Письмо АРБ Председателю ЦБ РФ Э.Набиуллиной «О предложениях Ассоциации российских банков в целях развития кредитования малого и среднего бизнеса»

Исх. № А-02/1Л-138 от 25/05/2018

Председателю
Центрального банка
Российской Федерации
Набиуллиной Э.С.


Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков – членов АРБ, касающимися порядка применения Положения Банка России о правилах осуществления перевода денежных средств от 19.07.2002 № 383-П (далее – Положение № 383-П) в случае предъявления требования налогового органа о списании задолженности по налогам и сборам с текущего счета физического лица.

Согласно нормам законодательства о налогах и сборах (ст. ст. 46, 76 НК РФ) приостановление операций по счетам в банке как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и внесудебный порядок взыскания налоговой задолженности применяются в отношении счетов конкретных категорий налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов), относящихся к субъектам предпринимательской деятельности и поименованных в указанных статьях. Соответствующий перечень является закрытым, расширительному толкованию не подлежит и не подразумевает его применения к физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.

Тем не менее в последнее время налоговые органы в обеспечение исполнения обязательств налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей стали направлять в кредитные организации решения о приостановлении операций по счетам и инкассовые поручения с требованием о списании сумм задолженности по налогам и сборам также с текущих счетов указанных лиц, открываемых не для ведения предпринимательской деятельности.

При этом налоговые органы руководствуются позицией, которая была изложена в письме Минфина России от 20.07.2017 № 03-02-07/2/46472 и доведена до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 04.09.2017 № ГД-4-8/17567. В названном письме Минфин России, применяя расширительное толкование норм законодательства о налогах и сборах, указывает, что ст. 46 НК РФ не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налогов на счета физических лиц – индивидуальных предпринимателей (в том числе текущие счета), определенные п. 2 ст. 11 НК РФ, но открываемые не для осуществления предпринимательской деятельности.

С учетом формирования новой практики взыскания задолженности кредитные организации в целях минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушение норм законодательства о налогах и сборах вынуждены исполнять распоряжения налоговых органов о безакцептном списании налоговой задолженности с текущих счетов физических лиц.

Однако кредитные организации сталкиваются с серьезными трудностями при принятии к исполнению подобных распоряжений налогового органа.

В Положении № 383-П установлено, что списание денежных средств с текущего счета физического лица осуществляется банком по распоряжению владельца счета, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств.

В соответствии с п. 2.10 Положения № 383-П при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика – физического лица распоряжения, если иное не предусмотрено законодательством или договором, не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения. Очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков – физических лиц не ведется.

Таким образом, Положение № 383-П не предусматривает ведение картотеки неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица.

В этой связи у кредитных организаций возникают следующие вопросы, касающиеся порядка списания задолженности по налогам и сборам с текущих счетов физических лиц:

1) вправе ли кредитные организации производить списание денежных средств с текущего счета физического лица на основании предъявленных налоговым органом инкассовых поручений о погашении задолженности по налогам и сборам;

2) в случае, если указанные списания правомерны, должна ли кредитная организация вести очередь не исполненных в срок распоряжений к текущему счету физического лица;

3) какими правилами следует руководствоваться кредитным организациям при определении порядка учета неисполненных или частично исполненных исполнительных документов, сформированных к текущему счету физического лица.

Ассоциация просит Вас высказать официальную позицию Банка России по вышеуказанным вопросам и выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество.

Важной задачей, поставленной Президентом РФ в Указе от 7.05.18г. № 204, является задача развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Так как МСП является существенной составляющей современной рыночной экономики, позволяет обеспечить самореализацию граждан, обеспечивает занятость населения, диверсификацию и высокий уровень конкуренции в экономике.

Банк России посвятил данному вопросу раздел в своей «Стратегии повышения финансовой доступности в РФ на период 2018-2020 годов».

Специфика российского МСП заключается в превалировании микропредприятий (95,4% от общего числа МСП) со средним числом 1,2 работников. Данный сегмент предприятий испытывает острый дефицит в оборотных и основных средствах. В силу низкой квалификации, дефицита кадров и свободного времени микропредприятия не имеют возможности представлять в кредитные организации качественно подготовленные документы для получения надлежащего финансирования.

В силу небольших потребностей (от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей) основной массы предпринимателей и высоких требованиях, предъявляемых Центральным банком РФ к системе мониторинга банком состояния клиента и резервированию на возможные потери по ссудам заемщикам – субъектам малого бизнеса, они представляют небольшой интерес для банков: затраты банка на анализ кредитной заявки, резервирование и сопровождение выданного кредита в соответствии с действующими требованиями в большинстве случаев формируют запретительную ставку для данной категории заемщиков.

В целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого бизнеса предлагаем внести в нормативные документы Центрального банка РФ положения, упрощающие и удешевляющие выдачу банками микрокредитов (кредитов субъектом МСП в размере до 5 млн рублей) и их последующий мониторинг. Для устранения риска «расщепления» кредитов целесообразно предусмотреть такой упрощенный порядок выдачи микрокредитов при ограничении совокупной кредитной задолженности субъекта МСП.

Также направляю Вам предложения банков к размещенному на сайте Центрального Банка РФ проекту указаний «О внесении изменений в 590-П», направленные на повышение доступности кредитов для субъектов МСП (прилагаются).

Приложение: Предложения банков, направленные на расширение доступности кредитов для субъектов МСП – на 12 л.

С уважением,
Президент

Г.А. Тосунян 


Исполнитель: Логинов И.Э.
Тел.: 916-610-36-67

Прикрепленные документы

Читай также