Ольга Полякова: по каждому банку у нас есть понимание, что собой представляет его бизнес-модель

31.08.2017   \  Интервью

Москва. 31 августа. INTERFAX.RU - Реформа надзора, которую весь последний год активно проводит Банк России, горячо обсуждается в банковском сообществе. Регулятор пообещал перейти на модель консультативного надзора, при которой он сможет на ранней стадии обнаружить проблемы и вместе с собственниками банка выработать план их решения. О том, как проходит централизация надзора, как будут распределяться функции уполномоченных представителей и кураторов и как регулятор намерен бороться с забалансовыми вкладами и фиктивным капиталом, рассказала в интервью агентству "Интерфакс" зампред ЦБ РФ Ольга Полякова.

- О проблемах в банке "Югра" было известно давно. Почему Банк России именно сейчас применил меры надзорного реагирования в отношении "Югры"?

- Ситуация с банком "Югра" возникла не в один день, и решение, которое принял Банк России, не было спонтанным. Мы всегда проводили с банком предметную работу, направленную на улучшение качества активов, и делали это исключительно в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков, средства которых являлись основным источником фондирования активных операций банка. Финансовые трудности возникли у банка в 2015 году. В ходе дистанционного надзора выявлялись многочисленные нарушения требований Банка России в части неадекватной оценки кредитного риска. Проведенная в 2016 году инспекционная проверка банка подтвердила наличие у него серьезных проблем с качеством активов и капитала.

По итогам проверки банку было предложено разработать план по повышению финансовой устойчивости. Предложенные банком мероприятия не позволили улучшить финансовое положение и не были направлены на изменение действующей высокорисковой бизнес-модели. До банка доводились многочисленные замечания, однако план доработан не был, даже запланированные банком мероприятия не были выполнены в полном объеме. При этом надо отметить, что проведенные мероприятия не улучшили качество активов.

Таким образом, лимит доверия был исчерпан, возможности собственников исправить ситуацию в рамках действующего правого поля не подтвердились. Банком России на законных основаниях (снижение капитала более чем на 30% и нарушение установленных нормативов) было принято решение ввести временную администрацию АСВ. После создания временной администрацией адекватных принятым банком рискам резервов на возможные потери по ссудам и приведения в соответствие с установленными требованиями отражения в учете ряда операций у банка возник отрицательный капитал, что является обязывающим основанием для отзыва лицензии.

- Есть ли у Банка России основания говорить, что схемы пополнения капитала "Югры" были непрозрачными и сомнительными?

- Как правило, понимая, что при формировании капитала используются непрозрачные источники, мы проводим работу по получению документов, подтверждающих источники. Но эта работа, как правило, занимает много времени, и очень часто бывает так, что источниками являются средства, пришедшие из-за рубежа. В этом случае выяснить их достоверность представляется достаточно непростым занятием.

Для предотвращения использования банками различных схем формирования капитала фиктивными способами Банк России подготовил соответствующие изменения в Положение № 395-П.

- Когда вступят в силу эти изменения?

- До конца этого года точно.

- Можете назвать объем операций с признаками вывода активов и качественных залогов с баланса "Югры"? В какой период они совершались?

- В конце 2016-го и в начале 2017 года было выявлено несколько операций с признаками вывода активов на сумму порядка 4 млрд рублей. Они были связаны с реализацией ценных бумаг, средства от продажи которых через различные схемные операции с векселями банка были выведены на счета компаний-нерезидентов.

- Вы общались с собственником банка после введения моратория и временной администрации?

- После введения 10 июля моратория мы не встречались с собственником. Предложение от собственника банка о рассмотрении очередной версии плана финансового оздоровления кредитной организации было получено 27 июля. Мы очень внимательно изучили этот план. Могу сказать, что он содержал предложения, которые в том числе противоречат законодательству. В частности, предлагалось предоставить возможность рассрочки возврата Агентству по страхованию вкладов суммы в размере 170 млрд рублей на 10 лет, но это возможно только на срок не более чем один год. Кроме того, сам собственник отметил в плане, что финансовое состояние банка неудовлетворительное, что бизнес-модель требует существенного изменения с точки зрения ее переориентации с кредитования бизнеса собственника на дифференциацию активов и вложение в различные виды инструментов. Также одним из пунктов этого плана был заявлен переход от агрессивной политики привлечения вкладов к дифференциации пассивной части баланса путем привлечения в большем объеме средств юридических лиц.

