Дежурные по банкам

Нужна ли процедура рассмотрения споров банка и клиента, в том числе рассмотрения заявлений клиента о возврате денежных средств?

Владимир  Владимир
Сенин
Альфа-Банк, Заместитель Председателя Правления, Президент МОО «Ассоциация Менеджеров»
В банках действует отлаженная система работы с претензиями граждан. Процедура и порядок действия сотрудников банка, которые занимаются их рассмотрением, подробно регламентируется самим банком.

Клиент должен понимать, что с его жалобой внимательно разбираются и ответ будет дан в течение определенного срока. Кроме того, в случае отказа банка от удовлетворения претензии клиенту должно быть сообщено, куда можно обратиться для дальнейшего рассмотрения спора.

Таким образом на уровне закона достаточно установить сроки рассмотрения претензии, а также обязанность обеих сторон обосновывать свои требования и решения.

Например, клиент при подаче претензии должен точно указать реквизиты спорной операции и объяснить причину, по которой он не согласен со спорной операцией. В свою очередь, банк в случае отказа должен также мотивировать свое решение.
Анатолий  Анатолий
Аксаков
Ассоциация региональных банков России , Президент
Да, нужна. По закону «О национальной платежной системе» эта процедура должна определяться правилами платежной системы – это разумно и вполне соответствует международной практике.
Очевидно, что клиент должен точно знать, в каком порядке он может оспорить операцию и получить возврат в случае ее несанкционированного совершения.

Также очевидно, что принципиальные для обеспечения защиты прав добросовестных клиентов элементы системы рассмотрения подобных споров во избежание разночтений должны быть закреплены в законе.

В предложениях Национального платежного совета прежде всего закрепляется различие между уведомлением, незамедлительно направляемым клиентом в случае утраты ЭСП или несанкционированного совершения операции (которое теперь носит информационный характер), от заявления о возмещении суммы операции, которое клиент может подать в течение 30 рабочих дней со дня получения от оператора информации о совершенной операции. Это позволит клиенту сохранить возможность получения суммы операции, совершенной без его согласия, даже в случае, если соответствующая информация поступит к нему с задержкой (командировка, отпуск, болезнь, технические проблемы со средствами связи и т.п.).

В целях сокращения срока возврата клиенту необоснованно списанной суммы операции, совершенной без его согласия, а также обеспечения возможности своевременного сбора доказательств по спору предусматривается претензионный порядок – обязательное направление оператору по переводу денежных средств заявления о возврате суммы операции, совершенной без согласия клиента, до обращения клиента с иском в суд.

При этом иск к оператору может быть предъявлен клиентом в случае полного или частичного отказа оператора удовлетворить соответствующее заявление клиента, либо в случае неполучения от оператора ответа на соответствующее заявление клиента в установленный законом срок.

С учетом нормы части 8 статьи 9 Закона № 161-ФЗ о рассмотрении заявлений клиентов Законопроектом сохраняется ныне закрепленная в законе норма о возмещении клиенту суммы операции, совершенной с использованием ЭСП без согласия клиента – физического лица, после рассмотрения заявления клиента, если не будет доказано, что клиент – физическое лицо нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента – физического лица.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    Сегодня 18:20

Мировые Центробанки в октябре закупили 53 т золота

Наиболее активно закупали золото в октябре Бразилия (16 тонн), Польша (15,6 тонны; лидирует в этом году по объему закупок), Узбекистан (9,3 тонны), Индонезия (3,9 тонны), Турция (3 тонны), Чехия (2,4 тонны), Киргизия (1,7 тонны), Гана (1 тонна). О снижении объема золота в резерва...

Интервью    Сегодня 17:30

Вместо получения кредитов, компании запрашивают авансы у заказчиков, подкрепляя их банковской гарантией

Предприниматели, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, часто сталкиваются с необходимостью привлечения финансирования для развития своих компаний. Государство предлагает ряд программ поддержки. Однако не все компании могут воспользоваться ими. Об особенностях самых попу...

Аналитика    Сегодня 15:30

Когда закончится стабильность рубля

Александр Потавин, аналитик ФГ «Финам».

Аналитика    Сегодня 14:15

Интрига с кандидатом на должность следующего главы ФРС в центре внимания

Егор Сусин, Управляющий директор Газпромбанк Private Banking.

Это интересно    Сегодня 12:00

В 2025 году россияне заработают на вкладах ₽9,5 трлн

В 2025 году российские вкладчики заработают более ₽9,5 трлн процентных доходов по сберегательным продуктам, подсчитали в ВТБ. Эта сумма будет сопоставима с объемом всех выданных кредитов физлицам и вдвое больше, чем объем выданной в 2025 году ипотеки.

Новости АРБ    Сегодня 10:55

Поздравление Президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна с Днем банковского работника