Дарина Хохлушина: Драйверы роста — ипотека и «цифра»

27.12.2018   \  Интервью

О тенденциях рынка и итогах работы за 9 месяцев 2018 года рассказывает заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу Дарина Хохлушина.

— Дарина, как вы оцениваете ситуацию в банковском бизнесе?

— Этот период был удачным для розничного бизнеса. По итогам девяти месяцев кредитный портфель Северо-Западного регионального центра показал рост в 23%(46,1 млрд рублей). Его доля в совокупных активах растет и составляет 53%. Основным драйвером роста стала ипотека: за 9 месяцев выдано кредитов на сумму 11,3 млрд рублей (+56% к аналогичному периоду прошлого года). В этот период у нас случилось, можно сказать, историческое событие: ипотечный портфель вырос до 22,6 млрд рублей (+36%) и обогнал портфель потребительского кредитования. Доля ипотеки в кредитном портфеле составила 49%.

— Чем вызван столь бурный рост?

— Причин несколько. Во-первых, ставки на уровне исторического минимума. Во-вторых, ожидание перемен, которые должны произойти в 2019 году в связи с изменением законодательства на строительном рынке. И, наконец, вывод на рынок нового продукта — рефинансирования, который позволил клиентам оптимизировать ежемесячные платежи в среднем на 3-5%. По итогам девяти месяцев работы доля рефинансирования в новых выдачах составила 46% по количеству кредитов и 62% по объему. Этот продукт стремительно набирает все большую популярность на рынке. Правда, в связи с повышением ключевой ставки ЦБ и коррекцией рыночных ставок количество и объем новых ипотечных сделок снизились на рынке.

— А как себя чувствует обойденный ипотекой потребительский портфель?

— За девять месяцев 2018 года выдано потребительских кредитов на 13,8 млрд рублей, что на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Портфель «прибавил в весе» на 24%, составив 20,3 млрд рублей. Качественный прирост мы также наблюдаем и в кредитовании малого бизнеса: за 9 месяцев выдано кредитов на общую сумму 1,2 млрд рублей (+28%), портфель вырос на 34%, до 1,8 млрд рублей.

— А что с пассивами регионального центра?

— Пассивы индивидуальных клиентов выросли на 17% и достигли 68,6 млрд рублей. Доля пассивов индивидуальных клиентов в пассивах регионального центра постоянно растет и на конец сентября 2018 составляет 62%. Пассивы малого бизнеса за 9 месяцев выросли на 20% до 10,8 млрд рублей. Думаю, что до конца года темп прироста сохранится.

— Банки активно продвигают на рынках новые продукты. Что нового предлагает Райффайзенбанк своим клиентам?

— Предложений много. Если говорить о малом бизнесе, банк развивает удаленное обслуживание и привлекает клиентов в тех городах, где у него нет отделений. Более чем в 80 городах по всей стране индивидуальные предприниматели могут оставить заявку на сайте или через колл-центр на бесплатное открытие расчетного счета.

В удобное время и место к ним приедет представитель банка для подписания документов. К расчетному счету можно выпустить карту, при помощи которой они могут оплачивать расходы (получая кешбэк до 10% от суммы трат), снимать и вносить наличные средства. Поскольку у нас много банков-партнеров по всей России, клиенту не нужно искать именно наш банкомат.

— В СЗФО есть города, участвующие в этой программе?

— Есть: Архангельск, Псков, Мурманск, Новгород и Вологда. Причем Вологда показывает наибольшую активность не только в регионе, но и в целом по стране.

— Интерес к дистанционным продуктам и сервисам растет?

— Диджитализация — один из самых актуальных банковских трендов. И Райффайзенбанк в последние годы очень активно развивает digital-направление. Мы очень многое в этом году доработали в нашем мобильном приложении Райффайзен-Онлайн, расширили спектр продуктов и сервисов, доступных в дистанционных каналах обслуживания. Одной из новинок стал чат, который в первый же месяц работы принял 40 тысяч обращений — притом, что стандартное количество обращений в колл-центр — 70-80 тысяч в месяц. Это говорит о том, что мы сделали то, чего клиенты от нас ожидали.

