Ответ Министерства Финансов РФ на письмо АРБ «О применении контрольно-кассовой техники при расчетах платежными картами через сеть Интернет»

История переписки

От 04.07.2017 № 03-01-15/42316
на № А-01/5-238 от 20.04.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение Ассоциации Российских Банков от 20.04.2017 № А-01/5-238 по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее - Федеральный закон № 290-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ

.Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

С учетом изложенного, при осуществлении расчета в сети «Интернет» электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией. В тоже время буквальное прочтение отдельных положений Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона № 290-ФЗ) может толковаться как обязанность (за некоторым исключением) применять кредитными организациями ККТ при осуществлении ими любых расчетов.

Вместе с тем отмечаем, что такое толкование противоречит мнению Минфина России, согласно которому обязанность применять кредитными организациями ККТ при осуществлении в их офисах расчетов и иных банковских операций отсутствует, и вменение такой обязанности для кредитных организаций не являлось целью Федерального закона № 290-ФЗ.

Учитывая изложенное, в целях формирования единого подхода в правоприменении и исключения неправильного толкования положений Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона № 290-ФЗ) Минфином России будут внесены изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ, направленные на исключение толкования норм указанного закона как обязанность применять кредитными организациями ККТ при осуществлении в их офисах расчетов и иных банковских операций.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев



История переписки Прикрепленные документы

Читай также