Письмо АРБ Председателю Комитета ГД ФС РФ по государственному строительству и законодательству П.Крашенинникову «О введении в действующее законодательство института специального социального банковского счета»

Исх. № А-01/5-483 от 07.11.2017

Председателю Комитета
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
по государственному строительству
и законодательству
Крашенинникову П. В.


Уважаемый Павел Владимирович!

Обращаемся к Вам в связи с внесением в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона № 221778-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект), целью которого является создание специального социального банковского счета (далее – социальный счет), предназначенного только для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание.

Следует отметить, что вопрос о необходимости введения в действующее законодательство социального счета на протяжении длительного времени является одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации. В частности, с целью обеспечения соблюдения правового режима платежей социального характера Ассоциацией неоднократно предлагалось ввести в главу 45 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации такой правовой механизм как специальный счет для социальных выплат. Однако указанное предложение банковского сообщества не нашло отражения в принятом 26 июля 2017 года Федеральном законе № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отсутствие социального счета нередко приводит к привлечению банков к ответственности за ошибки, возникающие, как правило, из-за фактической сложности разделения соответствующих потоков денежных средств, отнесенных к социальным выплатам, и обладающих иммунитетом от взыскания.

В этой связи Ассоциация российских банков целиком поддерживает концепцию законопроекта. При этом считаем возможным сообщить о необходимости его доработки в связи с нижеследующим.

1. Поскольку для физического лица – потенциального владельца социального счета в законопроекте не предусматривается обязанность по открытию социального счета, представляется необходимым в законопроекте закрепить положение о том, что иммунитет от взыскания денежных средств, являющихся социальными выплатами, распространяется только на средства, находящиеся на социальном счете. Это позволит клиенту – получателю социальных выплат сделать осознанный выбор: открыть социальный счет либо получать денежные средства на любой свой иной счет, не обладающий иммунитетом от взыскания.

2. На подзаконном уровне необходимо урегулировать порядок идентификации переводов денежных средств, подлежащих зачислению на социальный счет. В противном случае банки не смогут однозначно идентифицировать выплаты для зачисления именно на социальный счет и произвести их зачисление на него.

Так, прежде всего, невозможность однозначной автоматизированной идентификации социальных выплат является в настоящий момент первопричиной проблемы, связанной со сложностью выделения денежных средств, относящихся к социальными выплатам и обладающих иммунитетом, из общей массы поступающих на счет денежных средств.

Введение соответствующих кодов, например, по аналогии с кодами бюджетных платежей по налогам, по группам (доходы физических лиц, на которые может быть обращено взыскание, и доходы, на которые не может быть обращено взыскание) позволит автоматизировать данный процесс и не допустить зачисления на социальный счет иных средств.

Наряду с изложенным считаем необходимым предусмотреть в законопроекте полномочия Банка России по указанию в нормативных актах положений об обязанности плательщика указывать в расчетном документе код субсидий, алиментов, пособий и прочих социальных выплат и, соответственно, меры ответственности за ненадлежащее исполнение плательщиком указанного требования.

3. Во избежание возникновения споров между отправителями платежей, банками и их клиентами – физическими лицами, а также необоснованного привлечения банков к ответственности представляется необходимым в законопроекте определить, что банки не несут ответственность за ошибочное зачисления денежных средств на социальный счет, если такое зачисление было осуществлено по вине отправителя (например, ошибочное назначении платежа и (или) сумма платежа).

Также представляется целесообразным урегулировать в законопроекте порядок оперативного возврата таких ошибочно зачисленных сумм путем предоставления банку права списания данных денежных средств со счета клиента при их наличии на счете без оформления заранее данного клиентом акцепта (с учетом соблюдения требований противолегализационного законодательства).

4. Полагаем нецелесообразным включать в ГК РФ положения об открываемом к специальному счету субсчете, т. к. речь идет о внутреннем счете (счете для целей учета), который не является банковским счетом в понимании ГК РФ.

Вопрос об учете предусмотренных пунктом 3 предлагаемой законопроектом редакции статьи 360.12 ГК РФ социальных выплат отдельно от других социальных выплат целесообразно урегулировать в нормативных актах Банка России.

Кроме того, в План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций необходимо ввести новый счет для учета именно социальных выплат, принимая во внимание: особый режим денежных средств, являющихся социальными выплатами, наделяющий их иммунитетом от взыскания и включения в конкурсную массу при банкротстве гражданина; обособление вышеуказанной категории социальных выплат; целесообразность установления упрощенного порядка списания ошибочно зачисленных денежных средств на социальный счет; и во избежание возникновения проблемы, связанной с технической невозможностью обособления социальных выплат от иных денежных средств, учитываемых на счете физического лица № 40817. Введение такого отдельного счета также позволит сохранить установленный электронный документооборот между банками и ФССП России.

5. В соответствии с пунктом 3 предлагаемой законопроектом редакции статьи 860.13 ГК РФ в случае признания владельца счета банкротом, денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете, в конкурсную массу не включаются.

В связи с этим предлагаем внести в пункт 3 статьи 213.25 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изменения, согласно которым из конкурсной массы исключается также имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским законодательством.

6. Для регулирования социальных счетов необходимы разработка соответствующих подзаконных актов и корректировка банками технологических процессов. В этой связи считаем необходимым установить в законопроекте, что срок вступления его в силу должен быть не менее трех месяцев.

На основании вышеизложенного просим Вас принять во внимание позицию банковского общества по вопросу правового регулирования специальных социальных банковских счетов и учесть её при доработке проекта федерального закона № 221778-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации».


С уважением,
Президент

Г.А. Тосунян


Исп.: Митяшова Л.А., Хабарова М. С.;
Тел.: (495) 691-50-53

Аналогичное письмо направлено в Банк России на имя Набиуллиной Э.С. (№ А-02/5-484 от 07.11.2017)

Читай также