|
В рамках ЕАЭС о создании общего регулятора пока говорить слишком рано, так как это очень серьезный шаг, который, по идее, должен завершать создание общего экономико-политического пространства. Но если наши страны решили идти по пути экономической интеграции, начинают объединять, в той или иной степени, экономики, то в отношении функционирования банковских институтов мы должны принимать правила игры друг друга.
|
Николай Сапронов
Пробизнесбанк, Вице-президент, Руководитель Департамента финансовых рынков ФГ Лайф, Лайф Капитал
По мере развития сотрудничества между странами ЕАЭС создание такого института может потребоваться, однако сейчас его появление едва ли целесообразно. Прежде всего, стоит отметить, что стандарты банковской практики и комплекс регулирующих их нормативно-правовых актов стран союза довольно сильно различаются. Проведение какой-то унификации, необходимой для полноценного функционирования регулятора, может изменить к худшему способность той или иной системы быстро адаптироваться к потребностям и изменяющимся экономическим условиям регионов. Можно вспомнить, что даже в Евросоюзе регуляторы оказались не в состоянии стандартизировать практику деятельности банков Греции и Кипра, не смогли предотвратить банковский кризис в Исландии.
Кроме того, регулятор должен иметь возможность определять параметры монетарной политики, и я сомневаюсь, что страны ЕАЭС готовы отказаться от автономии в этом вопросе. Здесь уместно вспомнить пример с построением отношений России и Беларуси: тема создания единой валюты Союзного государства всплывает с момента его появления, однако реальные шаги в направлении возникновения такой единицы отсутствуют. Это также может свидетельствовать о неготовности стран ЕАЭС отказаться от суверенитета в банковской сфере. Но, повторюсь, постепенная интеграция банковских систем может иметь место.
|
Создание в рамках ЕАЭС общего банковского регулятора, на мой взгляд, процесс сложный, но необходимый. Для чего потребуется не только заключение международных договоров с соответствующим предметом регулирования, базирующихся на нормах национального банковского законодательства и не ущемляющих интересы участников этих соглашений, но и создание единой системы наднациональных институтов банковского регулирования и надзора.
|