Президент АРБ провел Открытую дискуссию «Государственная поддержка и расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансированию»

27.11.2018   \  Новости АРБ

27 ноября Президент АРБ Гарегин Тосунян провел Открытую дискуссию «Государственная поддержка и расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансированию».

Во вступительном слове он отметил, что вопросы повышения доступа МСП к финансированию являются актуальными в связи с поставленной Президентом РФ задачей по увеличению занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек к 2024 году.

Гарегин Тосунян привел статистику, согласно которой портфель кредитов субъектам МСП сократился при росте портфеля кредитов бизнесу в целом. По его словам, для того, чтобы быть эффективной, поддержка МСП должна быть более массовой и концентрироваться в нижнем сегменте. Президент АРБ предложил обсудить, насколько потребности субъектов МСП нашли свое отражение в Нацпроекте МСП, разработанном Правительством РФ, и Дорожной карте Банка России.

Советник службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Роман Марков рассказал о работе по совершенствованию критериев отбора банков для участия в программах господдержки МСП с целью упрощения их доступа к участию в государственных программах поддержки: в частности, планируется отменить требования к банкам по капиталу и ряд других формальных требований, сохранив при этом только требование к опыту работы банка с МСП. Также он рассказал о мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности для предпринимателей и совместной работе регулятора с другими ведомствами в этом направлении.

Член «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса», генеральный директор и управляющий партнер компании «Профессиональный Юридический Центр» (ООО «АЛИР») Александр Любосердов рассказал о совместной с Агентством стратегических инициатив (АСИ) работе, направленной на повышение доступности кредитных ресурсов для МСП: участии в подготовке предложений «Трансформация делового климата» Минэкономразвития РФ и предложений к Нацпроекту МСП.

Представители банков обратили внимание на важность скорейшей доработки инструментов поддержки МСП. По словам некоторых банкиров, процедуры для участия в госпрограммах поддержки МСП бывают настолько сложными и трудозатратными, что работать банку в этом сегменте становится не выгодно. Также участники дискуссии обратили внимание на то, что для того, чтобы выдавать кредиты новым субъектам МСП (а не только рефинансировать старые займы), необходимо развивать конкуренцию в банковской сфере, особенно в регионах, в которых остались офисы одного-двух банков.

Ассоциация российских банков благодарит всех участников дискуссии.

Более 50 Вузов, банков и компаний приняли участие в Открытой дискуссии «Государственная поддержка и расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансированию»:

ВУЗы

  1. Воронежский государственный университет;
  2. Российский государственный социальный университет, Москва;
  3. Институт экономики и финансов Волгоградского государственного университета (Волгоград);
  4. МГИМО, Москва;
  5. СГУ им. Н.Г. Чернышевского;
  6. "Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина" (г. Иваново);
  7. Псковский государственный университет;
  8. Саратовский социально-экономический институт;
  9. Вятский государственный университет;
  10. Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина;
  11. «Самарский государственный экономический университет»;
  12. Государственный социально-гуманитарный университет;
  13. "Удмуртский государственный университет" (Ижевск);
  14. Государственный гуманитарно-технологический университет";
  15. "Петрозаводский государственный университет";
  16. Кабардино - Балкарский государственный Университет им. Х.М. Бербекова - г. Нальчик;
  17. "РЭУ им. Г.В. Плеханова"
  18. РАНХиГС;
  19. Донской государственный технический университет;
  20. СПбГУ (Санкт-Петербург);
  21. ВШЭ Москва;
  22. НИУ ВШЭ;
  23. ДВИУ РАНХГиС, г. Хабаровск.
  24. Воронежский государственный университет;
  25. Северо-Осетинский Государственный Университет г.Владикавказ;
  26. Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова;
  27. Волгоградский государственный университет (Волгоград);
  28. «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена».

Банки, компании, госорганы

  1. "ЭНЕРГОТРАНСБАНК" (АО);
  2. Фора-банк;
  3. АО Банк ТКПБ;
  4. Risk-Enterprise;
  5. Российский капитал;
  6. "МСП Банк";
  7. Банк Кузнецкий Мост;
  8. "Торжокуниверсалбанк;"
  9. АО "Банк Интеза";
  10. Нэклис Банк;
  11. Морской Банк;
  12. Правительство Хабаровского края;
  13. Министерство экономического развития Хабаровского края;
  14. «Банк «Вологжанин»;
  15. «Тексбанк»;
  16. Юнистрим ;
  17. Примсоцбанк;
  18. Банк Возрождение;
  19. ИНТЕРПРОГРЕССБАНК";
  20. АО "ГЕНБАНК;
  21. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы;
  22. «Международный расчетный банк»;
  23. Сургутнефтегазбанк.


