Письмо АРБ Председателю Банка России Набиуллиной Э.С. "О докладе Банка России «Финансовый рынок. Новые задачи в современных условиях»"

Исх.№А-02/11-394
от 31.08.2022

Председателю
Банка России
Набиуллиной Э. С.

О докладе Банка России
«Финансовый рынок.
Новые задачи в
современных условиях»


Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

В Ассоциации российских банков (АРБ) состоялось обсуждение кредитными организациями – членами АРБ доклада Банка России «Финансовый рынок. Новые задачи в современных условиях» (далее – доклад Банка России).

Кредитные организации, принявшие участие в обсуждении доклада (далее кредитные организации), высоко оценивают усилия Банка России по стабилизации финансового рынка в текущих сложных геополитических условиях и его дальнейшему развития.

Кредитные организации также считают представленный доклад Банка России, как весьма своевременный и охватывающий все области финансового рынка.

В отношении содержания доклада Банка России кредитные организации считают необходимым отметить следующее.

1. Кредитные организации считают излишне оптимистичным вывод, содержащийся в Докладе Банка России, что банковская система в целом справилась с введенными санкциями и способна самостоятельно восстановить финансовую устойчивость, в связи с чем системной докапитализации ей не требуется (раздел 1 - Обеспечение устойчивости финансовых организаций и раскрытие информации).

По мнению кредитных организаций, учитывая объем реструктурированых ссуд в портфелях кредитных организаций, а также объемы заблокированных активов в банках недружественных стран, докапитализация может потребоваться значительному числу кредитных организаций.

По информации Банка России, только за период с февраля по июнь 2022 год кредитные организации реструктурировали 19,3% своего корпоративного кредитного портфеля, что превышает запас капитала банковского сектора по состоянию на 1 февраля 2022 года (6,6 трлн. руб.) на 27,3%.

Текущий кризис затрагивает широкий спектр отраслей экономики Российской Федерации ввиду нарушения логистических цепочек, волатильности курсов валют, снижения спроса на товары российского экспорта, роста транзакционных рисков, и других факторов. Исходя из этого, объем реструктурированных кредитов, по оценкам кредитных организаций, будет увеличиваться.

По мнению экспертов, 50-60% реструктурированных ссуд в дальнейшем могут перейти в разряд проблемных с необходимостью досоздания резервов на возможные потери, отсрочка по формированию которых действует в соответствии с решением Банка России только до конца 2022 года.

По расчетам одной из кредитных организаций, при уровне дефолта по кредитному портфелю 20% совокупный капитал банковской системы полностью обнулится, при уровне дефолта 10% около 100 банков будут нуждаться в докапитализации.

Учитывая, что меры поддержки кредитных организаций со стороны регулятора в настоящее время ограничиваются отсрочкой по созданию резервов на возможные потери по заблокированным активам в банках недружественных стран и ссудной задолженности заемщиков, подвергшихся санкциям недружественных стран, а также отсрочкой по отражению в балансе убытков от переоценки ценных бумаг, по оценке Банка ВТБ, только данному банку понадобится 8-10 лет для создания резервов на возможные потери по проблемным активам в необходимом объеме.

Приведенная в докладе Банка России возможная мера поддержки финансового сектора в виде создания «автономного фонда поддержки банковского сектора», формируемого за счет отчислений финансовых посредников (т.е. кредитных организаций) (далее – Фонд) по аналогии с фондом страхования вкладов, вызвала у кредитных организаций множество вопросов.

Кредитные организации полагают, что крайне сложно на практике будет разграничить убытки от использования кредитными организациями рисковых бизнес-моделей от убытков, связанных с форс-мажорными обстоятельствами, при возникновении которых, как это указанно в докладе Банка России, возможно будет воспользоваться средствами Фонда.

Кроме того, вызывает сомнение наличие у большинства кредитных организаций финансовой возможности осуществлять формирование Фонда.

По состоянию на 1 января 2022 года совокупный капитал всех кредитных организаций Российской Федерации составлял 12 трлн. руб. По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, осуществленной в конце марта 2022 года, необходимый объем докапитализации банковской системы России, составлял 3,5 трлн. рублей (или 29,2 % от капитала всех кредитных организаций Российской Федерации), из которых 2,2 – меры государственной поддержки.

По мнению ряда аналитиков, докапитализация потребуется 129 банкам, на которые приходится 68% активов банковского сектора, определенных за исключением активов ПАО Сбербанк.

