Письмо АРБ Председателю Комитета ГД РФ по контролю и Регламенту О.Савастьяновой «О необходимости урегулирования на нормативном уровне процедуры ознакомления с актом проверки»

Исх. № А-01/5-154 от 15.06.2018 г.

Председателю Комитета
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
по контролю и Регламенту
О. В. Савастьяновой


Уважаемая Ольга Викторовна!

Обращаемся к Вам в связи с подготовкой ко второму чтению проекта федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - законопроект), имеющего целью повышение результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также снижение избыточного вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.

В Ассоциацию обратились банки – члены АРБ касательно формирования однозначного подхода в решении вопроса о процедуре ознакомления с актом проверки.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

На практике же банки сталкиваются с тем, что проверяющие органы несмотря на наличие полномочного представителя банка в месте проводимой проверки, игнорируя требование действующего законодательства о первоочередности вручения акта проверки под расписку об ознакомлении с ним, направляют акты заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Однако именно процедура ознакомления с актом проверки путем вызова представителя для составления акта проверки (и, возможно, выдачи предписания) на определенную дату дает возможность при непосредственном общении с проверяющими лицами достичь следующих результатов:

- проверяемым лицам привести свои аргументы по «нарушениям» и снять ошибочно сделанные замечания, в т. ч. избегая неправомерной выдачи предписаний, что также позволяет снизить нагрузку на судебную систему,

- исключить ситуацию направления проверяющими лицами актов проверки «задними числами»,

- исключить неоправданное расходование бюджетных средств на оплату почтовых услуг, связанное с направлением проверяющими лицами актов проверки почтовыми отправлениями с уведомлениями о вручении.

Помимо этого, отсутствие закрепленной на законодательном уровне конкретизации процесса вручения актов проверки, а также спорность толкования части 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ порождает неопределенность в вопросе принятия проверяющими органами решения о направлении акта заказным письмом с уведомлением о вручении.

Данная проблема была рассмотрена в мае с. г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации на заседании рабочей группы по взаимодействию с Ассоциацией российских банков в вопросах соблюдения прав кредитных учреждений. По итогам обсуждения членами рабочей группы были сделаны выводы о необходимости детальной регламентации процедуры ознакомления с актом проверки на нормативном уровне.

В связи с тем, что разрешение данного вопроса представляется возможным через четкое урегулирование порядка вручения проверяющими лицами актов проверки проверяемым лицам, Ассоциацией были подготовлены предложения по внесению изменений в статью 59 законопроекта (прилагается).

На основании вышеизложенного просим Вас рассмотреть и поддержать предлагаемые Ассоциацией изменения в статью 59 проекта федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Приложение на 4 (четырех) листах.


С уважением,
Президент

Г.А. Тосунян


Исп.: Митяшова Л.А., Хабарова М. С.
Тел.: (495) 691-50-53

Прикрепленные документы

Читай также