- Каким образом "Югра" обходила ограничения Банка России на привлечение вкладов? Только ли за счет схемы выдачи акций вкладчикам? Были ли выявлены еще махинации со вкладами?

- Ограничение на привлечение вкладов вводилось банку неоднократно, последнее действовало с середины 2016 года, и за это время банку не удалось серьезно нарастить депозитную базу. Тем не менее, дважды банк нарушал ограничения как на сумму привлечения вкладов, так и по ставке. В адрес "Югры" направлялись соответствующие предписания о приведении деятельности банка в соответствие с установленными ограничениями. Банк нашел другую возможность привлечения вкладов - продажу акций физлицам и привлечение средств от них как от акционеров. Но это было достаточно быстро замечено надзором, поэтому объем таких вкладов не успел достичь критических размеров, хотя составил порядка 2 млрд рублей. Общее количество физических лиц, которые дополнительно стали акционерами, - 36 человек. Такая схема применялась Мособлбанком. Я полагаю, что они воспользовались их негативным опытом. Как только мы выявили схему, был введен запрет на привлечение вкладов таким образом.

- Есть ли у Банка России планы прописать на уровне нормативного акта запрет на привлечение вкладов от миноритарных акционеров, чтобы перекрыть такого рода схемы?

- Когда банк находится не в очень хорошем финансовом положении, у акционера всегда должна оставаться возможность оказать банку помощь. Поэтому если мы введем такое ограничение, получится, что акционер банка будет лишен такой возможности. Подобного рода ограничения мы вводим только в том случае, когда собственник утратил доверие надзорного органа и нам необходимо, как вы правильно заметили, перекрыть такого рода схему.

- Центральный банк заявил, что всерьез изучает идею создания реестра вкладов физлиц для борьбы с забалансовыми вкладами. Как Банк России представляет себе работу такого реестра? За счет каких источников могло бы быть профинансировано его создание?

- Работа уже ведется, подготовлены функциональные требования к этой системе. Получать информацию от кредитных организаций планируется в рамках проекта по реализации сбора и обработки информации кредитных организаций из "операционного дня". Полагаю, что до конца 2018 года мы выйдем на этап завершения реализации данного проекта. Участникам рынка и Банку России необходимо будет доработать свои IT-системы, чтобы предоставлять данные в соответствующем формате и с необходимой периодичностью, но, по нашим оценкам, это не приведет к существенным затратам. Основная цель создания такой системы - предотвращение фальсификации отчетности и предоставление возможности каждому вкладчику получить информацию о наличии вклада и его соответствии той сумме, которую он вложил. Таким образом, цель оправдывает средства.

- Каким образом клиенты банков смогут проверить наличие в реестре их вклада?

- Сейчас обсуждается механизм, предусматривающий получение информации об имеющихся у физического лица вкладах на Едином портале государственных услуг. Доступ к информации будет абсолютно бесплатным. Рассматривается возможность использования СНИЛС как основного идентификатора.

- Какие еще меры борьбы с забалансовыми вкладами рассматривает Банк России?

- Совместно с нашими коллегами из Генеральной прокуратуры в рамках межведомственной рабочей группы мы недавно рассматривали изменения в законодательство, связанные с ужесточением ответственности за фальсификацию отчетности. Есть понимание всеми сторонами обсуждения, что это необходимые и очень важные изменения в целях борьбы с забалансовыми вкладами. Я надеюсь, что такие изменения будут приняты в ближайшем будущем. По крайней мере, та конструктивная работа, которую Банк России ведет совместно с Генпрокуратурой, дает нам основания полагать, что до конца 2017 года эти решения будут приняты. Подготовленные поправки будут предусматривать также создание специального механизма проведения Банком России контрольных мероприятий, осуществляемых без предварительного уведомления кредитной организации.

- В чем будет заключаться этот механизм?

- Банк России получит право проводить контрольные мероприятия в отношении кредитных организаций без их предварительного уведомления, в том числе дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий. В ходе таких контрольных мероприятий уполномоченными представителями Банка России будут осуществляться действия по совершению сделки либо созданию условий для совершения сделки в целях проверки соблюдения со стороны кредитных организаций требований, которые предъявляются законодательством к их деятельности. Например, при установлении признаков наличия в кредитной организации забалансовых вкладов мы сможем прийти в кредитную организацию и, совершив контрольное мероприятие, установить факты нарушения ею требований законодательства в части отражения в учете привлекаемых вкладов.

