Письмо АРБ Председателю Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Э. С. "О разделении балансового счета № 40821".

Исх.№ А-02/5-334 от 19.06.2019

Председателю
Центрального банка
Российской Федерации
Набиуллиной Э. С.

О разделении балансового счета № 40821

Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

Ассоциация российских банков обращается к Вам по просьбе банков – членов АРБ по вопросу о внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (далее – Положение № 579-П), связанных с разделением счета № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» на два балансовых счета.

В соответствии с частью 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Частью 18 статьи 4 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет.

Согласно подпункту 4.44 пункта 4 раздела 4 главы А части II Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения (Приложение к Положению № 579-П) счет № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» является специальным банковским счетом, открываемым платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, счет № 40821 является единым специальным банковским счетом и для платежного агента/ банковского платежного агента (субагента), и для поставщика.

При этом банки отмечают следующее.

Как следует из пункта 1 статьи 2 Закона № 103-ФЗ поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с Законом № 103-ФЗ, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (пункт 3 статьи 2 Закона № 103-ФЗ).

Однако на практике достаточно часто организации, называющие себя поставщиками, осуществляют различную деятельность, предполагающую как получение денег за поставленные услуги, так и перераспределение этих денег в пользу третьих лиц.

Установить, какую именно деятельность будет осуществлять клиент, при приеме его на обслуживание банки не могут. Зачастую это затруднительно сделать и при анализе операций по счету клиента, с учетом того, что, как было указано выше, балансовый счет и у поставщиков, и у платежных агентов один и тот же, а другие критерии установить достаточно сложно.

Идентификация назначения денежных средств, находящихся на рассматриваемом специальном банковском счете, и, как следствие, определение их принадлежности (владельцу счета или третьим лицам) имеет существенное значение для разрешения вопроса о возможности обращения взыскания на денежные средства клиента (в т. ч. по исполнительным документам).

Ни действующие нормативно-правовые акты, ни судебная практика не дают точного ответа, как именно необходимо действовать банкам в рассматриваемой ситуации.

При такой неопределенности банки, действуя добросовестно, принимают на себя серьезные риски, связанные с возникновением спорных ситуаций с клиентами.

Если банк осуществляет взыскание, то риск состоит в оспаривании этого списания клиентом - владельцем счета со ссылкой на то, что взыскание произведено на не принадлежащие ему денежные средства. В случае обращения клиента банка в суд и удовлетворения его иска банку придется возвратить списанную сумму, выплатить проценты за пользование денежными средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также возместить причиненные убытки (при их доказанности).

Если банк отказывает во взыскании, то возникает риск в оспаривании такого отказа, и:

- на банк может быть возложена ответственность, предусмотренная статьей 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае отказа исполнения исполнительного документа);

- у банка взыскатель может потребовать возмещения причиненных ему неисполнением убытков (если исполнительный лист представлен в банк взыскателем);

- на банк может быть возложена ответственность, предусмотренная статьей 135 Налогового кодекса Российской Федерации (в случае отказа во взыскании на основании поручения налогового органа).

Данная неопределенность также способствует развитию злоупотреблений со стороны клиентов банков, которые при обращении взыскания на их денежные средства пытаются убедить банк в том, что это денежные средства третьих лиц (например, деньги физических лиц или деньги, подлежащие передаче поставщикам). Права взыскателей нарушаются.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации о том, что банк должен осуществлять взыскание денежных средств со специального банковского счета только в части средств, принадлежащих поставщику (владельцу счета) , на наш взгляд, является достаточно обоснованной. Однако на практике у банков нет фактической возможности при осуществлении взыскания определить, являются ли находящиеся на соответствующем счете деньги собственными деньгами владельца счета.

По нашему мнению, упростить процесс идентификации находящихся на рассматриваемом специальном банковском счете денежных средств могло бы разделение счета № 40821 на счет № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента)» и счет № 40822 «Специальный банковский счет поставщика» (с соответствующим изменением последующей нумерации балансовых счетов).

Это позволило бы владельцу счета точно указывать банку, для ведения какой именно деятельности он намерен открыть счет (счет поставщика или счет платежного агента) и предоставило бы банку возможность однозначно квалифицировать находящиеся на соответствующем счете деньги (либо как принадлежащие данному клиенту, либо как не принадлежащие ему) для решения вопроса об обращении на них взыскания.

При совмещении клиентом обоих видов деятельности (и поставщика, и платежного агента) у него будет иметься возможность открытия двух счетов и самостоятельного регулирования входящего денежного потока по каждому из них путем указания соответствующих реквизитов. Реквизиты (определенный номер счета) клиент сможет сообщать своим контрагентам для правильного зачисления денежных средств.

В связи с вышеизложенным просим Банк России рассмотреть вопрос о целесообразности разделения счета № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» на счет № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента)» и счет № 40822 «Специальный банковский счет поставщика» (с изменением последующей нумерации балансовых счетов) и внесения соответствующих изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения и совершенствования действующих нормативно-правовых актов.


С уважением,

Президент
Г. А. Тосунян


Прикрепленные документы

Читай также

Мы на Facebook