Как формировать резервы на возможные потери, и возможны ли эти потери, если обязанным лицом выступает государство?

19.10.2017   \  Практикующему юристу

Если в установленный условиями приватизации срок, договор купли-продажи по независящим от воли сторон причинам (оспаривание аукциона третьими лицами) заключен не был, возникает вопрос о необходимости формирования кредитной организацией резерва на возможные потери.


Светлана Маркова, Директор Правового департамента АКБ «ИРС» (АО)

Так уж случилось, что юристам нашего банка пришлось задаться вопросом о том, существуют ли риски неисполнения государством своих обязательств. Участвуя в аукционе по продаже федерального государственного (недвижимого) имущества, проводимого Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти, по общим правилам участник обязан перечислить в федеральный бюджет задаток, установленный условиями приватизации федерального имущества. Ни для кого не секрет, что задаток для участия в аукционе, проводимом государством, может составлять ни одну сотню миллионов.

Если участником и впоследствии победителем является кредитная организация в соответствии с протоколом об итогах аукциона, то задаток, перечисленный ею для участия в аукционе, засчитывается в счет оплаты имущества.

Рассматривая ситуацию, при которой в установленный условиями приватизации срок, договор купли-продажи по независящим от воли сторон причинам (оспаривание аукциона третьими лицами) заключен не был, возникает вопрос о формировании кредитной организацией резерва на возможные потери в силу пп. 2.4.2 Положения № 283-П от 20.03.2006 г. «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» на сумму задатка.

Согласно п. 1.2. Положения № 283-П резерв на возможные потери формируется по балансовым активам, по которым существует риск несения потерь.

Инструкция Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков» предусматривает, что норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) не рассчитывается в отношении требований к Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и к Банку России (п. 5.11. Инструкции).

В то же время п. 2.4.2 Положения № 283-П установлено требование о формировании резерва в размере 100% в отношении просроченной дебиторской задолженности (за исключением задолженности по договорам о приобретении имущественных прав (требований) длительностью свыше 30 календарных дней.

В данном случае, считаю, что у кредитной организации отсутствует обязанность формирования резерва на возможные потери в силу пп. 2.4.2 Положения № 283-П, так как аукцион связан с приобретением имущественных прав, а риск неисполнения обязанностей, взятых на себя Российской Федерацией просто не существует (даже в случае не заключения договора купли-продажи, задаток возвращается победителю аукциона с возмещением понесенных им убытков).

Поэтому сам факт существования мнения о том, что соответствующий резерв должен формироваться, вызывает очень большое удивление.


Хабарова Мария, Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.

В связи с тем, что разрешение данного вопроса имеет важное практическое значение для банков, соответствующий запрос сделан в Банк России.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Новости АРБ    18.10.2017 08:46

Актуальные вопросы выполнения требований FATCA и CRS на заседании Комитета АРБ по ПОД/ФТ

Новости АРБ    17.10.2017 17:11

АРБ выступает за сохранение действующей редакции Закона о потребительском кредите