- То есть такие проверки будут проводиться только при признаках наличия забалансовых вкладов?

- В основном мы планируем использовать такой инструмент в случае, если нами установлены признаки наличия забалансовых вкладов.

- Анонсировалось, что с 1 марта Банк России начнет централизацию надзора. Как продвигается этот процесс?

- Процесс централизации надзора идет в строгом соответствии с графиком, утвержденным советом директоров Банка России. Для обеспечения этого процесса в центральном аппарате создана Служба текущего банковского надзора (СТБН). Ее основная задача - надзор за всеми кредитными организациями, кроме системно значимых, а также кредитных организаций, входящих в периметр возглавляемых СЗКО групп. Успешно идет поэтапная передача кредитных организаций под надзор СТБН. В июне 2017 года СТБН приняла под надзор около 340 кредитных организаций, зарегистрированных в Центральном и Дальневосточном федеральных округах. Это более половины российских банков.

Важной задачей мы считаем сохранение в ходе этих изменений непрерывности надзорной деятельности. Были проведены совещания с кредитными организациями для обсуждения вопросов, связанных с происходящими изменениями. До конца текущего года под надзор СТБН перейдут еще 50 кредитных организаций, расположенных в Южном и в Северо-Кавказском федеральных округах. Завершение реформы ожидается к концу 2018 года, после того как под надзор СТБН перейдут около 180 кредитных организаций, поднадзорных Уральскому, Северо-Западному, Волго-Вятскому и Сибирскому главным управлениям.

Итогом трансформации банковского надзора станет повышение эффективности надзорной деятельности, внедрение единых подходов и стандартов в надзорной работе.

- На ваш взгляд, снизится ли острота проблемы фальсификации отчетности с введением личных кабинетов?

- Появление личных кабинетов не означает, что Банк России будет получать всю отчетность в режиме онлайн. Мы повышаем оперативность обмена необходимой информацией с участниками рынка. Отчетность будет собираться посредством использования личных кабинетов, но с той периодичностью, которая установлена на сегодняшний день. Те кредитные организации, которые предоставляют отчетность на ежедневной основе, будут и в дальнейшем предоставлять ее ежедневно. Те, кто в обычном режиме представляет, будет в обычном режиме сдавать отчетность в Банк России. Личный кабинет как транспортная система не решает проблемы фальсификации отчетности. Достоверность отчетности - это в первую очередь зона ответственности собственников и менеджеров кредитной организации. В этом смысле нам остается только надеяться на их добросовестность.

- Какие задачи будут ставиться перед кураторами банков в рамках реформы надзора?

- В связи с созданием в Банке России Службы анализа рисков и централизацией банковского надзора произойдет определенное перераспределение полномочий между аналитическим и надзорными подразделениями. Поэтому компетенции, полномочия кураторов претерпят определенные изменения. Основная задача куратора остается той же - оценка финансового состояния кредитной организации, своевременное выявление проблем и информирование руководства для принятия дальнейших решений. Фокус внимания кураторов в первую очередь будет направлен на оценку качества бизнес-модели кредитной организации и качества ее управления. Для этого необходимо знать и понимать, как устроены органы управления банка и каким образом принимаются решения (коллегиально, очно, заочно), нет ли концентрации рисков с точки зрения принятия решения единоличным исполнительным органом, есть ли или отсутствует конфликт интересов, насколько эффективно работает система внутреннего контроля, внутренний аудит, насколько он независим, адекватно ли оцениваются риски как внутренним аудитом, так и менеджментом. Безусловно, куратор должен знать и понимать природу всех рисков, присущих деятельности кредитной организации.

Служба анализа рисков обеспечит куратора информацией об оценке кредитных, операционных и рыночных рисков, а также оценке реальной стоимости имущества, которое принято на баланс или используется в качестве обеспечения для минимизации объемов создаваемых резервов на возможные потери. Такая помощь позволит куратору высвободить необходимое время для той работы, о которой я сказала, - погружения в оценку качества деятельности банка и его бизнес-модели, а также для определения уровня его конкурентоспособности в той группе кредитных организаций, к которой он относится.

