Обращения в банки: навязывание страховки при получении кредита

15.06.2017   \  Новости АРБ

Граждане через сервис «Обращения в банки» на сайте Ассоциации российских банков жалуются на навязывание страховых продуктов при оформлении кредитов и на невозможность вернуть сумму при досрочном погашении кредита. Вот фрагменты некоторых обращений в банки, оставленных на сайте АРБ:

«Оформили ипотеку и оплатили страховку. Ипотеку погасили быстро и расторгли договор страхования досрочно. 21 ноября 2016 года оформили со страховой компанией доп. соглашение о возврате средств в течение 10 рабочих дней. Деньги до сих пор не вернули»

«Отказался от добровольного страхования. Оператор отказалась заключать со мной договор кредитования, сославшись на предписание руководителя регионального отделения банка выдавать какие-либо кредиты без оформления договора страхования»

«Прошу разобраться с проблемой расторжения договора страхования не списывать денежные средства. Ваши "сотрудники" очень корректны и "внимательны", в это они преуспели, но от внимательного выслушивания к выполнению просьбы никак не приступят»

«Всегда почему-то верил, что банк всегда возвращает страховки. Сейчас политика у банка другая, давать нечитаемые договоры, а потом утверждать то, что выгодно банку»

Банки в ответ на эти претензии, как правило, отмечают, что услуга страхования является добровольной, и отказ от нее не влияет на окончательное решение в выдаче кредита. Они также подчеркивают, что лишь обращают внимание на целесообразность страховки. По поводу невозврата суммы страховки они обычно сообщают, что переправили жалобы клиентов в страховую компанию.


Павел Медведев, Финансовый омбудсмен при АРБ

Заявления о навязанных страховках, от которых нет никакой возможности отказаться, идут сплошным потоком. Главная проблема – в изобретательности тех, кто ее навязывает.

Первое – главное – изобретение: присоединение клиента банка к договору коллективного страхования. Со слов людей, обращающихся ко мне, когда они получают в банке в нагрузку к кредиту страховую услугу, им часто даже объясняют, что Центральный банк позаботился о них, и что они могут отказаться от страховки. В доказательство приводится договор, в котором черным по белому написано: «Я проинформирован, что вправе отказаться от услуги «Подключение к программе страховой защиты» в любое время при условии оплаты Банку фактически понесенных им расходов». Правда, клиент не проинформирован, что подписал не страховой договор, а согласие на подключение к программе коллективного страхования. То есть он не выступает в роли страхователя и, соответственно, не может расторгнуть договор, и отказ от «услуги» не поможет ему вернуть деньги. Но это выясняется позже, когда договор подписан и «задний ход» дать нельзя.

Вторая хитрость – комиссия за заключение страхового договора. Клиент банка, отказавшись от страховки, получает назад деньги, но в сумме в разы меньшей, чем то, что он заплатил за эту страховку. Удивленному до крайности гражданину объясняют, что вернули ему страховую премию полностью, но большая часть суммы пошла на оплату комиссии за оформление страховки.

Всех хитростей, конечно же, не перечислить. Куда как более прагматичным представляется исключить причину, по которой финансисты идут на подобные ухищрения. Она кроется в непрозрачности этих услуг, отчасти обусловленной избыточными запретами и ограничениями, налагаемыми на финансовую деятельность.

Складывается замкнутый круг: «сверху» финансистам навязывают цену на их продукты, а они в свою очередь вынуждены соревноваться в «изобретательности».


См. также:

Обращение в банки: как исправить ошибку в кредитной истории

Обращения в банки: «требую прекратить звонки по поводу чужого кредита»

Обращение к финансовому омбудсмену: Могут ли банки списывать средства клиентов с карт в счет погашения кредитов?

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Новости АРБ    Вчера 00:00

VII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2017»

Комитет АРБ по информационным и интернет технологиям совместно с компанией «АйФин Медиа» подготовил и провел 18 апреля 2017 г. в выставочном центре «ИнфоПространство» (Москва, 1-й Зачатьевский пер., 4) VII Международную конференцию «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2017» (MobiFinanc...

Точка зрения    22.06.2017 14:43

Вместо борьбы с общим злом давайте накажем того, кого легче наказать

Сергей Григорян, Исполнительный вице-президент АРБ.«…Только так можно понимать предложение ввести возможность отзыва лицензии у банков, более 25% банкоматов которых не отвечают требованиям Центробанка РФ по проверке подлинности купюр…»

Новости АРБ    21.06.2017 15:06

Конференция «Актуальные вопросы развития наличного денежного обращения»

Новости АРБ    21.06.2017 15:05

Национальный банковский кубок имени Андрея Козлова

Новости АРБ    20.06.2017 12:52

Банки предпочитают дополнение лицензий словом «универсальная» либо «базовая» для отражения дифференциации

АРБ по просьбе ЦБ РФ провела опрос банков о вариантах отражения дифференциации между банками с универсальной лицензией и банками с базовой лицензией. Большинство опрошенных предпочитают дополнение названия лицензии словами «универсальная» либо «базовая» варианту добавления буквен...

Точка зрения    20.06.2017 08:36

Борьбе с забалансовыми вкладами помогут дееспособные комиссии по этике и создание системы учета вкладов населения

Эльман Мехтиев, Исполнительный вице-президент АРБ «...Ужесточение ответственности за «забалансовые» счета для сотрудников банков может быть лишь одним из шагов на пути решения проблемы. Целесообразным было бы создание системы учёта вкладов населения и дееспособных комиссий по...