Дежурные по банкам

Актуальна ли проблема доступности граждан и организаций
к банковским услугам в небольших населённых пунктах?
Как можно её повысить?

Владимир  Владимир
Скобелкин
Первый Дортрансбанк, Председатель Правления, Президент Банковского клуба Кировской области
В небольших населённых пунктах доступности граждан и организаций к банковским услугам нет физически: там нет отделений банков, банкоматов, и постерминалов. Единственный очаг финансовой жизни - всеформатный магазин. Некоторые из перечисленных «благ финансовой цивилизации» можно найти только в ближайшем райцентре за несколько км., да и то не во всяком.

Поэтому из финансовых услуг в небольшом населённом пункте возможно следующее:

1. Интернет-банкинг, но если одновременно совпадают три условия: работодатель сумел выдать пластиковые карты сотрудникам, есть устойчивая интернет связь, зарплата и квалификация позволяют делать покупки/оплачивать услуги посредством интернет-банка;

2. Совместные кооперативы (по типу советских касс взаимопомощи), которые, судя по информации СМИ, начинают появляться по стране. Однако, если в деревне 3-4 оставшихся жилых дома – и это не поможет.
Михаил  Михаил
Волков
Прио-Внешторгбанк, Первый заместитель Председателя Правления, Президент Ассоциации «Рязанский банкирский дом»
Рязанская область расположена в центральной части России и на уровне районных центров области и крупных населенных пунктов обеспеченность банковскими услугами можно считать приемлемой. Присутствуют минимум два банка, небольшие сети банкоматов и платежных терминалов, обеспечивается эквайринг в крупных для районов магазинах, сетевых АЗС. Однако села и деревни банковскими услугами практически не обеспечены. Насыщенность банковскими точками обслуживания пропорциональна деловой активности в населенном пункте.

Доходность ведения банковского бизнеса даже в некоторых районных центрах стремится к нулю или является дотационной. Поэтому традиционные формы банковского обслуживания для сел и деревень не могут быть рентабельны для банков. Мобильные офисы как альтернатива? Не уверен. Дистанционное обслуживание может быть перспективой ближайших 20 лет. Является ли это проблемой? Настоящей проблемой является то, что единственным источником доходов жителей некоторых населенных пунктов всего в 200 км от Москвы являются пенсии пенсионеров и зарплаты занятых в бюджетной сфере. Какого спроса на банковские услуги мы ожидаем?

Современная банковская система развивается очень быстро. Повысится деловая активность - банки себя ждать не заставят и обеспечат нужный вид и уровень сервиса.

Что касается безналичных расчетов (расчеты банковскими картами и их аналогами), то скорость их внедрения сдерживается высокими ценами на эквайринг при низких ценах на транзакции с наличными деньгами. Разница на порядок: инкассация с пересчетом от 0,15% эквайринг до 3%. Дешевый эквайринг даст мощный стимул для внедрения безналичных расчетов (либо повышение цен на инкассацию?). Решить эту задачу можно только на базе национальной карточной системы.
Сергей  Сергей
Облогин
ЮГ-Инвестбанк, Председатель Правления
Снизить требования укрепленности к банковским помещениям. Восстановить сеть РКЦ в регионах для кассового обслуживания.
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
0
Олег
12.07.2013 12:03:36
Действительно, данная проблема актуальна и для жителей небольших населенных пунктов, и для банков. Поэтому многие кредитные организации ведут активную деятельность по расширению своей географии в этих направлениях. Население в удаленных городах меньше охвачено банковскими услугами, и в текущей ситуации, когда потребители уже достаточно сильно закредитованы, работа в таких регионах является серьезным конкурентным преимуществом. Однако открывать отделения в подобных населенных пунктах не совсем рентабельно, поэтому банки используют здесь альтернативные или удаленные каналы продаж, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, это работа через партнеров: развитие сотрудничества с магазинами, торговыми сетями, которые могут оказывать услуги, например, по выдаче целевых кредитов на товары. Во-вторых, это продажи через интернет или по телефону. Например, клиент звонит в колл-центр банка, с помощью специалиста оформляет заявку на кредитную карту, после чего через некоторое время получает уведомление с кредитным решением. Далее при положительном ответе банка с помощью курьерской службы, по почте или через торговую сеть карта доставляется ее владельцу домой или на работу в удобное для него время. По такой схеме сейчас работают очень многие игроки банковского рынка. Третий способ – это выездные продажи, когда сотрудники кредитных организаций отправляются в удаленные города и на месте осуществляют оформление и выдачу банковских карточек. На мой взгляд, это более мобильный формат по сравнению с так называемыми передвижными офисами, которые так и не смогли получить повсеместное распространение в нашей стране ввиду сложностей с регистрацией подобных точек, а также по причине значительных расстояний межу населенными пунктами.
Ссылка 0
0
Геннадий Энергомашбанк, Генеральный директор - Председатель Правления
12.07.2013 12:08:04
Вопрос риторический. Спрос всегда рождает предложение: как только в небольшом населенном пункте возникнет потребность, скажем, в инфраструктуре по бесконтактному приему пластиковых карт, уверен, она будет создана. При условии ее рентабельности. Почему мы не говорим об отсутствии развлекательной инфраструктуры в малых городах? Огромных торговых комплексов с кинотеатрами, боулингами и аквапарками? Присутствующий покупательский спрос явно недостаточен для окупаемости. В данном контексте могли бы помочь программы развития госбанков – частные коммерческие банки не могут разом решить проблему доступности банковских услуг в масштабах страны. И сегодня ситуация такова, что крупнейший банк с госучастием заявляет об оптимизации (другими словами – сокращении) сети своих офисов, а банк на базе Почты России с ее разветвленной сетью пока не создан.