- ЦБ заявлял, что планирует ввести уполномоченных представителей во все банки. Когда это произойдет?

- В настоящее время основания для введения уполномоченных представителей определены законодательством. Мы действительно на этапе реинжиниринга бизнес-процессов банковского надзора думали о возможности введения уполномоченных представителей во все кредитные организации, но потом решили оставить все как есть. Функционал уполномоченных представителей остается прежним: оперативное получение, изучение, анализ информации о том, что в настоящее время происходит в кредитной организации, и предоставление ее куратору. Уполномоченный представитель продолжит участвовать в заседаниях коллегиальных органов банка и информировать куратора о принятых кредитной организацией решениях. В некрупных кредитных организациях, по нашим оценкам, с учетом высвобождения части функций куратора у него есть возможность выходить на место самостоятельно в качестве уполномоченного представителя, поэтому мы рассматриваем вопрос о внесении изменений в соответствующий нормативный акт Банка России, чтобы расширить его полномочия. Таким образом, мы считаем возможным совмещение функций куратора и уполномоченного представителя в некрупных банках.

- Одна из целей реформы надзора - выявление рисков у банка на начальных стадиях и принятие превентивных мер. Сколько времени сейчас занимает этот процесс - от момента обнаружения проблем до принятия мер надзорного реагирования (штраф, предписание или в крайнем случае отзыв лицензии)? И насколько вы хотите его сократить?

- Скорость установления проблемы и сбора доказательной базы в первую очередь зависит от масштаба деятельности кредитной организации, от сложности той операции, которая исследуется, и, что немаловажно, от достоверности информации, которую нам предоставляет банк. Иногда нам приходится запрашивать большое количество информации для того, чтобы докопаться до истины. Поэтому определить какое-то эталонное время, наверное, сложно. Время, которое мы сейчас затрачиваем на то, чтобы установить реальное положение дел, разное. Иногда на это уходит максимум неделя, а иногда месяцы - все зависит от того, что за операции исследуются.

На сегодняшний день в отношении каждой кредитной организации у нас есть понимание того, что собой представляет ее бизнес-модель, насколько она конкурентоспособна и качественна. Понимание качества и стоимости активов кредитных организаций мы оцениваем в среднем на 70%. Вместе с тем мы будем стремиться к тому, чтобы для нас не осталось абсолютно никаких серых зон, поэтому наши ключевые показатели эффективности установлены на уровне проверки и понимания 100% активов банков.

Это позволит нам своевременно предотвращать проблемы в деятельности кредитной организации. Но здесь я хотела бы подчеркнуть, что не все зависит от надзора - в большей степени это зависит от менеджмента и собственников. Наша задача - побудить их улучшить финансовое состояние кредитной организации, побудить их к тому, чтобы они услышали наши рекомендации. В этом и заключается суть консультативного надзора - предупредить кредитную организацию о том, что намечаются проблемы, которые могут привести к ухудшению финансового состояния, и затем уже совместными усилиями сделать все для того, чтобы финансовое состояние банка могло улучшиться.

- Много ли успешных случаев, когда банки восстанавливают финансовую устойчивость?

- Да, такие случаи есть, и позитивная практика на рынке также присутствует. Но эта работа не видна, мы не можем об этом говорить, поскольку Банк России не комментирует деятельность действующих банков. Но это, пожалуй, самая приятная часть нашей работы, когда нам удается вместе с собственниками и менеджментом банка улучшить ситуацию в кредитной организации.

- С 1 января 2017 года заработал норматив Н25. Уже полгода Банк России ЦБ получает отчетность от банков об уровне концентрации рисков на бизнес собственников. Можете оценить, снизились ли риски кредитования связанных сторон в банковской системе?

- Я могу сказать, что эта проблема еще существует, к сожалению. Она является достаточно существенным грузом, который некоторые кредитные организации либо уже увлек на дно, либо может привести к печальному финалу. Согласно отчетности, которую мы получаем, сейчас нет кредитных организаций, нарушающих Н25. Но здесь опять мы возвращаемся как к вопросу корректности составления отчетности, так и идентификации связанных сторон, которые входят в расчет этого норматива. У нас есть вопросы к отдельным банкам, у которых, несмотря на формальное соблюдение норматива в отчетности, по нашим оценкам, реальный размер норматива превышает установленное пороговое значение. С данными банками мы ведем диалог, он протекает по-разному: кто-то с нами соглашается, кто-то пытается доказать свою точку зрения.

