В связи с необходимостью решения вопроса о корректировке подхода к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций в целях

25.05.2009   \  Новости АРБ


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

В связи с необходимостью решения вопроса о корректировке подхода к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов (далее – ССВ), а также в целях устранения угрозы вынужденного исключения из ССВ жизнеспособных банков, которые формально нарушили отдельные числовые показатели в связи с текущей ситуацией на финансовом рынке, Ассоциация российских банков направила соответствующее обращение в Банк России (см. на сайте АРБ Письмо от 21.05.09 № А-02/5-311).

Принимая во внимание требования частей 3 и 3.1 статьи 48 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Закон № 177-ФЗ) и 4 части 2 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», основания для исключения банков из ССВ аналогичны основаниям для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

При оценке финансовой устойчивости банков на основании Указания ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» (далее – Указание № 1379-У), финансово неустойчивым банком по формальным основаниям может быть признан банк, который является вполне жизнеспособным, так как недостатки в его деятельности не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков. Введение же в соответствии с Законом № 177-ФЗ Банком России в отношении такого банка запрета на привлечение вкладов физических лиц крайне негативным образом отражается на его финансовой устойчивости. Это усугубляется еще и тем, что введение указанного запрета является публичным, поскольку обязывает банки размещать в доступных для клиентов помещениях информацию о прекращении у него права привлекать во вклады денежные средства физических лиц. Такой порядок особенно существенно сказывается на деятельности банков в условиях сложившейся кризисной ситуации.

В то же время действующий в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.05.08 № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (далее – Указание № 2005-У) общий порядок оценки финансового положения кредитных организаций позволяет в полной мере, всесторонне и адекватно контролировать ситуацию в кредитных организациях, в том числе с точки зрения обеспечения интересов вкладчиков.

Параллельное применение двух хотя и незначительно, но различающихся методик оценки финансового положения кредитных организаций (на основании Указания № 2005-У и Указания № 1379-У) усложняет надзорные процедуры и создает дополнительные обременения для кредитных организаций, не дающие существенного позитивного эффекта.

Представляется, что для целей ССВ целесообразно использовать единую систему оценки финансовой устойчивости банка на основании оценки, производимой в соответствии с Указанием № 2005-У для целей банковского надзора, исходя из следующего:

- банк, обратившийся за разрешением на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, может быть признан соответствующим требованиям ССВ, если по результатам оценки экономического положения он классифицирован Банком России в соответствии с Указанием № 2005-У не хуже, чем во 2-ю группу, т.е. отнесен к банкам, в деятельности которых не выявлены текущие трудности и(или) не имеющим текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев;

- банк – участник ССВ признается не соответствующим требованиям к участию в ССВ в случае если его деятельность создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков, т.е. банк не способен своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей либо имеется реальная опасность этого и отсутствует перспектива устранения такой угрозы.

Такой подход позволит не только более адекватно оценивать финансовое положение банков для целей ССВ, но и снизить административное и финансовое обременение банков и Банка России на проведение оценок одновременно по двум различным системам.

Принимая во внимание изложенное, Ассоциацией российских банков разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», направленный на унификацию надзорных требований для целей участия в ССВ и целей общего надзора.

Агентство по страхованию вкладов поддерживает предложение Ассоциации российских банков о внесении изменений в статью 48 Закона № 177-ФЗ.

В своем обращении в Банк России АРБ просит поддержать инициативу банковского сообщества о внесении предлагаемых изменений в Закон № 177-ФЗ.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Аналитика    Вчера 18:43

Рынок финиширует на минорной ноте, причина распродаж – Трамп

Тимур Нигматуллин, аналитик отдела анализа рынков  «Открытие Брокер».

Аналитика    Вчера 16:12

Россияне стали меньше экономить

Россияне отметили стабилизацию цен на основные категории продуктов и стали меньше экономить. Единственной категорией, где заметен значительный рост цен, стало автомобильное топливо. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ ...

Интервью    Вчера 11:31

Артем Сычев: «У нас нет задачи банк наказать, есть задача понять, что нужно делать в системе целиком»

Усиление борьбы с хакерскими атаками на банки и их клиентов потребовало не только изменений законодательства. Смогут ли новые требования регулятора к банкам повысить сохранность клиентских средств, “Ъ” рассказал и. о. главы департамента информбезопасности Банка России Артем Сыч...