В условиях, когда у большинства кредитных организаций остро стоит вопрос увеличения капитала, дополнительная нагрузка в виде отчислений в фонд является неприемлемой, особенно, учитывая, что размер отчислений в Фонд будет необходим размере не менее 10% от капитала кредитной организации, исходя из совокупной оценки необходимой докапитализации банковской системы России в размере 2 трлн. рублей.

Учитывая изложенное кредитные организации предлагают, в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций рассмотреть вопрос о докапитализации банковского сектора за счет средств Фонда национального благосостояния Российской Федерации.

Также принципиально важным является обеспечение возможности равного доступа к докапитализации для всех участников банковского рынка, а не только крупнейших федеральных кредитных организаций.

В текущей ситуации еще большую актуальность приобретает проблема чрезвычайно высокой доли участия государства в банковском секторе, учитывая направленность санкций недружественных стран, прежде всего, на кредитные организации с государственным участием.

2. По разделу 2 «Банковский сектор» кредитные организации отмечают следующее.

Указанный раздел касается только двух, безусловно, важных для стабильности и развития банковского сектора направлений: трансформации валютной структуры банковских операций (пункт 2.1) и участия банков в финансировании экономического развития (пункт 2.2). При этом он не затрагивает иные не менее важные и актуальные для банковского сообщества темы, такие как недобросовестная конкуренция в банковской сфере, проблема огосударствления банковской системы Российской Федерации и вопросы ее реформирования.

Кредитные организации отмечают, что, к сожалению, в текущей геополитической ситуации в полной мере реализовался системный риск концентрации в банковском секторе, связанный с его огосударствлением, в результате чего под санкциями оказались кредитные организации, активы которых составляют около 75% активов банковского сектора страны.

О наличии данного риска и его высоком уровне все последние годы постоянно говорила Ассоциация российских банков.

Концентрация показателей в банковском секторе на крупнейших игроках достигла максимальных значений к концу 2021 года.

На активы 13 системно значимых кредитных организаций по состоянию на 1 января 2922 года приходилось более 75% активов и более 93,4% капитала банковской сектора Российской Федерации. При этом, на все 166 региональных банков приходится лишь 5,6% активов банковского сектора России.

Учитывая изложенное, по мнению кредитных организаций, с целью снижения риска концентрации в банковском сфере особенно актуальным является вопрос реализации системных мер поддержки малых и средних региональных кредитных организаций, в том числе мер поддержки, сформулированных по итогам съезда АРБ в апреле 2022 года (письмо АРБ от 12.04.2022 № А-02/11-154).

Сформулированная в докладе Банка России мера, направленная на расширение потенциала развития региональных банков, в виде создания специальных банковских объединений с принятием банками солидарной ответственности по обязательствам друг друга, сохранением частичной операционной самостоятельности и делегированием ряда функций головной организации, вызвала у кредитных организаций множество вопросов.

Так, из доклада неясно, какие выгоды получит региональная кредитная организация от «вступления» в объединение, какая кредитная организация возьмет на себя функции головного банка и каковы стимулы, побуждающие данную кредитную организацию принять на себя функции головного банка. Неясны также и процедуры формирования группы.

В докладе не приведены примеры из международной практики успешной деятельности подобных образований.

2.1 Касательно мероприятий раздела 2.1 «Трансформация валютной структуры банковских операций» доклада Банка России кредитные организации отметили следующее.

В условиях отсутствия ясности в отношении мер финансовой поддержки, которые могут быть оказаны кредитным организациям, сложно оценить влияние заявленного Банком России процесса трансформация валютной структуры банковских операций на показатели финансовой устойчивости и капитал кредитных организаций в виде анонсированного Банком России установления надбавок к коэффициентам риска по требованиям в иностранных валютах недружественных стран, применяемых в целях расчета нормативов достаточности капитала кредитных организаций, размер которых Банком России также не был объявлен.

По мнению кредитных организаций, указанная мера едва ли будет способствовать «освобождению» балансов кредитных организаций от валют «недружественных» стран, но может сказаться на показателях их достаточности собственных средств и снизить потенциал кредитных организаций по кредитованию экономики.

Следует учитывать, что значительные денежные средства и ценные бумаги, номинированные в валютах недружественных стран, практически заморожены на счетах в банках недружественных стран, в связи с чем кредитные организации не имеют возможности по проведению в отношении данных активов операций по их конвертации либо продаже.

Полагаем, что процесс «девалютизиции» в большей мере зависит от клиентов кредитных организаций и от их перехода на расчеты в валюте дружественных стран и в российских рублях.

