Письмо АРБ Руководителю Федеральной антимонопольной службы И.Артемьеву «О порядке применения неконкурентных заявок при закупке финансовых услуг в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ»

История переписки

Исх. № А-01/5-23 от 31.01.2019

Руководителю Федеральной
антимонопольной службы
Артемьеву И.Ю.

Уважаемый Игорь Юрьевич!

В практике кредитных организаций возникла правовая неопределенность в связи с применением некоторых норм Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) в части использования заказчиками неконкурентных заявок при закупке финансовых услуг кредитных организаций.

Статья 2 Закона № 223-ФЗ предусматривает, что при закупке товаров, услуг заказчики могут руководствоваться не только федеральными законами, но также принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положения о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Оно должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке может предусматриваться порядок проведения нескольких видов закупок, которые подразделяются на конкурентные и неконкурентные закупки.

На основании указанных норм в положениях о закупках нередко предусматривается возможность использования заказчиками неконкурентных закупок, в том числе путем закупок у единственного поставщика. Однако при проведении закупок заказчики обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными статьей 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе принципами недопустимости необоснованных ограничений конкуренции, экономически эффективного расходования денежных средств.

При проведении неконкурентных закупок указанные принципы, по мнению банков, нарушаются. В частности, в некоторых положениях о закупках предусматривается, что заказчики вправе закупать у единственного поставщика по своему выбору финансовые услуги, в том числе кредитные договоры, договоры о выдаче банковской гарантии.

По мнению банков, такие положения о закупках не соответствуют принципам осуществления закупочной деятельности, предусмотренным статьей 3 Закона № 223-ФЗ, согласно которой при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Поскольку кредитные организации сомневаются в законности указанной выше практики применения Закона № 223-ФЗ, возникает вопрос о правомерности заключения банками (кредиторами/гарантами) с заказчиками (заемщиками/принципалами) кредитных договоров и договоров о выдаче банковских гарантий по результатам закупки у единственного поставщика.

С одной стороны, в конкретных обстоятельствах нет никаких объективных причин (например, последствий чрезвычайных ситуаций) для использования неконкурентных закупок.

С другой стороны, положения о закупках допускают закупку заказчиками кредитных договоров и договоров о выдаче банковских гарантий у единственного поставщика во всех случаях, в том числе при отсутствии для этого объективных причин. Никаких ограничений по содержанию указанных положений о закупках законодательство не содержит, за исключением принципов осуществления закупочной деятельности, предусмотренных статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Учитывая практическую значимость поставленного вопроса, просим Вас высказать по нему официальную позицию Федеральной антимонопольной службы.

Президент

Г.А. Тосунян


Исп. Ефимова Л.Г., тел. (495) 691-50-53



История переписки Прикрепленные документы

Читай также

Мы на Facebook



АРБ Шпаргалка

Плетем корзину. Как подбирают пары доллару, иене и франку
ПРАЙМ рассказывает...

5 способов сохранить и приумножить капитал
Советы от профессора РЭУ им. Г.В. Плеханова...

Как организовать и провести отпуск без финансовых потерь
АК БАРС БАНК и "Реальное время" делятся лайфхаками...

Дать в долг государству: что такое ОФЗ и евробонды
ПРАЙМ объясняет...

Быстрые деньги, гигантский процент: что скрывают МФО
Для получения кредита необходимо обращаться в банк. Но что делать, если банк не готов выдавать деньги под проценты тем, в ком видит слишком рискового заемщика? На этот случай существует специальный механизм – микрофинансирование. ПРАЙМ объясняет тонкости вопроса.

Как россиянам распознать грядущий крах банка
О том, по каким признакам можно распознать грядущий отзыв лицензии, рассказал РИА Новости младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин.