Президент АРБ Гарегин Тосунян выступил на заседании Комиссии РСПП

09.11.2018   \  Новости АРБ

8 ноября Президент АРБ, сопредседатель Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Гарегин Тосунян выступил с основным докладом на заседании Комиссии, обсудившей вопрос «Об использовании инструментов банковского регулирования для расширения кредитования российской экономики».

В основе доклада - использование инструментов банковского регулирования для расширения кредитования российской экономики на примере малого и среднего предпринимательства (МСП).

Гарегин Тосунян привел такие цифры. По количеству субъектов МСП доминирует микробизнес, а в микробизнесе - компании с оборотом до 30 млн рублей и потребностями в кредитных ресурсах до 5-10 млн рублей. Именно они в наибольшей степени нуждаются в государственной поддержке. С середины 2012 доступность кредитов для субъектов МСП существенно снизилась – доля кредитов МСП в общем кредитном портфеле бизнесу сократилась с 24% до 15% на начало 2018 года. С середины 2014 года кредитный портфель субъектам МСП сократился в абсолютных числах на 20%, при сохранении доли МСП в ВВП и росте совокупного кредитного портфеля бизнесу.

Для увеличения доли МСП в ВВП необходимо опережающее развитие кредитования субъектов МСП. В связи с этим остро встает вопрос регулятивного воздействия, нацеленного на увеличение объемов кредитования МСП, - подчеркнул докладчик.

В Нацпроекте МСП, состоящем из Федеральных Проектов, главным является проект - «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию». На данный проект приходится почти 2/3 (63,7% или 262,9 млрд руб.) расходов федерального бюджета, запланированного на весь Нацпроект МСП.

Главной задачей этого федерального проекта является предоставление субсидий кредитным организациям на кредитование по льготной ставке субъектов МСП. На решение этой задачи запланировано выделить 118 млрд рублей. Планируется выдать таких льготных кредитов на сумму более 10 трлн рублей за 6 лет.

Однако субсидирование процентной ставки не расширяет круг получателей заемного финансирования, а только удешевляет его, причем, чаще всего, для тех субъектов МСП, которые и так легко могут его получить.

Как отметил Гарегин Тосунян, необходимо повышать доступность заемного финансирования для новых заемщиков - субъектов МСП – т.е. увеличивать число субъектов МСП, которые могут привлекать банковский кредит или займ МФО.

Господдержку следует сфокусировать на содействии субъектам МСП в получении своего 1-го, 2-го или 3-го кредита. Получив первые кредиты (микрозаймы) и обслужив их, субъект МСП сформирует свою положительную кредитную историю, приобретёт опыт привлечения и обслуживания кредита и сможет в дальнейшем самостоятельно привлекать заемные ресурсы.

И для этого есть механизм – национальная гарантийная система (НГС) и субсидирование банкам и МФО потерь, связанных с выдачей первых кредитов/займов субъектам МСП. Конечно, НГС нуждается в докапитализации и донастройке, ведь только 7 из 84 региональных гарантийных организаций выдают больше 100 поручительств за год. Поэтому главным инструментом господдержки должно выступать не субсидирование процентной ставки, а механизм гарантирования.

Вместе с этим в Федеральном Проекте отсутствует базовая, по мнению банковского и предпринимательского сообщества задача - стимулирование банков и МФО к финансированию субъектов МСП. И здесь важно существенно упростить, и снизить затраты банков на выдачу небольших (до 5 млн рублей) кредитов.

Среди конкретных предложений, сформированных по итогам консультаций с предпринимательским и банковским сообществами и озвученных докладчиком:

1. Снижение себестоимости выдачи небольших (до 5 млн рублей) кредитов:

  • получение и хранение любой информации в электронном виде;
  • получение информации о заемщике от государственных органов в электронном виде;
  • оценка платежеспособности клиента на основе финансовых потоков и Big Data;
  • сохранение упрощенного порядка сопровождения кредитов, исключенных из ПОС;
  • уменьшение со 100 до 50 минимального числа кредитов, необходимых для создания ПОС (для банков с базовой лицензией);
  • гармонизация объема и периодичности предоставления финансовой отчетности субъектом МСП в банк с используемым им налоговым режимом и объемом и периодичностью сдачи им финансовой отчетности в налоговую службу.

2. Снижение коэффициента использования капитала для микробизнеса до 0,5;

3. Уменьшение коэффициента использования капитала банков под кредиты малого и среднего предпринимательства до 0,75 независимо от включения кредита в ПОС;

4. Установление Банком России специального регулятивного режима (Регулятивная песочница), позволяющего банкам, кредитующим МСП, проводить в ограниченной среде эксперименты по внедрению новых методов, инструментов и механизмов кредитования МСП без риска нарушения нормативных документов Банка России.

5. Включение банков с базовой лицензией в периметр государственной системы поддержки МСП (например, программа «6,5» ЦБ РФ и Корпорации МСП).

6. Зафиксировать право банка на получение, ведение и хранение досье клиента в электронном виде.

7. Создать механизм присвоения региональным гарантийным организациям 1-ой категории качества.

8. Решить проблему «черных списков»:

  • сократить основания включения субъекта МСП в «черные списки»;
  • дифференцировать требования по включению в «черные списки» в зависимости от масштаба субъекта МСП. Предоставлять отсрочку включения в списки при небольшом объёме (до 100-200 тыс. руб.) «подозрительных» операций;
  • отработать механизм реабилитации предприятий, включенных в «черные списки».

9. Разработать и утвердить подходы к процессу онлайн- кредитования субъектов МСП, включая удаленную аутентификацию субъектов МСП.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Это интересно    Сегодня 09:40

Самый юный в мире криптомиллионер в 334-й раз похоронил биткоин

К сегодняшнему дню, согласно данным 99bitcoins, биткоин «умирал» уже 334 раза. Примечательно, что автором последнего «некролога» стал самый молодой в мире криптомиллионер Эрик Финман, в свое время сколотивший на криптовалюте неплохое состояние.

Точка зрения    14.12.2018 14:48

Решение Банка России повысить ставку выглядит логичным на фоне ускорения инфляции

На сегодняшнем заседании ЦБ РФ нанес упреждающий удар по инфляции, повысив ключевую ставку до 7,75%. Решение вписывается в международный тренд. С 18 по 19 декабря 2018 года пройдет очередное заседание ФРС США. На нем будет также определена судьба ставки. С большой долей вероя...