24 марта Президент РФ Владимир Путин встретился с группой ведущих российских бизнесменов.

24.03.2005   \  Новости финансового сектора

В числе участников встречи был Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Выступая перед собравшимися, глава АРБ привлек внимание к наблюдающейся в последние годы высокой динамике роста российского банковского рынка. Он прирастает в 4-5 раз быстрее, чем экономика в целом. По словам Г.Тосуняна, есть реальная возможность добиться еще больших темпов роста, если стимулировать, дать дополнительный толчок развитию финансового, прежде всего банковского рынка. При его модернизации можно будет обеспечить экономику большим объемом ресурсов, сделать кредиты более долгосрочными и более доступными по цене, существенно сократить теневой и криминальный оборот в экономике.

Характеризуя нынешнюю ситуацию, Президент АРБ с сожалением отметил, что только 5% банковских ресурсов имеют срок свыше 3 лет. Себестоимость ресурсов для банков колеблется от 7 до 12 % в зависимости от валюты и сроков. Отсюда высокие кредитные ставки и преимущественно короткие сроки кредитования. Уповать на то, что придут иностранные банки с Запада и раздадут всем дешевые кредиты наивно, тем более, что это серьезный вопрос экономической безопасности нашей страны.

Есть необходимость определиться, подчеркнул Г.Тосунян, делаем ли мы ставку на развитие национальной банковской системы России как важнейшего атрибута суверенного государства, или мы хотим пойти по пути некоторых стран Восточной Европы, которые сегодня уже не имеют своих банковских систем.

Пока мы имеем наглядные примеры преференций в сторону западных кредиторов в ущерб российским банкам, продолжал он. В частности, госгарантии сегодня выдаются под кредиты западных банков, но не даются под кредиты российских. Это утверждено Постановлением Правительства РФ!?

Одновременно Правительство выступило с инициативой законодательно утвердить для всех российских банков норматив достаточности капитала в 10%, в то время как Базель-2 рекомендует всего лишь 8%, да и то только для крупнейших транснациональных банков.

Подавляющее большинство наших коллег, сказал далее глава АРБ, считает вполне возможным максимально эффективно использовать свои внутренние ресурсы. Если искусственно не душить внутренний кредитный рынок, тогда и внешние инвесторы и кредиторы будут с большим доверием и с меньшим предубеждением относиться к нашей стране.

Для этого необходимо:

  • внести ряд изменений в залоговое, банковское, налоговое, гражданское законодательство;

  • упростить некоторые нормативные требования ряда ведомств, регулирующих банковскую деятельность.

    Но важнее всего дать на высшем уровне политический импульс приоритетному развитию национальной банковской системы России.

    Мы, банковское сообщество, совместно с Правительством и с ЦБ, готовы буквально в течение месяца представить Пакет законодательных, нормативных актов и организационно-технических предложений, которые позволят в достаточно короткие сроки обеспечить:

  • существенное расширение объемов финансирования;

  • значительное увеличение сроков кредитования;

  • снижение процентных ставок;

  • увеличение доли легального банковского оборота в общем объеме финансового оборота.

    При наличии соответствующего поручения Президента мы совместными усилиями сумеем довольно быстро устранить многие сдерживающие факторы и препятствия на пути развития банковской системы. И темпы роста существенно повысятся как в банковской сфере, так и в экономике в целом.

    Для этого, заявил Г.Тосунян, не нужны какие-то неимоверные усилия. В некоторых случаях необходимо просто изменить подходы к решению проблем.

    В этой связи Президент Ассоциации привел ряд примеров. Так, в России для открытия банковского филиала или дополнительного офиса надо затратить не менее 100 000 долларов и около года времени на получение разрешений и согласований. В Канаде же, к примеру, банк открывает филиалы и допофисы явочным порядком, без получения каких-либо разрешений. А вот если банк решит закрыть действующий филиал или отделение, он должен получить разрешение регулирующего органа, поскольку потребители лишаются банковской услуги.

    Другой пример. Практически во всех развитых странах для принятия нормативного акта регулирующие органы должны обязательно получить официальное заключение ассоциации участников рынка. Причем ассоциации подключаются к разработке документов на начальной стадии работы над ним. А у нас регулирующие органы могут спросить мнение участников рынка, а могут и не спросить. Чаще спрашивают, но… за день до принятия документа, когда трудно что-либо изменить.

    В заключение Г.Тосунян обратился к Президенту страны с просьбой дать поручение Правительству совместно с ЦБ и с АРБ подготовить пакет документов по модернизации и ускоренному развитию национальной банковской системы.

    От имени Президиума АРБ он обратил также внимание на необходимость организации специальной встречи Президента России с руководителями ведущих банков страны. На этой встрече, пояснил Г.Тосунян, банкиры смогут подробно раскрыть суть проблем развития кредитного дела в России и сделать ряд существенных предложений по ускоренному насыщению рынка финансовыми ресурсами.

  • Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.