Поступившие вопросы:

Вопросы, поступившие от Якунина Сергея Вадимовича (Профессор кафедры банковского дела, денег и кредита Саратовского социально-экономического института):

1. В стране действует 508 банков - 16,1% от всего количества зарегистрированных и лицензируемых Банком России. Из 3 158-ми когда-либо регистрировавшихся кредитных учреждений 2 268 ликвидированы, у 374-х отозваны лицензии. В 14-ти регионах РФ не осталось ни одного собственного банка. Только в 11-ти субъектов количество действующих региональных банков превышает четверть от всех зарегистрированных ранее кредитных организаций.

В Саратовской области местных осталось 7 - "Агророс", "Балаково", "Газнефть", "НВК", "Саратов", "Экономбанк" и "Синергия", являющаяся теперь расчетной небанковской кредитной организацией. "Небольшие региональные банки традиционно занимали нишу кредитования малого и среднего бизнеса. Снижение их численности ослабляет конкуренцию в этой специфической нише", считают специалисты РЭУ им. Плеханова.

https://news.sarbc.ru/main/2018/11/15/225056.html

Вопрос: Как вы считаете крупные банки способны заменить региональные в кредитовании малого и среднего бизнеса.

2.Национальный проект отвечает ключевым задачам по обеспечению достижения показателя увеличения численности занятых в секторе МСП до 25 млн. человек к 2024 году. Необходимо увеличить среднюю продолжительность жизни предприятий малого и среднего бизнеса с 5 лет сегодня до 6-7 лет в 2024 году. На решение этой задачи будут работать как мероприятия федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», так и федеральных проектов «Акселерация субъектов МСП». Наряду с масштабной программой по предоставлению доступа к льготному кредитованию, предлагается дальше развивать микрофинансирование, лизинг и запустить альтернативные источники финансирования, в том числе краудфандинг и биржевые инструменты.

http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/18004.html

Вопрос: Осенью 2018 должны были принять закон о регулировании криптовалют, использование блочейна. Подскажите пожалуйста может уже приняли, просто мы не знаем.

Нижеперечисленные вопросы возникли в результате изучения доклада института экономического роста им. П.А.Столыпина -Согласно опросу ВЦИОМ основное сдерживающее влияние на развитие производства оказывает неопределенность экономической ситуации. Вопрос: Как вы считаете, усилия которые направлены руководством страны на развитие МСП могут быть напрасны так как неопределенности экономической ситуации вызвана внешними факторами.

- Несмотря на общую положительную динамику числа МСП в 2018 г. и рост рабочих мест на предприятиях МСП, структура МСП ухудшилась: реально рост зафиксирован только в численности ИП в категории микропредприятий, их количество увеличилось на 111,9 тыс. ед., почти 80% из которых вновь созданные. В свою очередь количество средних компаний снизилось на 346 ед. за год, достигнув 20 078 ед., а количество малых компаний снизилось на 2 355 ед., достигнув 264 593 ед.

Вопрос: Как вы считаете, что надо предпринимать для развития МСП.

Вопросы поступили от Дятловой Ольги Викторовны (Российский государственный социальный университет, Зам. декана по методической работе к.э.н., доцент):

  1. Какая динамика объема предоставления льготных кредитов для предпринимателей за последние 5 лет?
  2. Какие из имеющихся инструментов доступа предпринимателей к финансированию наиболее востребованы в России?
  3. Облегчит ли разработанный Минэкономразвития механизм "трансформации делового климата" доступ предпринимателей к финансированию?
  4. Какие виды субсидирования затрат будут предусмотрены предпринимателям?
  5. Какие цифровые инструменты планируется вводить в рамках данного проекта?
  6. Какие современные инструменты финансового рынка могут способствовать расширению источников финансирования малого и среднего предпринимательства?
  7. Ужесточение требования к резервированию – это большая проблема для банков, кредитующих малые и средние предприятия (МСП). Хорошие банки для регулятора те, которые не кредитуют МСП, или это заблуждение?
  8. Как вам видится расширение перечня инструментов финансирования МСП.
  9. Насколько серьезна для банков проблемы сомнительных операций МСП.
  10. Как повысить эффективность государственных финансовых программ поддержки МСП.
  11. Какова роль инфраструктуры поддержки и институтов развития в ускоренном развитии МСП
  12. Существует ли по вашему мнению проблема формирования предпринимательских компетенций у молодежи? Какие необходимы инструменты поддержки процессов формирования этих компетенций?
  13. Каких знаний не хватает нынешним выпускникам с точки зрения реального сектора?
  14. Как масштабировать имеющиеся удачные практики формирования предпринимательских компетенций?