В этих целях важно создать экономическим субъектам - клиентам условия для перестройки бизнеса, поиска новых бизнес – партнеров из числа резидентов дружественных стран и перехода на расчеты в валютах этих стран либо в национальной валюте Российской Федерации.

Также предлагается рассмотреть актуальность применяемого регулирования достаточности капитала кредитных организаций, основанного на положениях стандартов Базеля – 3 («Basel III: Finalising post – crisis reforms»), например, в части исключения применения более низких коэффициентов риска к активам, номинированным в валютах «недружественных» стран, по сравнению с требованиями, номинированными в национальных валютах дружественных стран, в том числе стран – ЕАЭС.

Кредитные организации отмечают также определенное противоречие между негативной реакцией Банка России на введение кредитными организациями платы за обслуживание текущих валютных счетов физических лиц, в качестве меры, побуждающей клиентов кредитных организаций выходить из активов, номинированных в валютах недружественных стран, с одной стороны, и одновременным введением повышенных отчислений в фонд обязательных резервов (ФОР) и повышенных коэффициентов риска в целях расчета нормативов достаточности капитала в отношении активов, номинированных в валютах таких стран, другой стороны. Указанные меры еще более увеличат экономическую стоимость для кредитных организаций инструментов в иностранной валюте, ухудшая их финансовое состояние.

Кроме того, кредитные организации отмечают, что, несмотря на публично озвученную рекомендацию кредитным организациям не вводить комиссии за введение текущих счетов физических лиц без персонального уведомления каждого клиента, ряд крупных игроков активно используют данную меру для побуждения клиентов к выходу их токсичных валют. В то время как региональные кредитные организации, напротив, продолжают строго следовать рекомендациям Банка России, что создает неравное поле игры для разных групп кредитных организаций.

По мнению кредитных организаций, процесс трансформация валютной структуры банковских операций, заявленный Банком России, по сути оставляет физическим лицам единственно возможное действие для сохранения сбережений в валюте недружественных стран - вывод данных средств из российских банков на счета, открытые в банках-нерезидентах.

Альтернативный вариант – конвертация гражданами своих сбережений в российский рубль будет означать для физического лица потерю 20% средств по сравнению их объемом, оцениваемым с использованием курсов доллара США и ЕВРО к российскому рублю по состоянию на 24 февраля 2022 года.

Указанное, по мнению кредитных организаций, не способствует сохранению доверия граждан к отечественной финансовой системе.

Учитывая, что средства населения составляют основу пассивов кредитных организаций (на начало 2022 года доля средств граждан в пассивах банковской системы составила порядка 31%) в целях обеспечения доверия граждан к финансовой системе Российской Федерации необходимо в Стратегии развития финансового рынка выделить отдельный раздел по работе кредитных организаций с населением, включающий подразделы по работе с вкладчиками, заемщиками, осуществлению расчетов, продаже финансовых продуктов.

Отсутствие стратегического подхода по работе с физическими лицами по привлеченным средствам в иностранной валюте привело к непродуманным действиям ряда банков по установлению комиссий за ведение счетов в иностранной валюте.

В связи с тем, что население уже понесло на фондовом рынке значительные потери денежных средств в результате массового вложения в 2020 – 2021 годах денежных средств в инструменты фондового рынка, активно рекламируемые, а порою и навязываемые некоторыми финансовыми организациями, перспективы возврата которых остаются неясными, новые значительные финансовые потери физических лиц по уплате комиссий за ведение счетов в иностранной валюте могут способствовать существенному снижению доверия граждан к финансовой системе Российской Федерации.

К сожалению, доклад Банка России не содержит мер по работе с заблокированными активами российских резидентов в банках – резидентах – недружественных стран, без которых, по мнению кредитных организаций, невозможна трансформация валютной структуры банковских операций.

Кредитные организации предлагают рассмотреть возможность использования денежных средств, заблокированных в иностранных депозитариях, в качестве активов, пригодных для включения в единый пул обеспечения для осуществления операций с центральным контрагентом, а также для включения в пул нерыночных активов в соответствии с указанием Банка России от 22.05.2018 № 4801-У «О форме и условиях рефинансирования КО под обеспечение».

Кредитные организации предлагают рассмотреть также возможность перевода обязательств НКО АО НРД перед кредитными организациями в активы, способные приносить кредитным организациям процентный доход, в целях частичного покрытия убытков кредитных организаций от заморозки значительных денежных средств и активов в НКО АО НРД в связи с введением в отношении него санкций недружественными странами.