- В середине июля на Финансовом конгрессе банкиры поднимали вопрос о затянувшихся проверках Банка России, на которые кредитные организации отвлекают много ресурсов. Есть ли у Центрального банка планы изменить частоту и длительность проверок?

- Я полагаю, что частота проверок и их продолжительность во многом зависит от того, насколько кредитная организация понятна и прозрачна дистанционному надзору. Если мы сейчас стремимся к тому, чтобы для нас не было никаких серых зон и 100% активов были изучены в процессе дистанционного надзора, то в дальнейшем и проверки будут не столь длительными, станут действительно риск-ориентированными и будут сосредоточены на тех видах операций, которые дистанционными методами невозможно изучить и рассмотреть. Что касается периодичности, то она установлена нормативными актами Банка России. В настоящее время рассматриваются различные варианты ее (периодичности) изменения, в том числе с учетом международного опыта и предстоящего вступления в силу пропорционального регулирования деятельности кредитных организаций. Если говорить о крупных, системно значимых банках, то международный опыт показывает, что в европейских банках надзор осуществляется практически круглогодично. Я думаю, что изменение подходов к организации дистанционного надзора и инспекционных проверок - это вопрос времени и готовности как регулятора, так и кредитных организаций.

- Определен ли у вас какой-то срок, к которому вы хотите проверить все 100% банковских активов?

- Когда мы говорим о крупной системно значимой кредитной организации, то в один момент времени проверить 100% активов невозможно. Безусловно, принцип риск-ориентированности будет присутствовать всегда - в зависимости от объема операции, ее существенности в валюте баланса, влияния на финансовое состояние и так далее. Если мы говорим о не очень большой кредитной организации, то в принципе рассмотрение активов в полном объеме не такая сложная задача. Если в кредитном портфеле 25 заемщиков, ценные бумаги, которые нам понятны, и отсутствуют какие-либо производные финансовые инструменты, есть денежные средства на счетах в других банках, то нет никакой проблемы поддерживать в актуальном состоянии информацию о качестве этих активов.

- Когда ЦБ начнет привлекать сторонних аудиторов к проверкам банков?

- Насколько мне известно, у нас пока таких случаев еще не было, но вся законодательная база готова. Есть список тех аудиторских компаний, которые мы можем привлекать. Если возникнет необходимость, то в любой момент времени мы можем принять такое решение.

- Какие проблемы Банк России выявляет при проведении кросс-секторальных проверок?

- Актуальность кросс-секторальных проверок определяется текущими тенденциями российской экономики, включая увеличение числа банковских и финансовых групп (на формальной основе и неформализованных связях), рост роли некредитных финансовых организаций, усиление их кооперации с банковским сектором. В ходе проверок основное внимание Банка России как мегарегулятора фокусируется на выявлении консолидированных рисков банковских групп и холдингов. Скоординированные кросс-секторальные проверки осуществляются на основе риск-ориентированного выбора объектов проверки. При этом мы исходим из того, что проверка кредитной или некредитной финансовой организации на соло-основе не дает возможности увидеть все принимаемые ею риски.

Кросс-секторальные проверки позволяют полнее выявлять риски, вскрывать "перепрятывание" токсичных активов путем их передачи с балансов банков другим участникам финансового рынка в целях размывания общего риска группы. При проверке банка на соло-основе эти операции зачастую не видны. По итогам такого рода проверок принимается спектр необходимых мер надзорного реагирования, включая ограничения на проведение отдельных видов операций, требования о предоставлении ежедневной отчетности, требования о проведении кадровых изменений. В исключительных случаях результатом кросс-секторальной проверки может быть отзыв у кредитной или некредитной финансовой организации лицензии.

- В годовом отчете Банка России было указано, что в 2016 году регулятор провел исследование источников капитала, полученных от нерезидентов. Что показала эта проверка?

- Действительно, в 2016 году в фокусе надзорного внимания находились операции банков с нерезидентами, в том числе проводимые с целью фиктивного увеличения размера собственных средств (капитала) самих банков. В таких операциях установление источников денежных средств бывает затруднено, так как участвующие нерезиденты не проявляют должную кооперативность. Непрозрачность источников усложняет формализацию нарушений в деятельности недобросовестных кредитных организаций и позволяет им какое-то время уходить от ответственности. Банком России в рамках международных соглашений налажено взаимодействие с иностранными надзорными органами. Однако совместная работа с зарубежными коллегами зачастую требует больших временных затрат (запросов дополнительной и уточняющей информации).

