Письмо АРБ Председателю ЦБ РФ Э.Набиуллиной О тексте законопроекта «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций».

История переписки

Исх. № А-02/1Э-539 от 29.11.2017

Председателю
Банка России
г-же Набиуллиной Э.С.


Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

В связи с подготовкой поправок в текст законопроекта № 517191-6 «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» и с учётом опыта деятельности института финансового омбудсмена при Ассоциации российских банков считаем необходимым довести до Вашего сведения наши предложения по включению в текст законопроекта следующих положений:

1. Для организации эффективного взаимодействия Службы финансового уполномоченного с участниками рынка считаем необходимым указать, что «решение Финансового уполномоченного принимается в отношении каждого конкретного обращения и не может служить основанием для предъявления иска в суд в пользу неопределённого круга потребителей и / или принятия административных, надзорных и иных мер воздействия»;

2. Для обеспечения независимости Службы Финансового уполномоченного при принятии решений по итогам рассмотрения обращений в случае использования Службой информационных систем, предоставленных иными организациями на основании специальных соглашений, и для организации эффективного взаимодействия Службы финансового уполномоченного с участниками рынка «предусмотреть невозможность использования данных, хранимых, обрабатываемых и используемых Службой финансового уполномоченного с помощью таких информационных систем сторонами, предоставившими их в пользование»;

3. В связи с высокими репутационными рисками для финансовых организаций, а также рисками потери персональных данных и разглашения банковской тайны лиц, обратившихся в Службу Финансового уполномоченного, указать, что «Финансовый уполномоченный вправе обмениваться информацией, в том числе содержащей персональные данные потребителей финансовых услуг, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Банком России в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации на основании соглашения, предусматривающего обмен такой информацией», тем самым исключив иные способы передачи данных любым иным организациям;

4. Для организации эффективного взаимодействия Службы финансового уполномоченного с участниками рынка считаем необходимым не ограничивать частоту, способы, формат и объём данных, публикуемых Службой по итогам рассмотрения обращений с учётом обеспечения сохранности персональных данных и банковской тайны клиентов;

5. В целях предотвращения конфликта интересов при осуществлении финансовыми уполномоченными их обязанностей предлагаем указать, что «финансовым уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет с высшим образованием, имеющий опыт работы в сфере финансовых рынков, регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке в совокупности не менее 5 лет либо имеющий стаж работы судьёй не менее 5 лет. В течение трёх лет до момента назначения на должность финансового уполномоченного кандидат не вправе работать в какой-либо финансовой организации»;

6. В связи с высокой социальной значимостью и с учётом необходимости наличия достаточного опыта публичной деятельности финансового уполномоченного предлагаем указать, что «предельный возраст пребывания в должности Финансового уполномоченного – семьдесят лет. Ограничение по предельному возрасту не распространяется на Главного финансового уполномоченного»;

7. Для обеспечения равного представительства всех участников финансового рынка считаем, что в Совете Службы Финансового Уполномоченного, кроме Главного финансового уполномоченного должны состоять «не менее пяти представителей саморегулируемых организаций или общественных объединений в сфере финансового рынка, члены которых являются финансовыми организациями, обязанными взаимодействовать с Финансовым уполномоченным в соответствии с настоящим Федеральным законом, не более пяти представителей общественных объединений, осуществляющих защиту прав потребителей финансовых услуг, не менее одного представителя Банка России и не менее одного представителя Министерства финансов РФ»;

8. Для развития института финансового уполномоченного предлагаем включить в список организаций, которые могут осуществлять взаимодействие со Службой Финансового Уполномоченного на добровольной основе «компании, осуществляющие взыскание просроченной задолженности на профессиональной основе».

Считаем необходимым дальнейшее публичное обсуждение данных вопросов и всегда готовы принять в нём самое активное участие.

С уважением,
Президент

Г. А. Тосунян


Исп.: Мехтиев Э.О. тел. +7 (495) 691-07-03



История переписки Прикрепленные документы

Читай также