2.2 Касательно мероприятий подраздела 2.2. по стимулированию участия кредитных организаций в финансировании экономического развития кредитные организации отмечают, что в текущей ситуации реальное финансирование инвестиционных проектов могут осуществлять только государственные институты развития (ВЭБ РФ и др.), тогда как частные банки могут выступать как агенты этих институтов в регионах своего присутствия по реализации инвестпроектов.

В условиях, когда горизонт планирования для коммерческих структур сократился до 3 – 6 месяцев, ожидать возобновления активной фазы инвестирования со стороны частных кредитных организаций, как минимум до конца этого года, представляется маловероятным.

В этой связи кредитным организациям представляется актуальной реализация подпунктов 4 и 5 раздела доклада Банка России, предусматривающих для финансирования стратегических инвестпроектов использование средств госбюджета и возможностей государственных институтов развития, повышение роли институтов развития, включая автоматический механизм их докапитализации в дальнейшем.

Что касается проектов по импортозамещению, по мнению кредитных организаций, со временем, они могут стать драйвером устойчивого развития на ближайшие 10 лет.

Однако, следует учитывать, что если в условиях, когда финансовый рынок России был открыты для иностранных инвесторов, ощущался дефицит длинных инвестиционных ресурсов по разумным ставкам в российских рублях, то в настоящее время дефицит инвестиций только усилится.

По мнению кредитных организаций, Правительству Российской Федерации необходимо сформулировать долгосрочные цели и задачи российской экономики до 2030 года, и на их основе выработать среднесрочные задачи на 3-летний период, обеспечивающие выполнение долгосрочных целей развития.

В текущей геополитической ситуации необходимо менять парадигму развития и обеспечить разумное использование ограниченных ресурсов.

В связи с чем, Правительству Российской Федерации, по нашему мнению, было бы целесообразно определить критерии приоритетных стратегических проектов и перечень продукции «второго эшелона», но и обеспечить координационное планирование реализации таких проектов.

В рамках такого планирования, как представляется, должно быть определено: какие виды продукции, и в каком количестве, и за какие периоды времени, должны быть замещены.

Плановые задания по организации производства импортозамещающих товаров первой очереди должны быть распределены между регионами, с учетом их ресурсных возможностей, логистики, наличия отраслевых базовых компетенций при акценте на ключевой показатель – скорость организации производства.

Импортозамещение товаров второй очереди необходимо использовать, в том числе, как драйвер развития регионов.

Региональные власти, в свою очередь, должны обеспечить привлечение предпринимателей в своих регионах к реализации проектов по выпуску товаров на конкурсной основе при использовании следующих критериев отбора: обеспеченность проекта собственными ресурсами, время реализации проекта, наличие компетенций.

Некоторые проекты потребуют дополнительных мер стимулирования на федеральном и региональном уровнях для повышения их привлекательности таких как применение специальных тарифных и нетарифных мер протекционизма рынков на сроки, близкие к срокам окупаемости проектов, налоговые льготы. Для кредитных организаций, принимающих участие в финансировании таких инвестиционных проектов, необходимы дополнительные меры стимулирования в виде:

- снижения требований по созданию резервов на возможные потери по ссудам, в том числе и по кредитам с кредитными каникулами как по погашению основного долга, так и по обслуживанию процентов;
- предоставления длинного фондирования как за счет институтов развития, так и за счет прямого рефинансирования под ставки, соответствующие разумным срокам окупаемости проектов.

К сожалению, оценить эффективность декларируемых в докладе Банка России риск-ориентированных регуляторных стимулов для участия кредитных организаций в проектах по экономическому развитию на данном этапе не представляется возможным, учитывая, что доклад не содержит даже концепции их введения.

АРБ надеется, что настоящие комментарии кредитных организаций к тексту доклада Банка России будут полезны при формулировании Банком России мероприятий по развитию финансового сектора и стимулированию участия кредитных организаций в финансировании экономического развития Российской Федерации и выражает готовность принять участие в работе рабочей группы по выработке окончательной редакции проекта Основных направлений развития финансового рынка на 2023 год и период 2024-2025 годов если такая группа будет Банком России создана.

Выражаем уверенность в дальнейшем эффективном и конструктивном сотрудничестве с Банком России по вопросам стратегического развития банковского сектора и регулирования деятельности кредитных организаций.

С уважением,

Президент АРБ,
Академик РАН
Г.А. Тосунян


Прикрепленные документы

Читай также