В настоящее время Банк России проводит работу, препятствующую формированию кредитными организациями фиктивного капитала, действуя в двух направлениях: совершенствует законодательство и в рамках текущего надзора выявляет конкретные схемы и проводит работу по их пресечению.

- Изменения в Положение № 395-П обсуждаются уже несколько лет, но пока не вступили в силу. Можно сделать вывод, что у банков есть проблемы с прозрачностью источников капитала?

- Да, у некоторых банков есть сложности с раскрытием источников капитала. И, говоря об этой проблеме, мы опять возвращаемся к теме добросовестности собственников и менеджеров, их готовности быть открытыми и понятными для надзорного органа.

- ЦБ указывал, что при принятии решения о санации банков он учитывает три критерия: системную значимость для банковского сектора или конкретного региона, экономическую целесообразность санации и невовлеченность банка в проведение сомнительных операций. Есть мнение, что принимаемые Центральным банком решения о санации банков могут восприниматься как непрозрачные и непонятные, как в случае с банком "Пересвет". Есть ли у Банка России планы увеличить список критериев или как-то их конкретизировать, чтобы рынок четко понимал, почему вы спасаете банк?

- При принятии решения о санации того или иного банка ЦБ в первую очередь руководствуется целью защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов, обеспечения стабильности банковской системы.

Оценка экономической целесообразности санации не ограничивается простым сравнением объема кредитных средств на санацию и объема потенциальной страховой ответственности АСВ. Всегда принимается во внимание угроза нормальному функционированию финансового рынка или его отдельных сегментов либо угроза отраслям экономики или предприятиям и организациям, обеспечивающим занятость или существенную долю доходной части бюджета регионов. В ближайшей перспективе использование кредитного механизма будет заменено новым механизмом санации - прямой докапитализацией банка, что сделает финансирование санации более прозрачным и понятным.

- Совет директоров АСВ в июле согласился с предложением вновь увеличить сумму кредитной линии для фонда страхования вкладов и пролонгировать на 5 лет срок действия кредитного договора. Увеличение кредитного лимита можно объяснить крупными страховыми случаями. А почему было предложено пролонгировать срок выдачи средств?

- При понимании того, что объем задолженности АСВ увеличивается, было принято решение о пролонгации срока использования кредитных ресурсов. При этом АСВ представлен график поэтапного погашения задолженности.

- На какой стадии находится вопрос о повышении базовой ставки взносов в фонд страхования вкладов?

- Этот вопрос обсуждается. Мы говорили в свое время о повышении ставки взносов до 0,15%. Окончательное решение еще не принято, вопрос находится в стадии обсуждения.



Источник

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Тенденции рынка    21.09.2017 10:37

Конец матрицы: как мировой банковский бизнес перестал быть современным

В России, как и во всем мире, развитие социального капитала, интернет-технологий и особенно блокчейна постепенно лишает традиционный банковский бизнес статуса ключевого сектора экономики (РБК).

Тенденции рынка    20.09.2017 13:31

Удаленная идентификация в онлайн-кредитовании: станет ли панацеей развитие VR-технологий?

Проблема удаленной идентификации клиентов в финансовой отрасли является одной из самых сложно решаемых. Крупные компании финтех-сферы готовы вкладывать в решение этой проблемы большие средства, но поиск объекта вложений ограничен довольно узким кругом технологий, имеющих необходи...

Точка зрения    19.09.2017 13:47

Памяти российских банков: как перезагрузить неработающую систему

Андрей Мовчан, руководитель экономической программы Московского центра Карнеги. Доля частного банковского сектора в России едва ли дотянет до 1% ВВП, что меньше его годовых колебаний. Можно считать, что частной банковской системы, способной служить важным драйвером экономическ...

Тенденции рынка    15.09.2017 13:18

Издержки автоматизации: 30% банковских сотрудников рискуют потерять работу

30% банковских сотрудников рискуют потерять свои рабочие места в пользу роботов. Такое мнение высказал Викрам Пандит, который возглавлял американскую банковскую группу Citigroup Inc. во время финансового кризиса с 2007 по 2012 год.