Вопрос поступил от Евгения Садовского (Директор, Финансовые институты и международный бизнес КБ «ЭНЕРГОТРАНСБАНК»):

В Дорожную карту Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства включено мероприятие реализуемое при участии Банка России - Расширение доступа банков к участию в государственных программах поддержки субъектов МСП путем оптимизации критериев их отбора. Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП») разработаны нормативные документы по Программе стимулирования кредитования субъектов МСП на 2019 г. с согласованными с Банком России изменениями. С целью наращивания участников Программы за счет региональных банков и банков с базовой лицензией Корпорация проведет процедуру отбора банков для участия в реализации Программы. При этом отбор банков будет проходить в рамках «Порядка отбора банков для участия в реализации Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства», который определяет основные критерии отбора. В основном все критерии нам понятны. Только есть такой критерий как «Финансовая устойчивость Банка, оцениваемая по результатам анализа отчетности кредитной организации в соответствии с Методикой оценки финансовой устойчивости банков–партнеров АО «Корпорация «МСП», в которым определены основные маркеры, определяющие вероятность стать участником в реализации данной Программы. Как банки могут ознакомиться с данной Методикой или хотя бы узнать об основных показателях финансовой устойчивости Банка, определены данной Методикой?

Вопросы, поступившие от Воронежского государственного университета:

Назовите перспективные, на ваш взгляд, для кредитования МСП отрасли экономики? Насколько остро стоит вопрос финансовой грамотности субъектов МСП, как фактор сдерживания развития кредитования? Какие основные сдерживающие факторы кредитования МСП Вы видите?

Вопрос, поступивший от Рубцовой Ольги Леонидовны («Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», доцент кафедры экономической теории и экономического образования):

Какова роль микрофинансовых организаций в кредитной поддержке малого бизнеса в РФ?

Вопросы, поступившие от Иванченко Ольги Григорьевны (помощник Губернатора Хабаровского края по экономическим вопросам, д.э.н):

Для дальневосточных регионов целевые показатели национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (численность занятых в сфере МСП, включая ИП; доля малого и среднего предпринимательства в ВВП; доля экспортеров, являющихся субъектами МСП, включая ИП, в общем объеме несырьевого экспорта) труднодостижимы.

Прежде всего, это касается ограниченных возможностей участия малого бизнеса в закупках крупнейшего и крупного бизнеса. Формирование с конца 1990-х годов вертикально интегрированных структур привело к практическому исключению регионального малого бизнеса из процесса закупок крупнейших компаний, инвесторов, работающих на территории субъектов РФ, тем более на Дальнем Востоке.

Доступность привлеченных и заемных источников финансирования, в том числе финансовой поддержки АО "МСП Банк" и АО "Корпорация МСП" для предпринимателей ДФО и Хабаровского края также имеет дополнительные фильтры, в отличие от крупнейших центров страны. Основными ограничениями являются:

-сложности в получении кредитов субъектами МСП категории "микробизнес" (от 3 до 10-15 млн руб.); -недостаточность лимитов, выделяемых банкам-партнерам АО "Корпорация МСП" и головными организациями для региональных подразделений; -низкая доступность кредитования МСП в муниципальных районах в связи с удаленностью; -высокие требования АО "МСП Банк", предъявляемые к проектам субъектов МСП.

Эти вопросы являются актуальной повесткой в течение ряда последних лет и постоянно поднимаются на мероприятиях, посвященных финансовой поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе в рамках ежегодного Дальневосточного форума предпринимателей (третий форум прошел в октябре 2018 года).

В целях развития предпринимательства на Дальнем Востоке предлагается:

1) создать механизмы доступности для дальневосточного малого бизнеса продуктов и мер государственной поддержки (сегодня "львиная доля" предоставляется в центральной части страны);

2) переориентировать продукты АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", АО "МСП Банк" в сторону дальневосточного малого бизнеса, в том числе:

• установить лимиты на программы кредитной и гарантийной поддержки для субъектов МСП, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, по льготным ставкам (Программа стимулирования кредитования 6,5);

• установить обязательную квоту на кредиты для субъектов МСП категории "микро- и малые предприятия" в размере не менее 30% от общего лимита, выделенного на программы по кредитной и гарантийной поддержке МСП;

• смягчить требования, предъявляемые к субъектам МСП, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, в части сокращения количества документов и отчетности при обращении за поддержкой, а также в части смягчения рейтинговой модели АО "МСП Банк";

• снизить процентные ставки по Программе стимулирования кредитования субъектов МСП АО "Корпорация МСП" (10,6% и 9,6%) в связи с утратой их привлекательности как для субъектов МСП, так и для банков;

3) создать механизмы вовлечения дальневосточного малого бизнеса в закупки крупнейших компаний, действующих на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе реализующих свои проекты в условиях ТОСЭР и других режимов, направленных на поддержку инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке.

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.