в предыдущие два года наблюдалось чрезмерно форсированное развитие банковской системы и экономики. Так, если бы рост ВВП в 2007 рост составил 6 процентов вместо 8,1, то внешний корпоративный долг составил бы 250 миллиардов долларов, а не 418 миллиардов, как это было по факту.

Председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова посвятила свое выступление обостряющемуся положению с ипотекой в регионах. В частности, она констатировала невозможность создания маневренного фонда жилья муниципальными властями для переселения ипотечных заемщиков и призвала на законодательном уровне возложить формирование такого фонда на субъекты федерации.

По итогам дискуссии был принят проект решения.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.