Банковские услуги появляются там, где идет развитие, а не стагнация. И важно четко определить критерии доступности банковских услуг. Есть районы, где нет ни интернета, ни общедоступного телевидения, и сотовая связь доступна только владельцам одного оператора. Про дороги и говорить не хочется. Да, в таких районах полноформатные банковские офисы с полным перечнем современных финансовых услуг появятся не скоро. В подобных условиях они никому не нужны. Однако стандартные потребности мы стараемся удовлетворять. Есть платежные терминалы, банкоматы, - все для того, чтобы человек мог пользоваться банковской картой, оплачивать товары и услуги. Кредиты можно оформлять дистанционно – через интернет.
Ссылка 0
0
Сергей Европейский индустриальный банк, Председатель Правления
12.07.2013 12:09:43
Отсутствие возможности в малонаселенных пунктах пользоваться банковскими услугами из-за того, что там просто нет банковских учреждений, не является критичной, т.к. в таких местах проживают, как правило, малоактивные в финансовом плане слои населения . Однако, данная категория физических, а в некоторых случаях и юридических лиц (предпринимателей) может быть вовлечена в потребление банковских продуктов путем открытия в таких населенных пунктах представительства банка в составе одного сотрудника (из местных) способного по системе банк-клиент выполнять 3-4 стандартных банковских операции. Для банка – это небольшие затраты, а клиентская база может быть увеличена.
Ссылка 0
1
Сергей Банк Расчетов и Сбережений, Заместитель Председателя Правления, Член Совета Директоров
12.07.2013 12:11:15
Да, актуальна. Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики, в небольших населенных пунктах (в городах с населением до 5 тыс. и в сельских населенных пунктах с населением не более 100 человек) проживает около 40 миллионов, или почти 30% населения страны. Банковские учреждения, как правило, в таких населенных пунктах отсутствуют.

Кроме того, количество действующих банков и их филиалов имеет тенденцию к сокращению, так как мелкие банки стараются укрупниться путем объединения с себе подобными или поглощаются более крупными кредитными организациями. Также банки сокращают убыточные подразделения в целях оптимизации расходов.

Повышение доступности банковских услуг мне видится за счет более широкого использования современных технологий дистанционного банковского обслуживания, которое, в свою очередь, невозможно без повышения общей компьютерной грамотности населения в регионах.

Сюда можно отнести и распространение сетей платежных терминалов (где экономически эффективно, банкоматов); более широкое использование интернет-банкинга, банковских карт; рассмотрение заявок на банковские услуги (кредиты, банковские карты и т.д.) через сайты банков.
Ссылка 1
Аналитика    Сегодня 11:24

Fixed Income Daily, 19 июля 2019

Аналитика УРАЛСИБ.

Аналитика    Сегодня 09:45

Утренний обзор. Внешний фон перед стартом торгов в России позитивный

Андрей Кочетков, ведущий аналитик «Открытие Брокер».

Точка зрения    Вчера 20:55

Новый глава ЕЦБ: без интриги

Вопрос с кандидатурой на пост нового главы ЕЦБ де-факто решен. Хотя формально Кристин Лагард еще не возглавила Европейский центробанк, рынок уже свыкся с мыслью о ее будущем назначении и не ждет жестких реформ, считает Сергей Дроздов, аналитик ГК "Финам".

Это интересно    Вчера 19:42

Роскомнадзор оштрафовал Google на 700 тысяч рублей

"Контрольным мероприятием зафиксировано, что Google производит выборочную фильтрацию поисковой выдачи - более трети ссылок из единого реестра запрещенной информации сохраняются в поиске. В отношении Google назначена сумма штрафа в размере 700 тысяч рублей", - говорится в сообщени...

Интервью    Вчера 17:52

BI, Artificial Intelligence и Machine Learning в банковском секторе

Какую роль играют сегодня такие технологии, как BI, AI и ML в банковском бизнесе? В кулуарах SAS Forum Russia 2019 – крупнейшей площадки, объединяющей бизнес-аналитиков, журнал «ПЛАС» побеседовал на эти и другие темы с Максимом Цукановым, руководителем практики клиентской анали...