Если говорить о более глобальных процессах, стоит отметить еще одно наше достижение. В сентябре 2018 года Райффайзенбанк выпустил первую в мире электронную закладную, запись о которой хранится в реестре блокчейна. Это инновационное технологическое решение реализовано на платформе «Мастерчейн», разработанной Ассоциацией ФинТех совместно с Банком России. Новая технология позволит ускорить и упростить организацию взаимодействия между участниками рынка по учету, хранению и секьюритизации закладных.

— Развивая digital-каналы, вы не отказываетесь от физического присутствия в разных районах города…

— Да, мы продолжаем открывать новые отделения. В июне открыли отделение «Академическое» — оно стало 18-м в Петербурге и 23-м на Северо-Западе. В этом отделении мы открыли еще один полноценный центр ипотечного кредитования. Открытие второго ипотечного центра позволило нам перераспределить нагрузку и привлечь дополнительных клиентов. Притом, что объем обращений в дистанционные каналы растет, мы не наблюдаем сокращения потока в наших отделениях. Банк готов открывать новые отделения в тех регионах, которые показывают хорошую рентабельность. Кроме того, наличие широкой сети офисов в Петербурге помогает нам консультировать клиентов по более сложным продуктам и развивать более индивидуальное сотрудничество с каждым клиентом.

— Глупо спрашивать, появились ли в этом году новые клиенты. Спрошу так: много ли?

— И с этой точки зрения год был хорош. Пока подводить итоги года рано, на конец сентября количество активных клиентов составило более 278 тысяч. Полагаю, что год мы закончим с превышением показателя в 290 тысяч.

— А кто он, активный клиент Райффайзенбанка?

— Человек с доходами выше среднего, который высоко ценит индивидуальный подход и качество сервиса…

— То есть и ожидания — выше среднего?

— Да, но нас это не пугает. У нас действительно очень гибкий подход к клиенту, к его запросам и ожиданиям. Мы всегда на его стороне. И стараемся не только привлечь новых клиентов, но и удержать уже имеющихся, предлагая им то, чего нет в других банках. Мы, например, продолжаем работать с «Детской картой» — это хороший продукт для прогрессивных родителей, который помогает прививать детям первые навыки финансовой грамотности. С каждым годом она становится все более востребованной. То же можно сказать и о кредитной карте «Все сразу» с кешбэком 5%.

— Но другие банки предлагают и больше…

— Неоспоримое преимущество карты «Все сразу» заключается в том, что кешбэк не зависит от вида транзакций. Обычно в других банках повышенные ставки (7–10%) распространяются на определенные категории (как правило, АЗС или рестораны) — а у нас 5%, но на все без ограничений. Можно потратить в месяц 50 тысяч и получить 1000 бонусов. Эти 1000 бонусов копить в течение 20 месяцев, а потом на сайте в один клик обменять на 50 тысяч рублей.



Источник - КоммерсантЪ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    Вчера 22:38

Метро Москвы намерено протестировать систему распознавания лиц для оплаты проезда

Московский метрополитен намерен начать тестирование системы распознавания лиц для оплаты проезда и прорабатывает варианты проведения этого пилотного проекта совместно с рядом крупных компаний, сообщили ТАСС в пресс-службе столичной подземки.

Точка зрения    Вчера 20:03

Перспективы повышения ставки ЕЦБ выглядят все более отдаленными

Опубликованный сегодня ежемесячный отчет ЕЦБ показал, что экономика еврозоны продолжает замедляться. При этом негативный эффект, по мнению регулятора, сейчас по большей части связан с внешними рисками, в том числе с замедлением глобальной экономики, снижением объемов мировой то...

Это интересно    Вчера 17:14

Над Facebook навис многомиллиардный штраф

Федеральная торговая комиссия (ФТК) США может оштрафовать Facebook на сумму в пять миллиардов долларов, передает CNBC.

   

Календарь мероприятий

Мы на Facebook