Законопроект о новых механизмах санации банков. Анализ коррупциогенных факторов

08.02.2017   \  Давайте обсудим

Лариса Санникова, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИГП РАН

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части создания дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)» вызывает обеспокоенность наличием целого ряда коррупциогенных факторов.

Антикоррупционная экспертиза данного законопроекта, проведенная в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, позволила выявить следующие коррупциогенные факторы:

1. Широта дискреционных полномочий, предоставленных Банку России:
В частности, не определены максимальные сроки санации банков с участием Фонда консолидации банковского сектора, что может привести к ползучему огосударствлению банковского сектора и, как следствие, к нарушению конкурентной среды.

2. Определение компетенции Банка России по формуле "вправе":
В законопроекте используется данная формула используется 10 раз: дважды в части 4) статьи 2; один раз в части 5) статьи 2, семь раз в части 11) статьи 5.

3. Отсутствие или неполнота административных процедур; Выборочное изменение объема прав :
Проявляется в отсутствии регламентированной процедуры выбора банка для санации. В соответствие со ст. 189.47.1 Банк России вправе принять решение о направлении в банк представителей Банка России в целях проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или урегулировании обязательств банка (часть 11 статьи 5 законопроекта).

4. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага):
Следует отметить, что для реализации Банком России акций (долей в уставном капитале), имущества (имущественных прав), приобретенных в ходе предупреждения банкротства банков предусмотрено в ст. 189.57.1 проведение открытого аукциона. Однако он может проводиться и с понижением стартовой цены предмета аукциона, которая определяется Банком России на основе размера (часть 18) статьи 5 законопроекта).



Комментарий Президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна

Полноценный механизм санации не может существовать без активного участия Центрального Банка. Ведь обеспечение стабильности финансовой системы заключается не только в отслеживании и поддержании ее состояния, но и в принятии необходимых мер в случае появления проблем.

В то же время к законопроекту есть ряд вопросов. В нем предусматривается, что на период санации контролировать банк будет структура Банка России, то есть с каждым рухнувшим банком доля государства в банковском секторе будет увеличиваться. И в документе не оговорено, в какой момент этот порочный круг будет разорван. Необходимо более четко прописать процедуру выхода государства из капитала банков, прошедших финансовое оздоровление.

Согласен с коллегой относительно замечания по поводу злоупотребления словом «вправе». В законах мы сталкиваемся с тем, что регулятор очень часто вправе предпринимать те или иные действия, но очень редко встречаем описание его обязанностей. Если в законе прописаны только права, то не понятно, какова ответственность и каковы обязательства регулятора, а это неправильно.

Также я считаю, что в законе необходимо указать формальные критерии, по которым власти будут определять, какие из неустойчивых банков отправлять на санацию, а каким отказывать в праве на существование.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)»

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Сегодня 13:40

На мировых рынках преобладает позитив

Магомед Магомедов, аналитик ФГ «Финам».